18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 01.06.2010

Формула правды

Выступление заместителя губернатора Тверской области Михаила Куржиямского на Всероссийской конференции «СМИ и общество» 10 апреля 2006 года.

Выступление заместителя губернатора Тверской области Михаила Куржиямского на Всероссийской конференции «СМИ и общество» 10 апреля 2006 года.

Современная Россия переживает период перехода к информационно-коммуникативному обществу. Общеизвестным признаком этого является быстро возрастающий доступ все более широких слоев населения к информационным инструментам современного мира – от компьютеров с выходом в Интернет до мобильной связи.

Чем обширнее рынок средств массовой информации, чем они разнообразнее, тем больше появляется возможностей для реализации во все возрастающих объемах принципов свободы информации и свободы слова. При этом сектор влияния каждого отдельного средства массовой информации сужается. Его аудитория становится меньше. Но коммуникативное взаимодействие с ней активизируется и становится более эффективным.

Социальная коммуникация не может осуществляться без социальной ответственности. Поэтому на новом этапе развития общества и средств массовой информации возникает понимание ограниченности принципа свободы слова. Мы все видели буквально на днях, что в российском Интернете достаточно долгое время был открыт сайт с прямыми инструкциями по организации массовых беспорядков и иных действий, направленных против существующего правопорядка, носящих деструктивный характер и опасных для общества.

Вопрос не в том, почему во-время не удалось закрыть подобную коммуникативную линию. Вопрос в том, почему современное российское общество до сих пор не обзавелось механизмами противодействия экстремизму в медийном пространстве, на коммуникативно-информационном поле.

Такие факты вынуждают признать, что российское общество в настоящее время в значительной степени деклассировано. Люди не видят мотивации для движения к лучшему. Население раздроблено и по социальному, и по национальному, и по территориальному признакам.

Произошла дезориентация сознания огромного количества наших соотечественников. И эта дезориентация зачастую переносится на социум в целом. На интуитивном уровне это выражается в неприятии смыслов и ценностей, превалирующих в наиболее мощных средствах массовой информации, которые в значительной степени выражают идеологию правящего класса. То есть социальная коммуникация не срабатывает или срабатывает с обратным знаком.

В качестве примера сошлюсь на шокирующие данные недавнего, проведенного в середине марта опроса слушателей радиостанции «Эхо Москвы». По его результатам почти три четверти опрошенных высказали готовность проголосовать за лидера соседнего государства в качестве кандидата на пост Президента России. В качестве объяснения такого решения приводилось то, что, по мнению слушателей, у наших соседей отсутствуют наиболее раздражающие их проблемы современной России: социальное неравенство, коррупция, неудовлетворительное состояние правопорядка.

Неэффективность социальной коммуникации современных СМИ – прямое следствие той свободы слова при отсутствии действенных механизмов как общественного, так и государственного, законодательно оформленного контроля, которая царила в масс-медиа с начала 1990-х годов. Преобразование СМИ из советских в постсоветские проходило под знаком поверхностно понятых и плохо усвоенных либертарианских теорий. Акцент делался на свободу в смысле независимости от всех и вся.

Этот период быстро сменился эпохой откровенной зависимости от крупного бизнеса в центре и от местных властей, очень часто связанных с местным крупным бизнесом, в регионах. Эта тенденция, известная на Западе уже очень давно, представляет опасность для самих средств массовой коммуникации. В них воцаряется цензура, зачастую не менее жесткая, чем при тоталитарных режимах, а профессия журналиста теряет всякие моральные основания. Их заменяет предельно циничная формула: «Что выгодно хозяевам – выгодно мне и потому должно навязываться общественному мнению».

Между тем для демократии как формы государственной организации базовыми правилами при осуществлении социальной коммуникации являются принципы ответственности СМИ перед обществом. Эти принципы выражаются в строгой обязательности профессиональной компетентности: правдивости, точности, объективности и сбалансированности информации. В том, что СМИ сознательно избегают всего, что ведет к насилию, беспорядкам, нарушениям прав национальных меньшинств. Наконец, в том, что плюрализм мнений предполагает не только свободу высказываний, но и свободу критики.

Государство, если оно предполагает продолжение собственной истории, не должно оставаться в стороне от процессов социальной коммуникации. Тоталитарные и авторитарные режимы подразумевают под этим ужесточение контроля за всеми формами массовой коммуникации и создание с их помощью мифологизированного образа государства, за которым стоит государственная идеология. В демократическом обществе государство выступает в социально-коммуникативном процессе равноправным игроком, а роль государственной идеологии исполняет политическая платформа партии власти.

Современная Россия в этом смысле представляет нехарактерный пример. Если говорить о политической системе страны, то у многих нынешних партий крайне похожие программы, которые отличаются лишь нюансами. И российские избиратели по идеологическому признаку их не различают. Поэтому победы на выборах нередко достигаются не ясными и четкими социально-экономическими программами, а административным ресурсом или манипуляциями профессиональных пиарщиков.

Таким образом, современное российское государство и та партия, которая сегодня де-факто является партией власти, должны сознательно и последовательно стремиться к качественному изменению, повышению эффективности социальной коммуникации посредством СМИ. Для этого необходимо решать проблемы взаимной интеграции власти и специалистов современной пропаганды – журналистов и специалистов по связям с общественностью.

Но прежде всего необходимо выстроить понятную, убедительную – и значит честную и правдивую – партийную идеологию. Потому что в России правда в народном сознании всегда выступала высшей, сакральной ценностью. Правда не только в смысле информационной достоверности, но и в смысле утверждения права как системы принятых общественным сознанием ценностей и норм.

Лично я напрямую столкнулся с проблемой отсутствия у власти и ее институтов внятного образа и артикулированной идеологии, когда руководил пресс-службой Совета Федерации. Сейчас на уровне Администрации Президента идет поиск формулы такой идеологии, которая, с одной стороны, отражала бы исторический опыт страны и ментальные особенности населения, с другой – четко позиционировала свои отличия, чтобы стать узнаваемой и понятной для населения, стать эффективной в смысле социальной коммуникации. Это необходимо для того, чтобы власть и ее представители были понятны и адекватно воспринимаемы гражданами страны, чтобы население объединялось вокруг четких мотиваций и идеологем.

Мне представляется перспективной в этом смысле идея исходить в построении идеологии российской партии власти из вопроса о месте России в мире.

При этом не следует сводить все к возвращению Российской Федерации положения великой страны, даже сверхдержавы. Полтора года назад мне довелось организовывать научную конференцию на тему «Формирование образа России в геопространстве». И там прозвучала очень, на мой взгляд, плодотворная мысль, которая напрямую связана с действенностью социальных коммуникаций. Я уже говорил в самом начале о том, что в ходе социальной коммуникации возникают новые смыслы. Такими смыслами являются воспринимаемые как индивидуальным, так и массовым сознанием целостные образы. Мысль в том, что у России для каждого стратегического региона в мире должен быть свой имидж, учитывающий сферу стратегических национальных интересов. То есть где-то мы заинтересованы в высоких ценах на нефть, где-то – в сбыте нашей высокотехнологичной продукции, включая вооружения, где-то – в притоке инвестиций. Имидж России должен быть многогранным, но в каждой грани привлекательным и мотивирующим на тот уровень и характер отношений, который стратегически выгоден стране.

Если переносить это на внутреннюю политику, то действовать необходимо по тем же законам. Россию составляют регионы, весьма отличающиеся друг от друга по множеству параметров природно-географического, ресурсно-экономического, этнического, культурного характера. Для каждого из них должен быть разработан свой мотивационный механизм. Для каждого – найдены особые социально-коммуникативные подходы, которые должны укреплять единство страны, формировать разнообразный, но одновременно целостный образ.

20

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость