22 Сентября 2017
$58.22
69.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Кто же настоящий «пират»?

Борьба с распространением контрафактной музыкальной продукции в Твери, да и вообще в нашей стране превратилась чуть ли не во всенародное дело

Борьба с распространением контрафактной музыкальной продукции в Твери, да и вообще в нашей стране превратилась чуть ли не во всенародное дело. Но многие меломаны почему-то не рады тому, что с полок наших магазинов время от времени исчезают дешевые диски, а взамен появляются более дорогостоящие. Казалось бы, удивительно, что вопрос качества при этом мало кого интересует. На контрафактных пластинках можно услышать то, что хочется, а не то, что пропагандируют бизнесмены от музыки. Даже аудиофилы все чаще приобретают пластинки формата Mp3, руководствуясь тем, что на этих болванках записано гораздо большее количество информации. К сожалению, зарубежные владельцы концернов звукоиндустрии, которые контролируют и российские филиалы своих компаний, настроены более чем решительно, и вовсе не потому, что «пираты» отнимают хлеб у исполнителей...

Нынешний кризис звукоиндустрии - самый глубокий за всю историю ее существования.

В начале 80-х, когда намечался спад в конце золотой эпохи звукоиндустрии, внедрение CD привело к небывалому подъему. Маклерам удалось продать слушателям ту же самую музыку, которую они уже имели на виниловых носителях, в виде компакт-дисков. Причем при переиздании старых альбомов новые контракты с музыкантами не заключались, поэтому весь доход пошел в карманы представителей компаний звукоиндустрии.

В 90-х звукоиндустрия перешла на новую тактику быстрой раскрутки звезд. Синглы и альбомы получали необычайно высокий бюджет для маркетинга. Из никому не известных исполнителей делали кумиров, которые затем быстро исчезали со сцены. Договор заключался на три альбома. В раскрутку первого вкладывались безумные деньги - от сотен тысяч до нескольких миллионов. Если же он дохода не приносил, то музыканта «замораживали», превращая в вечного должника концерна.

Целевой группой стратегии «повышенных оборотов» - навязывание потребителям суперзвезд, возникших как бы ниоткуда, - были не люди, которые музыкой интенсивно интересуются, а таковыми считаются те, кто покупает более 9 CD в год - их всего пять процентов от общего народонаселения, а те, кто вообще музыку никогда не приобретает. Расчет был на то, что если на них сильно надавить, то они музыку купят. Навязывались бой- и герл-группы, нью-метал, евроденс, короче, все, что у нас называют «попсой». Речь при этом идет не о качестве и новизне музыки, а исключительно о создании и эксплуатации громких имен, фактически - торговых марок. Эта система, ориентированная исключительно на сверхзвезд - от Rolling Stones до смехотворных Spice Girls - отлично функционировала до конца 90-х.

В 2001 году в США из стартованных фирмами-мейджорами 6455 новых коллективов, то есть 6 с половиной тысяч новых CD, лишь 112 смогли вернуть вложенные в них средства. Из этого следует, что мейджоры явно вели нерентабельное производство и так дальше продолжаться не может.

За последние три года объем рынка звуконосителей уменьшился на 6 миллиардов долларов. Это оборот одного из пяти активно функционирующих концернов звукозаписи. Следовательно, можно считать, что один из них должен был прекратить свое существование. Но их руководители нашли себе отговорку, мол, не осталось настоящих звезд. К тому же воротилы музбизнеса посчитали, что виноваты в этом... интернетовские файлообмены типа Napster. На это файлообменщики и выжигальщики, по-нашему - «пираты», заявили, что CD стоят слишком дорого.

Действительно, сегодня цена на CD за рубежом - 18 евро, хотя еще в эпоху отсутствия единой европейской валюты стоили они на треть дешевле. Но концерны уверяют, что компакт-диски вовсе не подорожали.

Попытаемся провести несложный подсчет: независимый лейбл по-среднему продает тираж оптовику-распространителю (фирме-дистрибьютору) по 7 евро за CD. Далее компакт-диски распространяются по магазинам примерно по 10 евро за штуку. Окончательную цену - 18 евро - определяют владельцы торговых точек. Вроде все правильно. Но...

Почему, скажем, книги бывают дешевыми и дорогими, а все CD стоят одинаково? Почему компакт-диск с 40 минутами музыки стоит столько же, сколько и CD, на котором 80 минут музыки? Почему если 80 минут диска разбросаны на две пластинки, то цена такого альбома в два раза выше? Почему виниловые грампластинки стоят столько же, хотя их изготовление, хранение и транспортировка обходятся куда дороже?

Ответ один: цену на CD определяют не реалистические расчеты - ее диктуют концерны, боясь упустить сверхприбыль. При этом надо заметить, что при переиздании диска его себестоимость не превышает и двух евро, то есть не более четырех евро при продаже.

Но представьте себе ситуацию, когда на полках магазинов появятся такие дешевые диски, а публика, как Ниагарский водопад, сметет все с полок и... насытится. Что тогда? Музыкальный рынок просто можно закрыть. Ведь, скажем, рубахи и ботинки изнашиваются, автомобили ржавеют, а песни остаются не только в памяти, но и в домашних коллекциях. И очень мало кто постоянно пополняет свой запас любимых песен.

При этом современная звукоиндустрия тесно связана с молодежной культурой. Именно в сфере музыки для несовершеннолетних разгорались страсти, появлялись новые имена, именно эта музыка наводнила собой радио, телевидение и музыкальные журналы. Однако тинейджеры не отвечают звукоиндустрии взаимной любовью. Они вкладывают свои сбережения в видеоигры, комиксы, кроссовки, в DVD-фильмы и в болванки для выжигания компакт-дисков. Концерн Universal зарабатывает на музыке для молодежи всего 14 процентов своего дохода. По-прежнему за рубежом более 50 процентов всех CD покупает менее пяти процентов потребителей. Итак, получается, что кризис звукоиндустрии приближается все стремительней.

Как же выглядят представления звукоиндустрии и ее лоббистов об устройстве будущей жизни?

В сентябре прошлого года председатель немецкого отделения союза фоноиндустрии Герд Гебхард представил на обсуждение свой план. В частности, этот план предусматривает создание нового типа некопируемого звуконосителя, то есть повтор трюка с компакт-диском, заменившим виниловую грампластинку. Это даст возможность производителям компенсировать всю упущенную на «пиратстве» прибыль.

Комментировать этот процесс не имеет смысла. Однако, стоит заметить, что обеспечивать досуг народонаселению и выкачивать из него деньги вполне возможно и без продажи музыкальных консервов.

Вадим КАБАНОВ

При подготовке статьи автор использовал материал Андрея Горохова «Кризис звукоиндустрии» (Немецкая волна, Музпросвет) и Стива Альбини «Контракт твоей мечты» (Maximum Rock'n'roll #133).

11

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость