24 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Размышления: О высшем образовании можно мечтать, но…

В июле у выпускников средних школ горячая пора - вступительные экзамены. Куда? Предел всех желаний - вуз. Ибо вуз дает специальность, могущую обеспечить достойную жизнь

В июле у выпускников средних школ горячая пора - вступительные экзамены. Куда? Предел всех желаний - вуз. Ибо вуз дает специальность, могущую обеспечить достойную жизнь.

Между тем с каждым годом стать студентом российских высших образовательных учреждений становится все труднее, количество бюджетных мест в них сокращается, нормой сегодняшней жизни становится платное образование.

Почему же так бурно развивается платное образование в государственных образовательных учреждениях, куда, казалось бы, открыта дорога всякому способному молодому человеку, пусть даже из бедных слоев?

Главная причина в том, что резко снизилась государственная поддержка вузов. Нынче государство финансирует их всего на 30-40 процентов от реальных затрат. Между тем вузам надо как-то выживать. Выход один: увеличивать количество платных мест, вводить так называемую контрактную форму обучения, также оплачиваемую, хоть и в меньшем объеме.

…Процесс подготовки будущих абитуриентов к вступительным экзаменам начинается уже за школьной партой, где создаются профильные классы с целью улучшить школьное образование. Высшие учебные заведения открывают свои гимназии, лицеи, расширяют сеть всевозможных образовательных услуг. Окончив лицей или подготовительные курсы, будущие абитуриенты оказываются в более выигрышном положении на вступительных экзаменах, нежели другие их конкуренты, особенно те, кто приехал из глубинки да еще нуждается в случае поступления в общежитии. На последних, увы, в приемных комиссиях смотрят с грустью, сочувственно, а то и подозрительно. Так что нынешним российским Ломоносовым сквозь такие густые отборочные сети, да еще без денег в кармане, проскочить архитрудно…

С другой стороны, и вуз понять можно: в условиях быстро развивающихся рыночных отношений он не может работать бесплатно. И потому, чтобы успешно функционировать, должен находить необходимые средства для обеспечения современного процесса обучения. А это не только собственно учебный процесс: аренда помещений, их ремонт, плата за коммунальные услуги, приобретение техники, оснащение лабораторий и, наконец, выплата зарплаты, которая, как известно, у профессора и доцента оставляет желать много лучшего… Кстати, зарплата для педагогов и сотрудников вузов не устанавливается по желанию ректора. Следует строго руководствоваться положением об оплате труда, сообразуясь с разрядами преподавателей, другими нормативными документами.

Я, конечно, решительно осуждаю 65-летнего профессора-взяточника из Тюменского государственного нефтегазового университета, приговоренного к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении (мера наказания, на мой взгляд, весьма мягкая!.. Об этом писали СМИ). Однако не могу не заметить: официальная зарплата российской профессуры смехотворно низка, и скорее всего именно эта причина толкнула почтенного ученого на преступление…

В настоящее время все чаще поговаривают о переводе областных и краевых вузов на местное, региональное, финансирование все по той же причине явной недостаточности федеральных отчислений. Если эта затея осуществится, то вузы вынуждены будут резко сократить объем выполняемых образовательных услуг, ибо, как известно, региональным бюджетам тем более не потянуть это тяжкое бремя расходов.

Итак, выход диктуется один: введение в государственных вузах платного обучения, по крайней мере для тех, кто лишен государственных льгот, кто не смог набрать нужного количества баллов, но желает учиться.

Многие руководители российских государственных вузов считают, что размер платы за обучение должен устанавливать сам вуз, то есть его руководство. Как это происходит? Ежегодно составляется смета затрат, включающая как расходы на сам педагогический процесс, так и на оплату коммунальных услуг, приобретение учебного оборудования и т.д. Арифметика тут довольно проста и должна быть прозрачной, ибо находится под строгим контролем всевозможных проверяющих инстанций.

Вольно или невольно, но вузы заинтересованы в том, чтобы учебный процесс активнее переходил на платную основу, хотя Минвуз и пытается тормозить этот процесс в соответствии с законодательством.

Отношение в обществе к платному образованию в целом негативное. Это и понятно. Впрочем, есть и активные сторонники платного обучения. Так, ректор Тюменского государственного нефтегазового университета Н.Н.Карнаухов утверждает, что все выпускники средних школ не могут получить высшее образование, да это и не нужно ни обществу, ни самим молодым гражданам. Законодательно государство превратило вуз в учреждение по оказанию образовательных услуг. Но если молодой человек талантлив и хорошо подготовлен, то он пройдет по конкурсу на бюджетное место. Если не сможет, то у него все равно остается право на получение высшего образования, но уже на платной основе. Свободы выбора наших граждан никто не лишал.

По-своему ректор, конечно, прав. Жаль вот только, что государство начисто стремится устраниться от необходимого финансирования государственных вузов. В конце концов это приведет к исчезновению бесплатного обучения. Высшее образование станет элитным, недоступным для основной массы юношества…

А вот что гласит по этому поводу закон. Государство призвано не только оказывать необходимое финансирование государственных вузов, но и устанавливать планки приема студентов, четко определять, сколько студентов оптимально можно принимать на разные формы обучения, не отдавая этот процесс на субъективный откуп самим вузам. К сожалению, до сих пор отсутствует правовой документ, регулирующий необузданную стихию образовательных услуг.

Государство призвано заботиться о том, чтобы российские вузы готовили специалистов для повышения благосостояния России, а не Германии, Израиля, США и т.д.

Между тем, известно, тысячи и тысячи (кто их подсчитывал?!) российских выпускников переехали за рубеж в поисках лучшей доли, ничего не заплатив за это своей стране. И этот процесс тоже призвано грамотно регулировать государство. Пока ясно только одно: не пришло еще такое время, когда оно может позволить себе полностью устраниться от финансовой, организационной и правовой обеспеченности деятельности образовательных учреждений. От этого зависит будущее самого государства.

Владимир ЮДИН,

профессор, заслуженный работник высшей школы,

академик Петровской академии наук и искусств

22

Возврат к списку

В Завидове Тверской области проходит национальный туристский форум «Реки России»
В Конаковском районе обсуждают проблемы прежде такого популярного, а ныне возрождающегося вида отдыха, как путешествия по воде. В Тверской области насчитывается 760 рек длиной более 10 км.
23.06.201720:53
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость