29 Марта 2017
$56.94
61.81
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Где сходятся финансовые потоки

Этот год для Федерального казначейства юбилейный. Вот уже пятнадцать лет как создана эта государственная структура. Впрочем, ведомство имеет гораздо более почтенный возраст. Казначейство было организовано еще в 1711 году по указу Петра I.

Этот год для Федерального казначейства юбилейный. Вот уже пятнадцать лет как создана эта государственная структура. Впрочем, ведомство имеет гораздо более почтенный возраст. Казначейство было организовано еще в 1711 году по указу Петра I. Это был финансовый орган, куда перечислялись все доходы государства. В 1917 году казначейство было расформировано, и все его функции перешли к Центробанку. Прошло не одно десятилетие, прежде чем было принято решение вновь вернуться к системе казначейства. Днем второго рождения Федерального казначейства можно считать 8 декабря 1992 года, когда был подписан указ президента о его создании. А год спустя начало свою работу Управление казначейства Тверской области. На тот момент в штате управления числилось 60 человек. Сейчас в органах Федерального казначейства по Тверской области работает более тысячи сотрудников. О том, какие задачи стоят перед казначейством, мы беседуем с руководителем УФК по Тверской области Анатолием МОРГАЧЕВЫМ.

– За 15 лет работы казначейской системы в бюджетном процессе произошли радикальные изменения. В управлении реализована Концепция Единого счета для централизации учета и оптимизации потоков движения доходов и средств бюджетов всех уровней. С 2002-го по 2006 год в управлении открыты балансовые счета бюджетов всех уровней. Что это означает? На Единый балансовый счет управления стекаются все доходы по Тверской области, которые ежедневно распределяются согласно законодательно установленным нормативам и перечисляются на балансовые счета бюджета субъекта и местных бюджетов, открытых в управлении, а на счет ФК перечисляются федеральные средства. А дальше средства расходуются как бюджетополучателями федерального уровня, так и бюджетополучателями субъекта и местных бюджетов. Всего управлением обслуживается 406 балансовых счетов областного бюджета и 405 счетов муниципальных образований, а также открыто 1164 лицевых счета бюджетополучателей.

Кроме того, казначейство осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса и готовит отчетность об исполнении федерального бюджета.

Как явствует из нашей отчетности, доходы федерального бюджета в нашем регионе за 1-й квартал 2007 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли более чем на 135 миллионов рублей. Основные источники пополнения федерального бюджета – это доходы от налога на добавленную стоимость (50,2 %), единого социального налога – (20,6%), налога на прибыль (8%), акцизов (4,3%). Отмечу, что объем поступлений по налогу на добавленную стоимость уменьшился более чем на 70 миллионов. Это связано с ростом количества и сумм произведенных возвратов плательщикам по этому налогу. К примеру, в первом квартале 2007 года областным Управлением Федерального казначейства возвращено налогоплательщикам почти 200 миллионов рублей, что превышает сумму возвратов НДС за соответствующий период прошлого года на 131 миллион рублей.

Доходная часть областного бюджета за 1-й квартал 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 790 миллионов рублей. Возросли в 1,6 раза и поступления в бюджеты муниципальных образований Тверской области.

– Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о структуре расходов федерального бюджета в Тверской области в прошлом году.

– Начнем с того, что для ежедневного эффективного управления средствами федерального бюджета в управлении открыт Единый казначейский счет средств федерального бюджета и Единый казначейский счет по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. С 1 мая 2006 года управление работает в системе ежедневного перечисления доходов на счет казначейства России, а все расходы (опять-таки ежедневно) осуществляются органами ФК по поручениям бюджетополучателей со счета казначейства России. Как это происходит? Ежедневно на ЕКС управления из ФК поступают средства по заявкам бюджетополучателей, и в течение дня они расходуются, поэтому остаток средств на ЕКС управления ежедневно равен нулю. Стоит отметить, что, начиная с 2001 года наблюдается увеличение ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на содержание учреждений и на реализацию федеральных программ, а также на другие расходы. Если же говорить о структуре расходов, то федеральные деньги распределяются следующим образом: меньше всего средств выделяется на социальную политику – это всего 2 процента от всех расходов. Примерно столько же – 3 процента – пошло на здравоохранение и спорт. На образование пришлось 11 процентов (1474 миллиона рублей), чуть больше – 12 процентов – было выделено на решение общегосударственных вопросов. Почти в два раза больше (23 процента) расходов приходится на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. И, наконец, 31 процент – это расходы на национальную экономику.

По итогам финансового года выделенные годовые лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования использованы на 94,9 процента. Из выделенных в 2006 году лимитов неиспользованными на лицевых счетах остались 682,7 миллиона рублей. Наибольшая сумма возврата – 650,9 миллиона рублей – сложилась по ФГУ «Управление автомагистрали Москва – Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства». Причем 650,6 миллиона рублей были не использованы из-за невыполнения подрядными организациями договорных обязательств, остальные 0,3 миллиона рублей – это экономия средств заказчика.

– На сегодняшний день система казначейства – это уже устоявшаяся структура или все-таки развивающаяся?

– Система казначейства уже сложилась, вместе с тем каждый год в нашей работе происходят какие-то изменения. Все они направлены на повышение эффективности деятельности ведомства. Сейчас идет модернизация казначейской системы, внедряются новые технологии. К примеру, мы переводим всю работу администраторов доходов и получателей бюджетных средств в систему электронного документооборота, а также переходим к хранению в электронном виде первичных документов с использованием электронных подписей. Признаться, этот процесс идет туго. Учреждения, ссылаясь на разные причины, не торопятся внедрять новую систему. Тем не менее в будущем наша работа будет строиться на современных технологиях. Наши эксперты посчитали, что после их внедрения скорость обслуживания возрастет более чем в семь раз.

Кроме того, внедряется принцип единства кассы. Это делается для того, чтобы можно было оперативно отслеживать информацию о поступлении средств в государственную казну. Допустим, сейчас налогоплательщик сдает поручение об оплате, и информация об этом в Москву поступает только через три дня. В будущем это сообщение будет поступать в реальном времени. Что это даст? Возможность гораздо оперативней анализировать информацию о поступлении средств на счета казначейства. Ведь до сих пор существует такая проблема – на счетах казначейства остаток неиспользованных средств составляет уровень полуторагодовалого бюджета России. Получается, деньги лежат в федеральном казначействе, что называется, мертвым грузом, то есть не работают. И чтобы государство могло правильно распоряжаться этими средствами, и нужна централизованная система – единый счет на уровне Федерального казначейства России.

– Вы затронули важную тему – неполное освоение бюджетных средств. Вот ведь парадокс: бюджеты всех уровней испытывают проблемы с наполняемостью, но в то же время остаются неиспользованные средства. В чем причина?

– Органы Федерального казначейства Тверской области регулярно проводят разъяснительную работу с бюджетополучателями по вопросам полного и равномерного использования средств федерального бюджета. Можно сделать вывод, что часть предоставляемых лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования выделена без учета реальной потребности учреждения. Большая экономия складывается у учреждений по подстатье 213 «Начисления на оплату труда», поскольку при планировании не учитываются льготы по единому социальному налогу. Основная же причина неполного освоения выделяемых средств – недостатки планирования как на уровне министерств, так и на уровне распорядителей средств федерального бюджета. Об этом свидетельствуют не только неравномерное использование и остатки средств на лицевых счетах, но также многочисленные внесения изменений в течение финансового года в лимиты бюджетных обязательств и перерас­пределения между подведомственными учреждениями.

Если посмотреть в целом, то остаток денежных средств составил более 73 миллионов рублей. К примеру, в 2006 году субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий семей, проживающих в сельской местности, на строительство жилья для молодых семей и специалистов в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в общей сложности составили более 23 миллионов рублей, из них 11 миллионов остались неиспользованными.

– Какие еще задачи стоят перед вашим управлением?

– С 1 января прошлого года управление уже осуществляет кассовое обслуживание областных, муниципальных и поселковых бюджетов. Всего обслуживается 406 балансовых счетов областного бюджета и 405 счетов муниципальных образований. Кроме того, открыто 1164 лицевых счета бюджетополучателя. Из них 79 бюджетополучателей областных и местных бюджетов обслуживаются непосредственно в управлении.

Еще в 2001 году создан отдел, занимающийся вопросами обслуживания получателей местных бюджетов. На данный момент сформирована достаточно объемная нормативная база, позволяющая упорядочить процесс финансирования бюджетных ассигнований. Сотрудниками отдела осуществляется контроль за своевременным получением и целевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, мы занимаемся ведением Сводного реестра главных распределителей, распределителей и получателей средств федерального бюджета, а также Реестра государственных контрактов.

Еще одна из основных задач органов Федерального казначейства и администраторов поступлений в бюджет – снижение количества так называемых «невыясненных поступлений». На 1 апреля этого года только сумма невыясненных поступлений, зачисленных в областной бюджет, составила более четырех миллионов рублей. Высокие доходы такого рода объясняются низким уровнем платежной дисциплины и несоблюдением правил указания информации в расчетных документах, а также внесением изменений в нормативные правовые акты и законы субъекта РФ и местного самоуправления. Так, например, с 1 января 2007 года вступил в силу новый Лесной кодекс, а вместе с этим изменился порядок администрирования платежей за использование лесов, находящихся в федеральной собственности. В частности, отдельные полномочия по администрированию данных поступлений подлежат передаче от федеральных агентств лесного хозяйства органам государственной власти субъекта. Однако эти изменения до настоящего времени не нашли отражения в законодательных актах Тверской области. Кроме того, по-прежнему имеют место случаи перечисления налогоплательщиками средств напрямую на счета областного бюджета и финансовых органов местного самоуправления, минуя счет 40101 УФК по Тверской области .

– Из нашего разговора понятно, что объемы работы на этот и последующие годы у Тверского управления Федерального казначейства более чем значительные. Справитесь?

– Мы работаем четко и слаженно. Конечно, случаются технические сбои. Но, учитывая объем работы – в день обрабатывается по 15 тысяч платежных поручений, – это можно объяснить. Ежемесячно же УФК проводит в среднем более 207 тысяч платежных операций.

Особо стоит сказать о коллективе. В органах казначейства работают высококлассные специалисты. Работа в нашем ведомстве – это хорошая школа. Ведь у нас очень жесткий режим работы, высокая ответственность и технологические процессы сложнее, чем в банке. Поэтому на кадры, выращенные у нас, очень большой спрос, и многие наши бывшие коллеги работают в столице на ведущих должностях. Кроме того, у нас есть учебные заведения, где повышают свою квалификацию наши специалисты, и к нам едут учиться не только из России, но и из стран СНГ.

Беседовала Екатерина ВЛАДИМИРОВА

9

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию