17 Августа 2017
$59.65
70
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 01.06.2010

Алексей Огоньков о проблемных зонах муниципальной власти

Началась осенняя сессия Государственной думы РФ. Редакция попросила депутата Государственной думы, члена Комитета по вопросам местного самоуправления Алексея ОГОНЬКОВА рассказать о работе высшего законодательного органа страны в сфере дальнейшего реформирования системы местного самоуправления.

Началась осенняя сессия Государственной думы РФ. Редакция попросила депутата Государственной думы, члена Комитета по вопросам местного самоуправления Алексея ОГОНЬКОВА рассказать о работе высшего законодательного органа страны в сфере дальнейшего реформирования системы местного самоуправления.

– Алексей Валентинович, поскольку вы работаете в Комитете по вопросам местного самоуправления, то первый вопрос, естественно, касается муниципальной власти. Как известно, в настоящее время основные проблемы муниципалитетов связаны со сферой формирования и управления муниципальной собственностью. Чем это вызвано?

– Сложившаяся ситуация вызвана как недостаточным правовым регулированием имущественных отношений, так и неэффективным управлением муниципальным имуществом.

С одной стороны, органы местного самоуправления еще не научились в должной мере применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества, привлекать частный бизнес для предоставления социально-бытовых услуг населению.

С другой стороны, для формирования муниципальной собственности необходимо четкое разграничение объектов собственности между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями. К тому же многие проблемы возникают здесь еще и потому, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не вполне соответствуют перечню имущества, которое может находиться в собственности муниципалитетов. При этом законодатель применил принцип эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, для решения тех или иных вопросов местного значения. Реализация этого принципа в серьезной степени зависит от применения обеспечивающих качественное предоставление услуг населению организационно-правовых форм организаций, за которыми закрепляется муниципальное имущество.

Например, не предусмотрено использование муниципального имущества для решения таких вопросов, как создание условий для обеспечения жителей поселений услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства, а для муниципальных районов – создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

– Получается, что муниципалитеты лишены возможности влиять на решение жизненно важных для населения вопросов?

– Не совсем так. Сложившаяся ситуация связана с тем, что деятельность муниципальных унитарных предприятий и учреждений в этих сферах неэффективна. Кроме того, в муниципальной собственности не могут находиться объекты рыночной инфраструктуры, иначе появятся препятствия для развития малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях. Чтобы население не страдало от отсутствия необходимых для него услуг, муниципалитеты призваны оказывать содействие деятельности существующих или созданию новых хозяйствующих субъектов частной собственности. Такое содействие может выразиться в создании инфраструктурных условий для деятельности организаций по обеспечению населению услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

– Не секрет, что очень много граждан ждут от всех ветвей власти разрешения остро стоящей жилищной проблемы. Какая перспектива у них есть? Что могут сделать сегодня муниципалитеты в этой сфере?

– Прежде всего отмечу, что к вопросам местного значения поселений относится обеспечение жилыми помещениями не всех нуждающихся граждан, а только малоимущих, которым предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Сейчас в Государственной думе находится законопроект, предусматривающий для поселений собственный жилищный фонд для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, а также имущество, необходимое для содержания жилищного фонда.

А в целом жилищную проблему призван решить национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». На это рассчитана федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 годы. В ней предусмотрены меры по обеспечению жильем молодых семей, а также ветеранов и инвалидов, по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и с уровнем износа более 70 процентов.

– Организации питания в образовательных учреждениях – также одна из острых проблем сегодняшнего дня. Каковы функции муниципалитетов в ее решении?

– Организация питания в образовательных учреждениях не относится к вопросам местного значения муниципального района. Кроме того, создание муниципальных унитарных предприятий для организации питания в образовательных учреждениях ввиду отсутствия конкуренции при предоставлении данной услуги не будет способствовать снижению ее стоимости, а также обеспечению необходимого качества питания школьников. При этом, как правило, муниципальные унитарные предприятия не могут быть рентабельными без дотирования их из местных бюджетов. Чтобы разрешить проблему, Государственная дума рассматривает соответствующий законопроект, предусматривающий внесение в перечень имущества, находящегося в собственности муниципального района и предназначенного для решения установленных Федеральным законом № 131 вопросов местного значения, имущество, предназначенное для организации питания в школьных учреждениях.

– Алексей Валентинович, некоторые муниципалитеты отказываются решать самые животрепещущие вопросы, ссылаясь на отсутствие соответствующего имущества. Дело доходит до абсурда, когда некому, например, установить указатели с названиями улиц и номеров домов.

– Что касается установки указателей с названиями улиц и номеров домов, то органы местного самоуправления вправе иметь имущество на эти цели. В соответствии со статьей 50 Федерального закона № 131 они могут иметь «имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения».

Конечно же, проблем, связанных с формированием муниципальной собственности и совершенствованием имущественных отношений, очень много на сегодняшний день. Очевидно, что они требуют дальнейшего изучения и законодательного урегулирования. Чтобы население не пострадало в период осуществляемой реформы, нужно повсеместно добиваться слаженной работы между органами публичной власти всех уровней, а также их согласия с населением. При этом основными принципами следует считать необходимость повышения эффективности использования муниципального имущества и улучшение качества обслуживания населения.

– Известно, что правительство внесло в Государственную думу законопроект «О муниципальной службе в Российской Федерации». С вашей точки зрения в случае принятия такого закона повысятся ли эффективность и результативность профессиональной деятельности муниципальных служащих?

– Считаю, что повысятся. Этот законопроект как раз на это и нацелен, а также на то, чтобы обеспечить взаимосвязь муниципальной службы с государственной гражданской службой Российской Федерации.

Концепция законопроекта предусматривает формирование баланса полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирования муниципальной службы в целях обеспечения как единого статуса муниципальных служащих, так и возможности максимального учета национальных, культурных, исторических и иных местных традиций регионов России.

– Скажите, а чем принципиально будет отличаться статус государственного служащего от муниципального?

– Принципиальным положением законопроекта является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора, а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Данное положение законопроекта является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Учитывая положение статьи 11 Трудового кодекса РФ, согласно которому нормы трудового законодательства распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

Заключение контракта предусмотрено законопроектом только применительно к гражданину, поступающему на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности. При этом порядок замещения должности главы местной администрации по контракту, а также порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются действующим Федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

– А разве глава местной администрации не является муниципальным служащим?

– В настоящее время складывается судебная практика, свидетельствующая о том, что органы судебной власти по-своему трактуют Закон о местном самоуправлении, утверждая, что глава местной администрации не является муниципальным служащим. Надо признать, что Закон о местном самоуправлении не дает четкого ответа на этот вопрос. Поэтому большой плюс законопроекта в том, что он устраняет данную неопределенность, закрепляя, что глава местной администрации является муниципальным служащим.

– Алексей Валентинович, сейчас идет такое модное поветрие, когда при решении кадровых вопросов предпочтение отдается молодежи. Людям, имеющим высокий профессиональный уровень, указывают на двери при достижении ими определенного возраста. При таком подходе не получится ли, что в органах местного самоуправления исчезнут профессионалы и на их место придут люди, не отягощенные глубокими знаниями жизни, не умудренные жизненным опытом?

– Законопроект как раз учитывает необходимость сохранения на муниципальной службе профессиональных и опытных кадров, потому что он предусматривает увеличение предельного возраста для замещения должности муниципальной службы с 60 до 65 лет.

– Какие еще серьезные плюсы есть у данного законопроекта?

– Взять хотя бы то, что он вносит ясность в вопрос относительно того, кто для муниципального служащего является нанимателем, а кто работодателем. Согласно законопроекту нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя – работодатель. Работодателем может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), в соответствии со структурой органов местного самоуправления и иных муниципальных органов, определенной в уставе муниципального образования.

– Какие, на ваш взгляд, есть серьезные минусы у законопроекта?

– Я разделяю мнение тех, кто видит в проекте закона ряд серьезных минусов. В частности, не согласен с тем, что законопроект относит решение вопроса о ежемесячных и иных дополнительных выплатах муниципальным служащим к компетенции региональных властей. Это неправильно, так как данный механизм идет вразрез с конституционным принципом самостоятельности местного самоуправления. Есть и другие проблемные зоны в законопроекте, над разрешением которых наш комитет будет работать, чтобы законопроект в целом позволял повысить эффективность работы органов местного самоуправления и иных муниципальных органов.

– И последний вопрос. Каковы ближайшие планы работы Комитета по вопросам местного самоуправления?

– Ближайшие планы связаны с формированием основного финансового документа страны – бюджета на 2007 год. Именно федеральный бюджет является важнейшим инструментом, позволяющим решать задачи стратегического порядка. Наш комитет наряду с другими призван добиться того, чтобы бюджет будущего года соответствовал ожиданиям населения, поскольку на сегодняшний день российская экономика действительно способна эффективно решать стоящие перед Россией задачи и в социальной сфере, в сфере национальной обороны и безопасности, и в сфере стимулирования промышленного производства, внедрения инноваций, развития инфраструктуры. В связи с этим начало осенней сессии для депутатов Государственной думы, в том числе и для нашего комитета, ожидается быть особенно напряженным.

Мария ПЕТРОВА

32

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость