22 Сентября 2017
$58.22
69.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Муниципальный рубль станет золотым?

Как уже рассказывала «ТЖ» (№ от 20.02.2007 г.), все регионы и муниципальные образования страны участвуют в ежегодно проводимом Всероссийском конкурсе экономического развития России «Золотой рубль». В попечительский совет конкурса входят представители Администрации Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, МЭРТ, Минрегионразвития, Госкомстата РФ и других федеральных структур, а также ряда общественных организаций.

Как уже рассказывала «ТЖ» (№ от 20.02.2007 г.), все регионы и муниципальные образования страны участвуют в ежегодно проводимом Всероссийском конкурсе экономического развития России «Золотой рубль».

В попечительский совет конкурса входят представители Администрации Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, МЭРТ, Минрегионразвития, Госкомстата РФ и других федеральных структур, а также ряда общественных организаций. При общности основных задач каждый из состоявшихся в минувшие годы конкурсов «Золотой рубль» был направлен также на достижение конкретных целей, определяемых исходя из вызовов времени.

Не стал исключением и конкурс этого года. Экспертная комиссия конкурса всякий раз с особым вниманием рассматривает динамику тех показателей, достижение которых в той или иной степени характеризует работу местных органов власти. Ведь одна из его основных задач – поддержать именно те территории, где очевидны усилия и местных властей, и всего населения, направленные на развитие своего города или региона. В рамках реализации ФЗ-131 ставится задача кардинального повышения эффективности местной власти как организатора процессов и создателя механизмов развития территорий. В этом плане конкурс этого года делает акцент на муниципальный уровень, поощряя умелое хозяйствование на местах. И для Тверской области в целом, и для ряда ее муниципальных образований это дает серьезный шанс на победу в соответствующих номинациях конкурса: благодаря проекту, о котором пойдет речь, мы оказались впереди России всей в решении одного из ключевых вопросов территории – о реформе государственных и муниципальных финансов.

Итак, закон «О местном самоуправлении» (ФЗ-131) задал новый формат, в том числе для финансовых взаимоотношений органов власти и всей системы региональных и муниципальных финансов. В этом смысле Тверская область к моменту вступления в силу ФЗ-131 уже имела существенный задел, поскольку реформировать бюджетную систему на региональном и муниципальном уровнях у нас начали заранее.

В 2004 году успешная реализация соответствующей региональной программы позволила сформировать в структуре расходов областного бюджета Фонд реформирования муниципальных финансов. Его средства направляются на повышение эффективности деятельности местных органов власти в финансовой и экономической сфере, поддержку проведения на местах рациональной и ответственной бюджетной политики. Под таковой подразумевается в том числе сокращение неэффективных расходов, грамотное управление денежными потоками, увеличение доходной базы, стимулирование инвестиционных проектов, дополнительных экономических ресурсов.

Чтобы стимулировать муниципалитеты взяться за такую реформу, было решено организовать среди них конкурс на получение безвозмездной финансовой помощи из фонда – субсидий на реформирование. Для участия в нем муниципальному образованию было необходимо представить на рассмотрение межведомственной комиссии по распределению субсидий из фонда разработанную своими силами комплексную программу реформирования муниципальных финансов. При этом большая часть средств в рамках этого конкурса распределяется по формуле, которая «делит» деньги в зависимости от оценки дальнейшей реализации проекта изменений. То есть «отличники» и «хорошисты» получают большее поощрение.

Программы на местах реализуются в два этапа. В 2006 году фактически завершили реформу своих финансов четыре муниципальных образования – победители первого конкурсного отбора, проводившегося в 2004 году. Это город Ржев, Бежецкий, Весьегонский и Осташковский районы. Итоги первого этапа подвели в муниципальных образованиях – победителях второго конкурсного отбора (2005 г.): в городе Торжке, Калязинском, Кимрском, Лихославльском, Ржевском, Селижаровском, Спировском, Торжокском и Фировском районах. При этом администрации г. Кимры и Кашинского района не представили отчеты о реализации своих программ реформирования.

Подробно о том, что было сделано на местах в рамках реализации программ реформирования финансов и что это дало муниципальным образованиям, рассказывает заместитель начальника управления бюджетной политики департамента финансов Тверской области Артур АБИЛЬПЕИСОВ.

– Эти программы представляют собой комплекс мероприятий по повышению качества управления общественными финансами. Они охватывали целый ряд направлений. В их числе бюджет и бюджетный процесс, политика органов местного самоуправления по повышению доходной базы, эффективность преобразований в жилищно-коммунальной сфере, долговая политика, управление муниципальной собственностью, управление бюджетными расходами.

Процедура отбора участников конкурса на протяжении двух лет оставалась неизменной. А вот в содержание программ реформирования, а конкретнее – в перечень их обязательных мероприятий, ко времени проведения 2-го конкурса были внесены коррективы. Понадобилось уточнить формулировки нескольких показателей, характеризующих качество управления муниципальными финансами. К тому же некоторые показатели теряли свою актуальность в связи с изменением федерального и областного законодательства, а другие, напротив, приобретали больший вес, что требовалось учесть в программах.

Как и любая комплексная программа, реформирование муниципальных финансов стало для команд муниципального менеджмента экзаменом на сыгранность. То есть на четкость взаимодействия структурных подразделений администраций и эффективность работы каждого из них. Во всех муниципальных образованиях программы реформирования получили статус нормативных правовых актов органов местного самоуправления, руководители завязанных на нее структур были объединены в профильную межведомственную комиссию. А «штабную» работу – координацию совместной деятельности органов управления, организационное и финансовое обеспечение исполнения программ реформирования – вели финансовые отделы администраций муниципальных образований.

Рассмотрим итоги этих двух лет работы в контексте основных направлений реформирования муниципальных финансов.

Бюджет и бюджетный процесс

На этом направлении ставились две основные задачи: повышение прозрачности местных бюджетов и реформирование системы планирования бюджетных показателей.

Для решения первой из них было необходимо прежде всего внедрить казначейскую систему исполнения местных бюджетов и полностью консолидировать внебюджетные средства в рамках бюджета. Вторая требовала для начала серьезной аналитики. Параметры исполнения бюджета исследовались на предмет соответствия прогнозным данным, анализировалось то, как принимается бюджет на соответствующий финансовый год и каким образом в него вносятся изменения. При этом выявлялась и степень точности бюджетных проектировок. Общая проблема многих районов – невысокое качество прогноза бюджетных показателей. По этой причине их приходится многократно пересматривать, что, безусловно, снижает бюджетную дисциплину. В этом плане органам местного самоуправления, чтобы повысить точности бюджетного планирования, необходимо тесное взаимодействие с налоговыми органами. Местным финансистам пришлось также осваивать отдельные программно-целевые методы планирования, что им весьма пригодилось при формировании среднесрочных финансовых планов.

Из тех, кто начал реформу в 2004 году, лучше всех в этом направлении сработали в Ржеве и Бежецком районе. Весьегонский же район план 2-го этапа, увы, не выполнил. Среди муниципальных образований – победителей 2-го конкурсного отбора – наиболее впечатляющие результаты у Торжка, Торжокского и Спировского районов. Заметно оторвался от своих «дореформенных» показателей и Лихославльский район. Самый низкий процент выполнения плана 1-го этапа отмечается у Кимрского и Фировского районов.

Политика органов местного самоуправления по увеличению доходной базы

Это направление требует от муниципальных властей стимулирования налоговых поступлений в местный бюджет, повышения эффективности работы с налогоплательщиками, оценки уровня потерь бюджета в результате предоставления налоговых льгот, а также разработки концепции по развитию налоговой базы муниципального образования. А с 2005 года в соответствии с бюджетным посланием губернатора в программы реформирования муниципальных финансов включены составление инвестиционного паспорта территории и стратегического плана, а также мониторинг деловой активности.

С этими задачами в полном объеме справились в г. Ржеве, Бежецком, Весьегонском и Осташковском районах. При этом весьегонцы сделали самый заметный рывок по сравнению с исходным состоянием.

Что касается победителей 2-го конкурсного отбора, то по результатам первого этапа наибольший прогресс в этой сфере достигнут в Лихославльском и Фировском районах. Прирост балльной оценки, характеризующий динамику от «что было» к «что стало», там самый высокий. И план программных мероприятий они заметно перевыполнили. Аутсайдеры на этой дистанции – Кимрский и Торжокский районы.

Эффективность преобразований в жилищно-коммунальной сфере

К основным вопросам, объединенным в это направление, отнесены: соответствие нормативно установленного уровня оплаты населением ЖКУ федеральному стандарту, предоставление жилищно-коммунальных услуг, мониторинг ресурсопотребления и оптимизация расходов на коммунальные услуги.

Как явствует из экспертной оценки департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области, в полном объеме выполнены плановые показатели в Бежецком районе. Определенных положительных результатов достиг Осташковский район, хотя отклонение от федерального стандарта возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ составляет более 30%. А вот в Весьегонском районе несколько снизилось качество управления по сравнению с исходным состоянием.

Среди победителей 2-го конкурсного отбора лидер в этом направлении реформы – Торжок, достигший самого высокого прироста балльной оценки по сравнению с исходным состоянием и перевыполнивший на треть план программных мероприятий. Значительные результаты получены в Калязинском, Лихославльском районах. Правда, до 100-процентного выполнения плана они немного недотянули, в отличие от Ржевского района, реализовавшего план 1-го этапа в полном объеме. Кимрский и Фировский районы и по этому направлению оказались в числе отстающих.

Долговая политика

Это – «горячая точка» реформы муниципальных финансов. В идеале муниципальная политика заимствований должна быть продуманной, экономически мотивированной, целенаправленной, встроенной в общую стратегию социально-экономического развития территории. А на практике местным властям приходится прилагать немалые усилия для нормализации долговой ситуации. Здесь требуется объективная оценка кредитоспособности муниципального образования, грамотный анализ кредиторской задолженности бюджетных учреждений, в том числе причин ее возникновения, и проведение реструктуризации просроченной задолженности. Чтобы упорядочить систему заимствований и снизить объемы расходов на его обслуживание, необходимо в точности определить полный объем долга местной администрации, рассчитать его реальную стоимость и построить консолидированный график платежей по его обслуживанию и погашению. Наконец, нужны надежные учетные механизмы, препятствующие образованию просроченной кредиторской задолженности в дальнейшем.

Из числа участников программы реформирования первого «призыва» – 2004 года – на этом ее направлении заметнее всех преуспели г. Ржев и Осташковский район, причем у осташей достигнут наибольший фактический прирост балльной оценки. А среди муниципальных образований, присоединившихся к программе в 2005 году, наибольший прогресс подтверждается департаментом финансов в Лихославльском и Спировском районах. Заметно прибавили в эффективности муниципальной долговой политики Ржевский, Торжокский и Селижаровский районы. В полном объеме выполнен план программных мероприятий в г. Торжке. Скромнее выглядят достижения Кимрского и Фировского районов. А наименьший прогресс наблюдается в Калязинском районе.

Управление бюджетными расходами

Этот раздел программы плотно взаимоувязан с предыдущим. Ведь чем экономнее тратятся казенные средства, тем больше шансов не набрать неоправданных долгов. При этом, конечно, следует стремиться к получению максимальной отдачи от бюджетных вложений. Муниципалитетам – участникам программы предстояло решить в ее рамках три основные задачи. Во-первых, усовершенствовать механизм муниципального заказа при приобретении товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. Во-вторых, изучить мнение населения о качестве предоставляемых бюджетных услуг и учитывать его при формировании местного бюджета. В-третьих, внедрить систему оценки результативности и эффективности бюджетных расходов. Эта оценка, выводимая по ряду показателей, необходима для контроля за ходом исполнения муниципальных программ и качеством предоставляемых населению бюджетных услуг. А что касается определения приоритетов расходования бюджетных средств, то здесь принять оптимальное решение помогает мониторинг результативности и эффективности бюджетных расходов.

Наибольшие успехи по итогам реализации программы в этом достигли город Ржев и Осташковский район, у которых подтверждается самый высокий прирост балльной оценки по сравнению с исходным состоянием. В полном объеме выполнили план программных мероприятий бежечане. А вот в Весьегонском районе план реализации 2-го этапа программы не выполнен. Однако в целом там отмечается достаточно высокий уровень качества управления бюджетными расходами. В ходе реализации 1-го этапа программ реформирования здесь заметнее других преуспели Селижаровский, Лихославльский и Ржевский районы. Да и остальные участники программы показали на этом направлении вполне достойные результаты.

Управление муниципальной собственностью

Модернизация системы управления муниципальной собственностью подразумевает: внедрение рыночной оценки активов, совершенствование учета муниципального имущества, оптимизацию объема и структуры муниципальной собственности, внедрение мониторинга эффективности деятельности и методики финансового состояния муниципальных унитарных предприятий.

Зачастую на местах не располагают систематизированной информацией об объеме и составе муниципальной собственности, что, конечно же, не способствует эффективности управления ею. Так что для начала требуется провести инвентаризацию, что обеспечит получение полных и достоверных сведений об объектах муниципальной собственности, их текущем состоянии. На основе этой информации формируется реестр муниципальной собственности и разрабатывается комплекс мер по повышению эффективности ее использования и оптимизации ее структуры. Реестр должен содержать количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов собственности, включая объекты незавершенного строительства, с обязательным указанием целей использования, степени износа, необходимости ремонта и т.д.

Отдельная тема – управление МУПами. Чтобы контролировать ситуацию на этих предприятиях, своевременно обнаруживать проблемные поля и иметь возможность вовремя и должным образом среагировать на возможный негатив, как минимум необходим мониторинг финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий.

В целом процесс оптимизации объема и структуры муниципальной собственности базируется на нескольких ключевых задачах и принципах. Прежде всего это необходимость сохранения влияния органов местного самоуправления в отраслях, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития территории. Из этого следует, что недопустима приватизация муниципального имущества, используемого для реализации важных социальных функций. А решения о сокращении объема муниципальной собственности должны приниматься только на основе анализа финансовых результатов деятельности МУПов, управления пакетами акций в уставных капиталах акционерных обществ, технического состояния и долгосрочных перспектив использования объектов муниципальной собственности. При приватизации объектов желательно сокращение количества пакетов его акций до уровня, позволяющего органам местного самоуправления реализовывать регулирующую и контролирующую функции. И, конечно, необходимо сохранить в муниципальной собственности имущество, предназначенное для обеспечения функций органов местного самоуправления.

На основании экспертных оценок комитета по управлению имуществом Тверской области наибольших успехов в повышении эффективности системы управления муниципальными финансами в этой сфере достигли Бежецкий, Осташковский районы и г. Ржев. Заметно улучшилось положение дел в этой сфере по сравнению с исходным состоянием в Весьегонском районе. Среди территорий, прошедших только первый этап программы, на этом направлении отличился Фировский район, где ситуация наиболее значительно улучшилась по сравнению с той, что была на старте реформы. Однако план программных мероприятий там выполнен лишь на 85,0%, тогда как в Ржевском и Селижаровском районах этот показатель составил соответственно 100% и 112,8%. На последних строчках этого рейтинга – Калязинский и Кимрский районы.

На двух диаграммах представлены количественные показатели, характеризующие общие итоги реализации этапов программ реформирования муниципальных финансов.

Как оценивают итоги реформы сами муниципалитеты? Об этом «ТЖ» расскажет в одном из ближайших номеров.

Подготовила Светлана БАКАРДЖИЕВА

20

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость