29 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Муниципальный рубль: стратегия прироста

В одной из недавних публикаций «ТЖ» («Муниципальный рубль станет золотым», № от 16.05.2007) мы рассказывали о том, как в нашей области осуществляется реформирование муниципальных финансов. При этом упоминалось региональное ноу-хау: предоставление на конкурсной основе субсидий на реформирование муниципалитетам, подготовившим и представившим соответствующие программы для получения средств из созданного в структуре расходов областного бюджета Фонда реформирования муниципальных финансов (ФРМФ). При этом деньги из фонда, разумеется, должны были тратиться опять-таки строго по определенному плану. Насколько умело и с пользой для территорий муниципалитеты ими распорядились?

В одной из недавних публикаций «ТЖ» («Муниципальный рубль станет золотым», № от 16.05.2007) мы рассказывали о том, как в нашей области осуществляется реформирование муниципальных финансов.

При этом упоминалось региональное ноу-хау: предоставление на конкурсной основе субсидий на реформирование муниципалитетам, подготовившим и представившим соответствующие программы для получения средств из созданного в структуре расходов областного бюджета Фонда реформирования муниципальных финансов (ФРМФ). При этом деньги из фонда, разумеется, должны были тратиться опять-таки строго по определенному плану. Насколько умело и с пользой для территорий муниципалитеты ими распорядились?

Об этом рассказывает заместитель начальника управления бюджетной политики департамента финансов Тверской области Артур АБИЛЬПЕИСОВ.

Как известно, было проведено два конкурсных отбора среди муниципалитетов. В 2005 году победители первого из них получили второй транш субсидий из фонда по итогам первого этапа реализации реформ (таблица 1).

По завершении этапа реформирования муниципалитеты подробно отчитались об исполнении плана использования 2-го транша субсидий из ФРМФ. При оценке этих отчетов проверялось, насколько соответствовали фактические расходы средств из местного бюджета, предусмотренных на реализацию очередного этапа программы реформирования муниципальных финансов, запланированным объемам расходов на этот период. Если эти фактические расходы на очередном этапе программы реформирования полностью соответствовали объемам, предусмотренным в уточненном плане использования субсидий из ФРМФ, либо превышали их, план использования субсидий считался выполненным.

В соответствии с приложением 22 к закону Тверской области от 28.12.2005 №169-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2006 год» органы местного самоуправления сами определяли, какие конкретные мероприятия (статьи) должны финансироваться за счет субсидий, а также порядок использования этих субсидий. В отчетах муниципальных образований было детально расписано, сколько средств они потратили по основным направлениям: на реализацию программы реформирования муниципальных финансов

(т.е. непосредственно программных мероприятий), на погашение долговых обязательств и кредиторской задолженности, на развитие социальной инфраструктуры территории.

К началу текущего года муниципалитеты – победители первого отбора практически завершили реализацию программ реформирования своих финансов. При этом планы использования субсидий из ФРМФ они выполнили в полном объеме. С учетом местных бюджетных ресурсов на финансирование программных мероприятий ими было потрачено в общей сложности 29,6 млн. рублей, что составило 88,4% от запланированной суммы в 33,5 млн. рублей.

Использование средств 2-го транша из ФРМФ муниципальными образованиями – победителями 1-го конкурсного отбора

На представленной диаграмме 1 видно, что наибольшую долю в общей сумме средств ФРМФ муниципальные образования израсходовали на приобретение компьютерной техники и программного обеспечения, в том числе по администрированию доходов (31,1%) в рамках подготовки по переводу местных бюджетов на казначейское исполнение и переходу к единым формам бухгалтерских документов. Возможностью пополнить IT-парк местных финансовых служб сполна воспользовались в Осташковском районе и Кимрах, существенную часть полученных сумм вложили в эти покупки в Бежецком и Весьегонском районах.

Для четырех муниципалитетов этого конкурсного отбора одной из основных статей расходов выделенных средств определено погашение кредиторской задолженности бюджетных учреждений (32,9%).

Еще одним приоритетом в использовании областных средств стало приобретение и установка приборов учета в бюджетных учреждениях (22,1%), позволяющего вести более точный учет расходов на жилищно-коммунальные услуги. Наибольшую часть полученного транша направили на эти цели в Кимрах и Ржеве. В процессе реформирования муниципальных финансов средства также направлялись на консультационные услуги, повышение квалификации сотрудников, развитие системы муниципального заказа, развитие социальной инфраструктуры, а также стимулирование персонала, выполнявшего дополнительную нагрузку по реализации мероприятий.

Суммарный финансовый эффект этих вложений, полученный в основном за счет новых возможностей администрирования налоговых поступлений и установки приборов учета в бюджетных учреждениях, по оценке органов местного самоуправления, составил 8,0 млн. рублей.

Теперь – о победителях 2-го конкурсного отбора, которые к началу этого года завершили первый этап реформ. В 2005 году им были перечислены субсидии из ФРМФ в следующих суммах (таблица 2):

Первый транш субсидий из ФРМФ все участники целиком использовали на реализацию программ реформирования муниципальных финансов. При этом предусматривалось, что софинансирование этого проекта из местного бюджета должно составить не менее 20%. В итоге на 1-м этапе реформы муниципалитеты освоили в общей сложности 13,6 млн. руб., или 84,9% от планируемой суммы в 16 млн. рублей.

Структура уточненных планов использования 1-го транша субсидий из ФРМФ муниципальных образований – победителей 2-го конкурсного отбора во многом совпадала с аналогичной структурой расходования средств из Фонда муниципалитетами, стартовавшими в реформу годом ранее. (См. диаграмму 2.)

Использование средств 1-го транша из ФРМФ муниципальными образованиями – победителями 2-го конкурсного отбора

Как видно из диаграммы 2, и в этом случае наибольшая доля затрат пришлась на приобретение компьютерной техники и программного обеспечения (59,3% от суммарного объема расходов) в рамках работы по переводу местных бюджетов на казначейское исполнение. Муниципальные власти понимают, что эти вложения с лихвой окупятся. Ведь казначейская система – это и гарантированная оперативная и достоверная информация о состоянии муниципальных финансов, и более эффективное и целевое использование средств из местной казны, и своевременность и рациональность этих расходов, и надежный контроль над всеми бюджетными средствами, исключающий их «замораживание» на текущих счетах распорядителей и получателей. При казначейском исполнении упрощается процесс финансирования, ускоряются сроки прохождения денежных средств, что, безусловно, повышает маневренность денежных потоков. И вполне логично, что большинство муниципалитетов – участников 2-го конкурсного отбора отдали приоритет именно этой статье расходов. Своеобразным рекордсменом здесь стал Спировский район, вложивший в закупку компьютеров и соответствующих программ 90% полученных из фонда средств. Немногим уступили ему в этом плане г. Торжок (86%) и Ржевский район (80%).

На втором месте по доле затрат вполне предсказуемо оказалось приобретение и установка приборов учета (23,6%), позволяющих вести более точный учет расходов на жилищно-коммунальные услуги. Наибольшую долю транша (49%) вложили в эти закупки в Кимрском районе, серьезно потратились на эти цели также в Фировском (47%), Калязинском (45%), Торжокском (40%) и Кашинском (34%) районах.

Кстати, из десяти участников проекта три – Ржевский, Торжокский и Спировский районы – ограничили свои расходы именно этими двумя статьями – «на компьютеры» и «на счетчики». Большинство же участников предпочло использовать и другие возможности снизить затраты и увеличить доходную часть местных бюджетов. Они закупали программные продукты по администрированию доходов и финансировали мероприятия, связанные с созданием и ведением реестра муниципальной собственности. Речь здесь шла в том числе о проведении земельного кадастра и инвентаризации объектов и сооружений внешнего благоустройства. К примеру, в Кашинском районе затраты на организацию системы учета муниципальной собственности составили 29% от общего объема «реформенных» средств, в Кимрском районе – 20%, в Фировском – 19%, в Лихославльском – 16%.

А вот селижаровцы заострили внимание и на необходимости экономического обоснования тарифов на ЖКУ, предусмотрев расходы на проведение независимого аудита (технической и экономической экспертизы) местного ЖКХ.

Три района – Кашинский, Кимрский и Лихославльский – воспользовались возможностью, используя средства транша, повысить квалификацию местного персонала.

Суммарный финансовый эффект в ходе реализации 1-го этапа программ реформирования от целевых расходов 1-го транша субсидий из ФРМФ, по оценке органов местного самоуправления, составил ориентировочно 4,0 млн. рублей.

По результатам реализации этапов программ реформирования на основании решения Межведомственной комиссии по распределению субсидий из Фонда реформирования муниципальных финансов Тверской области и распоряжения администрации Тверской области муниципальным образованиям в 2006 году предоставлены субсидии в следующих суммах (таблица 3).

Основные результаты реформирования

Конечно, для каждого муниципального образования – участника проекта они свои – где-то, к примеру, больше преуспели в совершенствовании системы планирования бюджетных показателей или управлении бюджетными расходами, где-то добились наиболее эффективных преобразований в сфере ЖКХ и т.д. Но есть и общие для всех итоги. Прежде всего завершен перевод на казначейскую систему исполнения местных бюджетов, в которых полностью консолидированы доходы бюджетных учреждений от предпринимательской и прочей прибыльной деятельности. На основе плана социально-экономического развития муниципалитеты формируют среднесрочные финансовые планы. Органы местного самоуправления приняли нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление залога и финансово-экономической информации предприятием, претендующим на получение бюджетной гарантии. Активнее стали использоваться методы программно-целевого планирования и анализа эффективности бюджетных расходов, проводится межмуниципальное сравнение бюджетных показателей. Налажен совокупный (консолидированный) учет всех долговых обязательств муниципального образования; формируется системный подход к управлению муниципальной собственностью. Более профессиональным стал анализ результативности и эффективности процедур муниципального заказа и бюджетных расходов. Наконец, повышается открытость деятельности местной власти в финансовой сфере для общественности, функционируют официальные интернет-сайты местных администраций.

Главный же результат – создаются совершенно новые система и культура управления муниципальными финансами.

Таким образом, Фонд реформирования муниципальных финансов позволил создать действенную систему финансового стимулирования проведения бюджетных реформ на местном уровне и стал одним из эффективных инструментов политики администрации области по внедрению принципов результативного бюджетирования.

Необходимо отметить, что со 2-го полугодия 2006 г. по решению администрации Тверской области из Фонда реформирования предоставляются субсидии на реализацию Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – в случае, если поселения реализуют полномочия в полном объеме, предусмотренные этим законом. В этом году районами, участвующими в экспериментальном проекте, стали Калининский и Лесной. На поддержку проекта из областного бюджета в 2006 году им выделено 7,0 млн. руб., в этом году предусмотрено 15 млн. руб. Как идет реализация полномочий органами местного самоуправления поселений этих районов, мы расскажем в следующих номерах газеты. А с 2008 года из областного бюджета планируется предоставлять в рамках реализации ФЗ-131 на конкурсной основе субсидии на институциональные реформы городским и сельским поселениям.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

11

Возврат к списку

Дмитрий Медведев: «Институт предварительного голосования работает»
Во всех регионах, где 28 мая проходило предварительное голосование, по окончании праймериз состоялось прямое включение с Председателем партии «Единая Россия» Дмитрием Медведевым, посвященное подведению итогов предварительного голосования партии.
29.05.201700:10
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию