30 Мая 2017
$56.71
63.37
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Машиностроение: от «вопреки» к «благодаря»

Для большинства предприятий отечественного машиностроения вопрос «Быть или не быть?» относится уже не к самому существованию – постперестроечный кризис ими пройден, а к возможностям освоения новых ниш на рынке. Меняются, хотя и медленнее, чем хотелось бы, и подходы государства к поддержке отечественного производителя.

Для большинства предприятий отечественного машиностроения вопрос «Быть или не быть?» относится уже не к самому существованию – постперестроечный кризис ими пройден, а к возможностям освоения новых ниш на рынке. Меняются, хотя и медленнее, чем хотелось бы, и подходы государства к поддержке отечественного производителя.

Еще недавно в этом плане полагались лишь на либерально-рыночные механизмы и вели нескончаемый процесс перераспределения активов. Промышленная федеральная политика начала вырабатываться только 2–3 года назад. И в Послании Президента Федеральному собранию не случайно сделан акцент на развитие перерабатывающей промышленности. Машиностроение в этом смысле – базовая отрасль, поскольку любая другая сфера, чтобы развиваться, требует станков, оборудования, то есть того, что производят машиностроители.

Соответственно изменились и внутренние приоритеты машиностроительных компаний, в том числе тверских, – насущным стало оснащение производства новейшими технологиями и подготовка соответствующих рабочих и инженерных кадров. Как сегодня решаются эти задачи в областном машиностроительном комплексе?

Приоритеты на вырост

Недавно состоялось расширенное собрание федерации машиностроителей Тверской области с участием депутата Государственной думы РФ, председателя Комитета по безопасности Владимира Васильева. Он подчеркнул, что любые, даже самые сложные и многоплановые проблемы вполне решаемы сообща. И привел примеры, как аналогичным образом в области решаются вопросы развития других отраслей. В частности, регионального лесопромышленного комплекса. Его проблемы подробно прорабатывались на совещаниях с участием губернатора области, депутатов Государственной думы от региона и Законодательного собрания, руководителей ряда заинтересованных ведомств. Их участники обобщали собственные идеи на заданную тему и предложения ассоциации лесопромышленников, готовили итоговые обращения к отраслевому руководству, к правительству, федеральным законодательным органам. И в итоге «пробили» ряд мер, стимулирующих отрасль заниматься глубокой переработкой древесины. При этом на федеральном уровне был решен вопрос об увеличении таможенной пошлины на вывоз кругляка из РФ.

Вопрос в том, насколько готовы к аналогичным активным действиям наши машиностроители, как объединенные в региональную федерацию, так и не входящие ни в какие подобные структуры.

Кстати, о внутри- и межрегиональной кооперации машиностроительных предприятий. Определенный ее опыт наработан в рамках региональной федерации машиностроителей. В свое время она создавалась для объединения преимущественно некрупных предприятий этой отрасли, которые на тот момент были целиком предоставлены сами себе и могли рассчитывать только на собственные силы. Ну и на взаимовыручку среди собратьев по отрасли. Эта взаимовыручка и стала основой деятельности федерации. За пять лет своего существования федерация показала себя вполне жизнеспособной и востребованной для машиностроителей региона организацией. И теперь среди ее членов все больше развивается разделение труда, когда нет нужды всем выпускать одно и то же, а есть возможность закупать друг у друга на выгодных условиях необходимые для собственного производства компоненты. На сегодня при федерации создано предприятие по ремонту оборудования – машинного парка, крановых установок и грузоподъемных механизмов. Имеется и структура, выполняющая функции общей для всех членов федерации юридической службы. Одна из ее задач – помогать им отбиваться от поползновений рейдеров, чей нездоровый интерес к регионам с годами лишь усиливается.

По мнению директората, развитием кооперации, причем необязательно в рамках федерации, напрямую связаны и дальнейшие перспективы отрасли. Машиностроительный комплекс области можно условно разделить на несколько групп: транспортное машиностроение (ведущие представители – ТВЗ, Торжокский вагонзавод, ЦКБТМ, ВНИИВ), создатели сельхозтехники («Бежецксельмаш», «Тверьсельмаш»), станкостроение («Савма», Кимрский станкостроительный завод), выпуск техники для строительства и ЖКХ (Ржевский краностроительный завод, «Тверьстроймаш»). Эти ведущие компании могли бы выступать в роли генподрядчиков, объединяющих вокруг себя родственные, да и не только, производства. По предварительным прогнозам, сегодня, если загрузить на 100 % областное машиностроение, оно обеспечит 70 тысяч новых рабочих мест, а это до 20 миллиардов рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. И снова будут подшефные школы, детские сады… И, конечно же, средние специальные учебные заведения. На собрании федерации машиностроителей в директорские массы уже не в первый раз была вброшена идея: заводам объединять усилия и на паях брать на содержание профильные училища и лицеи, где и растить рабочие кадры для своих нужд. К слову, сегодня предприятиям требуются не только токари и фрезеровщики, но в основном квалифицированные наладчики оборудования. То есть люди с высшим техническим образованием. И в этом плане перспективной видится кооперация в рамках сквозных договоров: вуз – предприятие. Ее отсутствие консервирует ситуацию оторванности науки от промышленности, а стало быть, технологическое отставание наших производств. А ее результатом могло бы стать в том числе наращивание кадрового потенциала компаний.

Факторы торможения

Болевыми точками отрасли остаются тарифная политика РАО «ЕЭС», ценовой диктат партнеров-монополистов – тех же энергетиков, газовиков, а также поставщиков материалов, в том числе цветных металлов. А поскольку расходы на закупку их товаров закладываются в себестоимость продукции наших заводов, их рост самым плачевным образом сказывается на конкурентоспособности предприятий отрасли. А в Тверском регионе доля тарифов естественных монополий в себестоимости продукции местного машиностроения даже выше, чем во многих других субъектах РФ. И при этом сегодня в условиях роста производства придется еще по второму разу строить заводские подстанции, нести большие расходы за присоединенные мощности.

Увы, не стала менее острой и проблема коррупции в государственных структурах, с которыми приходится иметь дело производственникам. Машиностроители, да и не только они, изрядно натерпелись от «импровизаций» структур, выдающих различного рода сертификаты, лицензии и т.д. и при этом порой склонных к самодеятельности в плане установления собственных правил игры, особенно на местах. Не облегчает жизнь товаропроизводителям и обилие «прикормленных» коммерческих фирм вокруг контролирующих организаций, к которым те направляют производителей на «обязательную» экспертизу, сертификацию и т.д.

Но самая неподъемная гиря, тянущая отрасль на дно на протяжении последних лет, – техническая отсталость большинства машиностроительных компаний. В итоге по производительности труда мы отстаем от ведущих экономик в 2–3 раза. Немногочисленные исключения только подчеркивают неумолимость правила. В целом по области состояние производственных фондов у местных машиностроителей, мягко говоря, проблемное: износ составляет в среднем 60 %, на ряде производств есть станки, которым более 30–40 лет. И жизнь там не угасает лишь благодаря сохранившемуся рабочему и инженерному потенциалу. А в последние годы положение еще более усугубилось с отменой налоговой льготы для предприятий, направляющих прибыль на модернизацию, на техническое перевооружение. Прежде эта прибыль налогом не облагалась. Но потом «наверху», видно, решили, что процесс модернизации промышленных компаний благополучно завершен, и льготы не стало. Увы, застопорилась и модернизация…

В этой ситуации спасением для машиностроителей могли бы стать целевые банковские кредиты на модернизацию. Однако их дороговизна – тоже из разряда хронических проблем. И это при том, что отечественные банки сегодня располагают более чем достаточными ресурсами. Но вот найти общий язык с промышленниками у них получается далеко не всегда. Участники собрания федерации машиностроителей жаловались друг другу на то, что, мол, банковские эксперты не умеют правильно оценивать залоговую стоимость заводских станочных парков. Берут балансовую стоимость оборудования, делят ее на три и получают залоговую – условно говоря, три копейки, тогда как кредит нужен на все пять, но его уже никто не даст. Что делать? Проводить собственными силами переоценку основных фондов, считают директора. Таким образом их стоимость сразу увеличится в разы. Но при этом надо иметь в виду, что с новой суммы придется платить и новые налоги. Так что резонно не просто переоценить, а прежде всего обновить основные фонды. Тем более что без модернизации бесполезно даже пытаться выпускать конкурентоспособную продукцию. Но чтобы переоснаститься, нужны быстрые и достаточно серьезные деньги. А заработать их можно, лишь выпуская то, что востребовано на рынке, то есть высококачественный товар, который не произведешь на старом оборудовании. Круг замкнулся. И пока мы по нему двигаемся, резюмировали участники собрания, мы теряем свои преимущества, унаследованные еще с советских времен, когда в промышленность вкладывались огромные средства.

Используя возможности

Однако минувшие годы все же не прошли даром, обогатив наш директор-ский корпус драгоценным опытом объединения усилий для выработки конструктивных подходов к решению самых сложных проблем. И на последнем собрании машиностроители большей частью не ограничивались констатацией проблем, с тем чтобы привлечь к ним внимание власти, а излагали свое видение их решения и делились наработанным опытом. К примеру, они подняли вопрос о выкупе и запуске в хозяйственный оборот земель, на которых расположены их компании. Вопрос этот давно назрел, ведь эти земли, помимо прочего, могли бы стать вполне ликвидным залогом при кредитовании машиностроительных компаний, и тогда доступность серьезных кредитов перестала быть для отрасли столь болезненной проблемой. Но до сих пор нет законодательного решения о продаже этих участков. Вся бы стать, считает директорат, передать компаниям безвозмездно земли, которые те занимали на момент приватизации.

Словом, у сегодняшнего машиностроительного директорского корпуса есть и детальное видение ситуации в отрасли в ее развитии, и наработки в использовании механизмов влияния на нее. В эффективности объединения усилий в рамках отраслевых федераций наши машиностроители убедились как на собственном опыте, так и на примере аналогичных объединений в развитых странах. И надо сказать, что эти примеры из жизни французского, японского, американского машиностроительных союзов, реализующих в теснейшем взаимодействии с государством концепцию развития экономики страны в целом через развитие своей отрасли, не только вдохновляют их российских коллег, но и настораживают. Поскольку их поддерживаемая на государственном уровне активность носит откровенно экспансивный характер и эта экспансия направлена на внешний рынок, в том числе российский. Да что там американцы с японцами – все большее беспокойство нашим производителям доставляют китайцы, пока что чуть уступая нам в качестве продукции, но успешно конкурируя в части дешевизны рабочей силы. К слову, Китай тоже демонстрирует государственный подход к развитию своей промышленности – из госбюджета направлено 80 миллионов евро на обучение рабочих и специалистов.

И потому наши машиностроители не устают повторять: мы, безусловно, будем и впредь прилагать все усилия для повышения конкурентоспособности своего продукта, но чуть бы больше понимания от властей всех уровней, больше протекционизма отечественным инвесторам, поддерживающим производство средств производства. Дело-то это государственной важности, и решение проблем необходимо на государственном же уровне. И важно не опоздать, не упустить возможности, предоставляемые профицитным бюджетом страны, ведь речь идет и о существенном наращивании базы для его пополнения.

Владимир Васильев был солидарен с тверскими машиностроителями по многим позициям. Как показывает жизнь, резюмировал депутат, проблема на самом деле не в недостатке прав и полномочий у разного рода официальных инстанций и общественных структур, а в степени их готовности ими сполна воспользоваться, объединить свой потенциал. В случае с лесопереработкой это получилось, стало быть, при наличии обоюдной заинтересованности и конструктивных подходов должно получиться и в региональном машиностроении. Тут же был предложен и механизм объединения усилий – создание рабочей группы по координации работы по восстановлению машиностроительного комплекса области с участием депутатов Государственной думы от Тверской области и областного ЗС. Сказано – сделано?

Светлана БАКАРДЖИЕВА

31

Возврат к списку

В тверском регионе стартовала кампания ЕГЭ-2017
Паспорт, хорошие знания и память – это все, что сегодня взяли с собой выпускники школ региона на экзамен по информатике и ИКТ.
29.05.201721:21
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию