27 Июня 2017
$59
66.08
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Доступность – вежливость банков

Банки стремятся к устойчивости, очень не любят риски и предпочитают работать с короткими деньгами и удерживать на максимальной высоте ставки по кредитам. А государство призывает их к участию в долгосрочных кредитных программах и инвестиционных проектах. Однако эти цели только кажутся взаимоисключающими, поскольку в главном и те и другие едины.

Согласитесь, уважаемый читатель, по диалогу исполнительной власти с банковским сообществом вполне можно усвоить на наглядном примере, как действует известный со школьных лет закон единства и борьбы противоположностей. В самом деле, цели у участников диалога вроде бы противоположные: банкам нужно получать прибыль, государственным органам – заботиться о социальном климате территорий. Банки стремятся к устойчивости, очень не любят риски и предпочитают работать с короткими деньгами и удерживать на максимальной высоте ставки по кредитам. А государство призывает их к участию в долгосрочных кредитных программах и инвестиционных проектах, к повышению доступности своих услуг, а также к освоению банковской целины – российской глубинки с низкодоходным населением. Однако эти цели только кажутся взаимоисключающими, поскольку в главном и те и другие едины. Банкам не достичь ни высокой прибыльности, ни устойчивости при неразвитой экономике и социальной напряженности, и при этом социально-экономическая стабильность территории, достижимая благодаря в том числе сильной банковской системе,– показатель состоятельности исполнительной власти.

На понимании этой вполне прикладной истины и строится постоянный диалог исполнительных органов власти Тверской области с региональным банковским сообществом. Вот и на годовом собрании финансово-кредитных организаций области, которое состоится сегодня в главном управлении Банка России по Тверской области, речь пойдет о вполне конкретных материях. В докладах губернатора области Дмитрия Зеленина и руководителя ГУ Банка России по Тверской области Михаила Сапунова, в выступлениях сотрудников управления и банкиров будут подниматься вопросы создания более благоприятных условий для развития региональной инфраструктуры рынка банковских услуг, повышения устойчивости банковской системы области и эффективности ее функционирования и более активного вовлечения банковского сектора в реализацию региональной инвестиционной политики.

Кредитные истории с продолжением

Для начала, как водится, обратимся к цифрам. Итак, за минувший 2006 год валюта баланса тверских банков достигла 42 миллиардов рублей, ресурсная база кредитных организаций составила 36,4 млрд. рублей, основную долю которых – 18, 3 млрд. рублей – составили средства физических лиц. Этот показатель примерно соответствует среднему уровню по ЦФО. Он свидетельствует о повышении уровня доходов населения, да и роста степени доверия жителей области к банковской системе. Еще одно подтверждение тому – увеличение доли средств, размещаемых населением в долгосрочные депозиты, что способствует расширению инвестиционных возможностей банковского сектора. Впрочем, финансовые потоки между банками и населением в минувшем году весьма бодро текли в обе стороны – наши земляки не только охотнее несли в банки свои сбережения, но и бойко расхватывали, как горячие пирожки, потребительские кредиты. Таким образом задолженность населения перед банками по этим кредитам составила на начало текущего года 7,8 млрд. рублей (прирост за год почти двукратный). Основная масса кредитов (7,2 млрд. рублей, или 93%) была предоставлена филиалами иногородних кредитных организаций.

А вот как развивается в последние годы партнерство тверских банков с местным реальным сектором. Доля средств предприятий и организаций в совокупной ресурсной базе региональной банковской сети достигла в 2006 году 7,9 млрд. рублей, или 22%. За истекший год выросли объемы кредитования промышленного сектора области. Задолженность предприятий и организаций по кредитам составила 16 млрд. рублей (прирост за год – 68,4%), в том числе индивидуальных предпринимателей – 1,2 млрд. рублей (прирост за год – более чем в два раза). Эти показатели опять-таки сопоставимы со средними по ЦФО.

С 2003 года Банк России в рамках мониторинга предприятий занялся изучением спроса на банковские услуги. В числе основных исследуемых параметров – процентные ставки по кредитам и сроки их привлечения, позволяющие оценить соответствие рыночного предложения существующему спросу. По данным последних опросов, разница между уровнем процентных ставок, по которым заемщики хотели бы привлечь ресурсы, и фактически сложившимся уровнем ставок, по которым предоставляются кредиты, составляет около 2 процентных пунктов. Это минимальный разрыв между ожиданиями заемщиков-производителей и реально предлагаемыми ставками за все время проведения мониторинга. По оценке специалистов ГУ Банка России по Тверской области, это свидетельствует о нынешней относительной сбалансированности процентной политики кредитных организаций, ее соответствии рыночным условиям. Подтверждением тому – и устойчивая тенденция роста объемов кредитования промышленных предприятий.

Те в свою очередь в ходе мониторинга дают оценку деятельности кредитных организаций. Тверские промышленники оценивают своих партнеров из кредитной сферы в основном вполне позитивно, однако в ряде случаев высказывают претензии по поводу чересчур сложных и длительных процедур оформления документации у некоторых кредитных организаций. Что касается запросов клиентов из реального сектора на различные виды банковских услуг, то они больше приближаются к потребностям промышленников из ведущих стран. При том что в большинстве своем предприятия используют традиционные услуги – расчетно-кассовое обслуживание и кредитование, они все чаще высказывают пожелания банкам шире использовать новые банковские технологии – пластиковые карты, системы удаленного доступа, информационно-аналитические услуги. Компании также хотели бы получать услуги по проектному финансированию, лизингу, факторингу, консалтинговые услуги, а также гарантии в большем объеме, чем в настоящее время.

Региональная власть со своей стороны заботится о том, чтобы для промышленных компаний, планирующих инвестиции в собственную модернизацию, необходимые банковские кредиты не оказались непомерно дорогими. В области действует механизм поддержки предприятий в форме субсидий из областного бюджета с целью компенсации части затрат по банковскому кредиту. В минувшем году восемь компаний получили такие субсидии в суммарном объеме 8,2 миллиона рублей. В областном бюджете текущего года на эти цели выделено 15 миллионов рублей.

История с географией банковских услуг

В последние годы региональная банковская система развивается динамично, что подтверждается ростом объемов предоставляемых услуг и расширением сети банковских учреждений. Однако распределены они по территории области весьма неравномерно. Почти половина банковских подразделений сконцентрирована в областном центре, на него же приходится три четверти объема банковского кредитования. Аналогичная тенденция наблюдается и в других регионах РФ. Причина понятна: банки предпочитают работать там, где есть возможность наращивания клиентской базы как среди населения, так и среди юридических лиц. И потому, если они и приходят в малые города и даже поселки, то предпочитают такие, где есть достаточно крупные и стабильно работающие предприятия. На депрессивных же территориях с малой численностью населения банки рискуют даже не окупить вложения в аренду помещений под свои отделения и дополнительные офисы и их оснащение. То есть банки идут туда, где созданы благоприятные условия для их бизнеса.

Эта история с географией банковских услуг стала предметом обсуждения на проходившем в ноябре минувшего года заседании президиума Госсовета. По его итогам Президент РФ дал поручение Правительству РФ, Центробанку РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и при участии Ассоциации российских банков разработать систему мер по повышению доступности банковских услуг для населения средних и малых городов и сельских населенных пунктов.

Во исполнение этого поручения губернатор Тверской области в свою очередь поручил департаменту экономики и промышленной политики области совместно с Тверской ассоциацией коммерческих банков разработать систему соответствующих мер для реализации в масштабах региона. К настоящему моменту уже имеется ряд предложений как от администрации области и органов местного самоуправления, так и от банкиров.

Властные структуры предлагают оказывать кредитным организациям содействие в плане создания режима наибольшего экономического и хозяйственного благоприятствования для размещения ими допофисов, кредитно-кассовых офисов и представительств в районных центрах области. Для этого муниципальным образованиям необходимо изыскать возможности по предоставлению помещений под банковские офисы в долгосрочную аренду по льготным ставкам. Таким образом, чиновники делают решительный шаг в сторону от стереотипа: если, мол, арендатор – банк, то есть заведомо «богатенький Буратино», то арендодателю-муниципалитету грех этим не воспользоваться сполна. Ведь проблема в том, что скупые муниципальные арендодатели расплачиваются в конечном итоге прозябанием своих территорий. Еще одна идея – организация консультационных банковских центров при муниципальных образованиях, фондах поддержки малого и среднего бизнеса, включая различные союзы, некоммерческие партнерства и т.д. При этом властные органы выражают готовность оказывать содействие по аренде помещений для организации сессионных, то есть выездных, продаж банковских продуктов пулом кредитных организаций для населения. Речь идет преимущественно о банковской рознице: о приеме вкладов, выдаче потребительских кредитов и других услугах.

Кредитные организации в свою очередь предлагают проводить регулярные выездные банковские сессии по корпоративному банковскому обслуживанию с участием муниципальных образований, включая реализацию и продвижение услуг с механизмами дистанционного банковского обслуживания (система «банк – клиент», «Интернет – банкинг» и другие). При этом банковские терминалы как вариант можно предложить размещать в местных базовых школах или отделениях связи.

Уже наметилась устойчивая тенденция продвижения кредитных организаций в города и районы области. В минувшем году на местах было открыто 18 новых банковских подразделений – филиалов, дополнительных офисов и операционных касс. Сегодня по общему количеству банковских учреждений наша область занимает 8-е место среди 18 регионов ЦФО. В этом году предполагается дальнейшее расширение банковской сети – планируется открыть еще семь новых подразделений.

Банк России с 1 апреля разрешил банкам открывать новый вид внутренних структурных подразделений – операционный офис, осуществляющий в том числе кассовое обслуживание. Он может находиться вне головного офиса или филиала банка в пределах федеральных округов. Это нововведение должно упростить приход банков в районы области.

В первые реформенные годы Главное управление ЦБ РФ по Тверской области вело неявную, но весьма жесткую политику сдерживания по отношению к попыткам прихода в область новых банков. И это по тем временам была объективная необходимость – тогда стоял вопрос о выживании региональной банковской системы. С тех пор она заметно окрепла, местные банки теперь вполне конкурентоспособны. Соответственно изменились и подходы: приход в регион новых банков будет приветствоваться, однако при этом администрация области планирует изначально нацеливать их деятельность не на извлечение сиюминутной прибыли, а на решение общих задач по улучшению качества банковских услуг, расширению их ассортиментной линейки, обеспечению большей доступности их услуг для населения. И в ходе переговоров об их приходе в регион администрация области будет в качестве одного из условий рекомендовать им составлять бизнес-планы развития, включающие продвижение их услуг в муниципальные образования области. Конечно, рекомендация – не обязанность, однако с учетом того, что действительно солидные структуры исповедуют социальную ответственность бизнеса, можно рассчитывать на их понимание.

Инвесторы, вам пакет!

Один из приоритетов региональной экономической политики – привлечение в область инвестиционного капитала. При этом, конечно, необходимо считаться со сложившимися пропорциями и структурой промышленности. А также с тем, что и природно-сырьевые, и кадровые ресурсы распределены по территории области неравномерно, есть существенная разница между районами и в степени развития инфраструктуры. Все это обусловливает различный инвестиционный потенциал муниципальных образований. В связи с этим стратегия экономического развития региона, принятая областной властью, базируется на принципе зонирования. К настоящему моменту в целом определены территории, где, согласно проведенному анализу, экономически целесообразно развитие тех или иных крупных и средних промышленных, транспортных и сопутствующих сервисных компаний и привлечение инвестиций соответствующего профиля. В целях обеспечения благоприятных условий для инвесторов планируется создание в границах этих зон индустриальных парков и технопарков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Нормативную поддержку этот замысел получит с принятием регионального закона «О промышленных зонах в Тверской области», проект которого сейчас разрабатывается.

Как правило, сторонние инвесторы уже имеют устоявшиеся связи с кредитно-финансовыми структурами и стараются при реализации своих инвестиционных проектов направлять финансовые потоки именно через них. Стало быть, если наши будущие промзоны заинтересуют солидных инвесторов, вполне возможен приход в область вслед за ними дополнительных банковских подразделений. При этом администрация области в качестве одной из протекционистских мер планирует при проведении переговоров с потенциальными инвесторами рекомендовать им воспользоваться консультациями и наиболее успешных тверских банков. И если у тех получится проявить себя на поприще консультантов, в дальнейшем они смогут рассчитывать на приоритетную возможность предложить инвесторам другие свои услуги. Иногда может возникнуть ситуация, когда финансовых и кредитных возможностей одного банка недостаточно, велики риски, и то, что не в состоянии осилить один некрупный региональный банк, вполне по силам нескольким, если они составят пул, в котором объединят свои усилия.

Думается, у местных ведущих банков есть все шансы быть задействованными в таких формах партнерства с инвесторами. Недавно проведенный Банком России сравнительный анализ показывает: разница в уровне, качестве, тарифах на банковские услуги у большинства банков постепенно выравнивается. Здесь скорее надо вести речь о повышении доступности и качества предоставляемых услуг. Конечно, в идеале инвесторам надо предлагать единый пакет услуг – банковских, оценочных, страховых, аудиторских. Если у области это со временем получится, инвесторы убедятся, что ехать в Тверь со своим банком – это все равно что ехать в Тулу со своим самоваром.

Поддерживая крупный бизнес, нельзя недооценивать и значение малого предпринимательства. Администрация области готова оказывать всяческое содействие банкам, занимающимся кредитованием малого и среднего бизнеса и имеющим соответствующие программы кредитования.

Еще одним направлением государственной политики по развитию банковской системы в Тверской области является вовлечение банковской системы в более активное участие в реализации на территории области национальных проектов – «Доступное жилье», «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК».

И наконец, на годовом собрании наверняка пойдет речь о необходимости активизировать работу консультативного совета по банковской и финансовой деятельности при губернаторе области. На основании выработанных этим советом рекомендаций в Законодательное собрание будут вноситься соответствующие законопроекты.

По материалам департамента экономики и промышленной политики области

и Главного управления Банка России по Тверской области

подготовила Светлана БАКАРДЖИЕВА

22

Возврат к списку

более 80% выпускников-целевиков тгму возвращаются работать в црб
На сайте регионального Минздрава можно найти множество вакансий врачей. Центральные районные больницы остро нуждаются в кардиологах, неврологах, акушерах-гинекологах, педиатрах и других специалистах.
26.06.201721:16
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость