26 Мая 2017
$56.07
63.01
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Если цель ясна – результат достижим

Утверждение, что деньги любят счет, вряд ли кто готов оспорить. Как и то, что грамотно распределить даже семейный бюджет очень сложно. Что же говорить, если речь идет о миллиардах, которыми исчисляется областной бюджет. Чтобы расходование бюджетных средств было более эффективно в нашем регионе, и были внедрены принципы БОР – бюджетирования, ориентированного на результат.

Утверждение, что деньги любят счет, вряд ли кто готов оспорить. Как и то, что грамотно распределить даже семейный бюджет очень сложно. Что же говорить, если речь идет о миллиардах, которыми исчисляется областной бюджет. Чтобы расходование бюджетных средств было более эффективно в нашем регионе, и были внедрены принципы БОР – бюджетирования, ориентированного на результат. Однако эта новая практика связана с изменениями, затрагивающими финансовое планирование. Традиционно же в субъектах Федерации широко использовались методы целевого программирования. Речь идет о составлении областных целевых программ. И встает закономерный вопрос, как это бюджетирование соотносится с целевыми программами и как подходить к оценке их эффективности. Для этого и была проделана работа по анализу целевых программ, реализуемых на территории Тверской области. Проводилось исследование по заказу администрации области лабораторией проблем региональной экономики при ТвГУ. Ее руководитель Галина Лапушинская поделилась с «ТЖ» результатами проделанной работы.

Критерий оценки – результат

Начиная с 2003 года в регионе действовала 41 областная целевая программа. Но сегодняшняя тенденция такова, что количество целевых программ сокращается. Так, в 2004 году было реализовано 33 программы, а в 2005 году их осталось 15. Эти цифры не надо воспринимать со знаком минус. Реализация сразу 41 программы – это размывание средств и усилий. И уменьшение числа областных программ говорит о том, что власть стала более требовательно подходить к выявлению проблем. Это ведет к аккумулированию средств, что, по сути, должно способствовать повышению эффективности программ. Причем приоритет отдается решению наиболее острых и значимых для региона вопросов.

Дублеры не требуются

Анализ программ показал, что многие из них дублируют друг друга. Например, в 2004 году в регионе действовало сразу семь (!) программ по развитию агропромышленного комплекса. Стоит отметить, что на их реализацию с 2003-го по 2005 год выделялось более 70 процентов от общего объема финансирования всех целевых программ. При этом, анализируя их, было очень трудно понять, на что делалась ставка в каждой из этих программ. В 2005 году перечень областных программ был пересмотрен, и в итоге была утверждена общая программа сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Отметим, что это объединение программ в одну позволило сократить финансирование на 502,34 миллиона рублей по сравнению с 2004 годом.

Если цель неясна

Одна из распространенных недоработок прежних целевых программ – различие в формулировках и содержании целей и задач. То есть цель провозглашается одна, а задачи ставятся другие. Либо имеется большой перечень целей, которые никак не соотносятся друг с другом. Такие разногласия в документе снижают эффективность программы и вообще свидетельствуют о ее некачественной разработке.

Кроме того, зачастую используются формулировки ожидаемого результата, не имеющие однозначной трактовки. То есть применяются термины, которые не конкретизируются и не определяются. Например: «подбор и формирование дееспособного коллектива», «формирование оптимального уровня здоровья», «повышение творческого потенциала молодого поколения» и т.п. Что под этими целями понимать? Ведь в зависимости от поставленной задачи и будут оцениваться полученные результаты. А это очень значимо с точки зрения бюджетирования, ориентированного на результат. Согласитесь, если цель размыта, то невозможно объективно оценить результат. Так, муниципальные образования любят в качестве цели выдвигать такой лозунг: «Повышение качества жизни населения». Но в то же время не дается определение, что под этим понимать. Возможно, здесь имеется в виду, к примеру, уменьшение доли расходов на коммунальные услуги в доходах населения. А может быть, речь идет о показателях по уплате налогов одним жителем города? В конечном итоге использование неконкретных понятий снижает результат. Важно, чтобы конечная цель была измерима. Чтобы по завершении реализации программы, например, поддержки животноводства, можно было сказать: в области увеличилось поголовье крупного рогатого скота на столько-то процентов и т. п.

А ведь, как показали исследования, в 60 процентах программ есть недостатки в постановке целей. И соответственно непонятно, как этих целей можно достигнуть. Конкретные действия не прописаны.

Кроме того, проблемой целевых программ Тверской области является то, что поставленные в них цели и задачи довольно-таки часто совпадают с основной деятельностью какого-либо органа власти, который отвечает за реализацию этой программы. Тогда непонятно, для чего вообще эта программа нужна. Можно ограничиться увеличением финансирования проблемного направления.

Финансы под контроль

Еще один существенный недостаток, который требует устранения. Более половины прежних программ предусматривает только погодовой контроль за расходованием средств на реализацию программных мероприятий. Этого недостаточно. Также для отчета по программе выбираются показатели, которые не собираются статистикой и которые тяжело проверить. Все это затрудняет реальный контроль за ходом той или иной программы. Более того, в 70 процентах случаев в программах отсутствует обоснование объемов необходимого финансирования. Закладывается сумма, а с чем связан этот расчет – непонятно. Помимо этого практически в одной трети всех программ неявно завышены суммы финансирования. Причин несколько. Основная – это уже упомянутое здесь проведение мероприятий, которые входят в основную деятельность какого-либо государственного органа. Вторая – дублирование аналогичных мероприятий в различных программах.

Кроме того, целевые программы предусматривают вовлечение средств муниципалитетов, а вот порядок вовлечения этих средств и контроля за этим процессом не определен. Это, конечно же, затрудняет реализацию программ.

В то же время полученные исследования говорят о высокой степени соответствия проблематики целевых программ приоритетным направлениям развития Тверской области. Это уже немаловажно. Осталось устранить имеющиеся недостатки. Выработать конкретные действия по достижению целей, которые предусматриваются целевыми программами, и тем самым повысить их эффективность, чтобы каждый рубль из областного бюджета приносил большую отдачу. И то, что администрация Тверской области выступала заказчиком именно такого исследования, свидетельствует о желании региональной власти усовершенствовать программы. Это очень серьезный шаг в направлении стратегического развития региона.

Наша лаборатория ориентирована на продолжение работы, связанной с региональной диагностикой. Сейчас нами реализуется другой, еще один крупный проект по заказу администрации Тверской области. Он связан с прогнозом потребности рынка труда в специалистах с начальным, средним и высшим образованием.

Подготовила Екатерина ВЕТРОВА

25

Возврат к списку

В Тверской области подвели итоги международного саммита по безопасности
Международный саммит по безопасности завершился рядом соглашений. Напомним: он проходил в Тверской области с 23 по 25 мая под председательством секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева. Здесь был представлен, не побоимся этого слова, почти весь мир. Не было Грузии и Украины (их не приглашали), делегация США отказалась приехать.
25.05.201718:04
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию