22 Августа 2017
$59.14
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Игра как смысл жизни

Когда смотришь спектакль, поставленный для троих актеров, невольно приходит его сравнение с концертом трех теноров, где главная партия будет всегда отдана звезде. В минувший вторник на сцене Тверского театра для детей и молодежи состоялся именно такой «концерт»

Когда смотришь спектакль, поставленный для троих актеров, невольно приходит его сравнение с концертом трех теноров, где главная партия будет всегда отдана звезде. В минувший вторник на сцене Тверского театра для детей и молодежи состоялся именно такой «концерт». Его участниками стали народная артистка России Екатерина Васильева, заслуженная артистка России Евгения Добровольская и Александр Васютинский, заменивший Михаила Ефремова.

Когда в 1992 году знаменитый режиссер Кшиштоф Занусси задумал поставить свою пьесу «Игры женщин» в России, то заранее определил, кто будет играть в ней главную роль. Он сам вышел на Екатерину Васильеву и предложил ей роль в своем спектакле. Звезда «Бумбараша», «Чародеев», «Обыкновенного чуда» и множества других не менее известных фильмов согласилась…

«Игры женщин» представляют собой две новеллы, сюжетно никак друг с другом не связанные. Их объединяет только тип главной героини - пожилой или престарелой женщины, которая от скуки превращает свою жизнь и жизнь окружающих ее людей, в непрерывный, подчас мучительный спектакль. В первом случае она играет в недоступность, во втором - в милосердие.

Увядающую кинодиву в первом акте уже давно никто не приглашает на главные роли. Однако она обеспечила себе спокойную старость и, отгородившись от внешнего мира, живет в богатом районе. Чем не сюжет для светской хроники в газете, тем более актриса такая недоступная! Прикидывающийся студентом-искусствоведом репортер хитростью проникает в дом к бывшей звезде, совершенно не представляя, что его там ожидает…

У героев нет имен - они заменены личными местоимениями. Только в ходе действия становится понятно, что журналиста зовут Йозеф Бергер, а служанку Марианной, сама же хозяйка дома так и остается безымянной. В афише обозначено просто: «Она», одна из многих состоятельных, но вышедших в тираж актрис.

Словесный пинг-понг, в который играют персонажи Екатерины Васильевой и Александра Васютинского, в полной мере раскрывает Ее сложный артистический характер. За словом Она в карман не полезет и на каждую фразу светского хроникера отвечает десятью. Он говорит ей про революцию. - Она же отвечает, что после переворота все станут «бедными и свободными от… богатства» и т.д. и т.п… В конце концов после продолжительных споров Она разоблачает журналиста, а служанка, такая же наглая и циничная, как и ее хозяйка, засвечивает фотопленку.

Герои второй части спектакля «Милосердие, оплаченное заранее» напротив названы. Маркиза, прикованная к постели, притворяется выжившей из ума маразматичкой и ведет странную игру со своим слугой Ариэлем. А он в этом условном спектакле - ее равноправный партнер по скудоумию.

Главное заболевание, которым страдает «вдова короля стиральных машин», - бессонница. Сиделки, которых она нанимает, долго не задерживаются, слишком уж «достает» старушка своими разговорами и придирками. Типологически образ Маркизы близок к Вере Донован из «Долорес Клейборн» Стивена Кинга и к Старику из «Трех историй» Киры Муратовой. Маркиза, хоть заранее и платит за милосердие, но вместе с тем хочет, чтобы оно было искренним. До прихода нелегально живущей в Париже югославки Милены (Евгения Добровольская) от своих разгневанных сиделок ей приходилось выслушивать даже «милосердные» монологи об убийстве из сострадания. Наученная горьким опытом, всю ночь она постоянно провоцирует новую сиделку на агрессию и самым циничным образом издевается над нею, превращая в спектакль даже отправление естественных надобностей… После долгих словесных перепалок и почти криминальных эпизодов цель больной достигнута, и она готова уже выгнать очередную сиделку, но не делает этого. Наоборот, продлевает ей визу и предоставляет жилье у себя в особняке. Потому что бесхитростная и добрая Милена искренне попадается «на любой сентиментальности», искренне жалеет ее.

Две героини Екатерины Васильевой оказываются настолько связаны друг с другом, что по сути «Она» в первом акте запросто может быть Маркизой во втором. А ими в свою очередь - любая другая женщина…

Прослужив после окончания ВГИКа сначала в театре имени М.Н. Ермоловой, а потом в «Современнике» и МХАТе, снявшись в более чем пятидесяти фильмах, сейчас Екатерина Васильева признается, что уже достаточно долго не состоит в труппе какого-либо театра. Кроме «Игр женщин» она играет еще только в одной антрепризе. И все. В последнее время Екатерина Сергеевна связала свою жизнь с религией и каждый раз, прежде чем выйти на сцену, испрашивает на то благословения у батюшки. Снимается актриса и в рекламных роликах, однако далеко не во всех, а только в таких, которые посвящены православной тематике. А часть средств, собранных на спектакле «Игры женщин», отчисляет московскому храму Софии, Премудрости Божией.

…В жизни Екатерина Сергеевна женщина спокойная, строгая, мудрая. Почти такая же, какой запомнилась зрителю в сериале «Королева Марго», в котором она блестяще и исторически точно сыграла Екатерину Медичи.

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ

26

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость