19 Октября 2017
$57.27
67.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Бюджет-2007: конструктив без популизма

В новый год область вступает, как и положено, с новым бюджетом. Его своевременное принятие стало итогом конструктивной совмест-ной работы двух ветвей региональной власти – законодательной и исполнительной, а также администраторов поступлений в бюджет – управления ФНС России по Тверской области и комитета по управлению имуществом области – и других участников бюджетного процесса. О том, как велась эта работа и каким получился ее конечный продукт, рассказывает заместитель начальника департамента финансов Тверской области Ирина СЕВЕРИНА.

В новый год область вступает, как и положено, с новым бюджетом. Его своевременное принятие стало итогом конструктивной совмест-ной работы двух ветвей региональной власти – законодательной и исполнительной, а также администраторов поступлений в бюджет – управления ФНС России по Тверской области и комитета по управлению имуществом области – и других участников бюджетного процесса. О том, как велась эта работа и каким получился ее конечный продукт, рассказывает заместитель начальника департамента финансов Тверской области Ирина СЕВЕРИНА.

– Работа над бюджетом проходила поэтапно и по плану. Как известно, доходы областного бюджета находятся в прямой зависимости от доходов консолидированного бюджета области. Поэтому доходная часть бюджета отрабатывалась на заседаниях рабочих групп при администрации области исходя из многовариантности прогнозирования структуры и объема доходов. При этом составители проекта бюджета руководствовались новым законом о бюджетном процессе, установившим новые правила бюджетирования. Речь идет, во-первых, об использовании в полном объеме принципов БОР, то есть о бюджетировании, ориентированном на результат. А во-вторых, с наступающего года область переходит от стандартного к среднесрочному – не на один, а на три года вперед – планированию регионального бюджета. Составленный среднесрочный бюджет основан на тридцати шести бюджетных целевых программах (БЦП), которые связывают финансовые средства ведомств с конкретными результатами их деятельности. Кроме того, впервые было составлено 18 докладов администраторов БЦП о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств за I полугодие уходящего года и направлено в Законодательное собрание вместе с проектом областного бюджета.

Эти новые подходы пришлось, что называется, на ходу осваивать как составителям проекта бюджета, так и региональным законодателям. Причем для большинства депутатов ЗС это был первый опыт принятия бюджета области – главный финансовый документ уходящего года был принят Заксобранием еще предыдущего созыва. Тем востребованнее был опыт тех, кто отрабатывает уже не первый депутатский срок, – Владимира Савина, Владимира Юдина, Лилии Корниенко, Александра Гришина, а также доскональные знания тонкостей бюджетного процесса, коими обладает нынешний заместитель председателя комитета по бюджету и налогам ЗС Иван Райдур. К чести депутатского корпуса, профессиональный и конструктивный подход изначально продемонстрировали и вновь избранные региональные законодатели. Самое активное участие в обсуждении проекта бюджета приняли депутаты Заксобрания Дмитрий Лебедев, Владимир Бабичев, Владимир Савин, Артур Бабушкин, Сергей Тарасов, Василий Аксенов, Руслан Лебедев, Вячеслав Суязов, Геннадий Мохначев. Их поправки и замечания свидетельствовали о том, что депутаты досконально изучили каждый раздел проекта бюджета, а их практический опыт деятельности в разных сферах – в реальном секторе, в социальных структурах – позволил как бы примерить на себя, на своих избирателей каждую статью бюджета, оценить степень ее эффективности.

Принципиальный момент: в ходе бюджетных слушаний не подвергалась попыткам коррекции сама концепция бюджета, его идеология. При этом нельзя сказать, что обсуждение проекта бюджета-2007 было формальным, свелось к пресловутому «одобрямсу». В ряде случаев депутатский корпус сражался против поправок, предложенных как самими региональными законодателями, так и управленческими структурами. Эти поправки могли бы принципиально изменить подходы к решению многих проблем. Так, острые дискуссии развернулись по поводу целого ряда предложений контрольно-счетной палаты ЗС по корректировке прогнозов поступлений налогов – на прибыль от организаций, на доходы физических лиц (НДФЛ), на имущество организаций, транспортного, а также единого налога, взимаемого по так называемой «упрощенке». Понятно, что для того чтобы вести с КСП полемику на равных, депутатам было необходимо изучить и нормативную базу, и методики расчетов. Еще пример из того же ряда: администрация области подготовила уточнения по включению в бюджет компенсации сумм выпадающих доходов местных бюджетов в размере свыше 300 миллионов рублей из-за возврата переплаты земельного налога ГУ «Территориальный дорожный фонд». Понятно, что это предложение весьма порадовало глав муниципальных образований. Но в ходе бюджетных слушаний встал вопрос: как выплачивать эти 300 миллионов? В проекте значилось: как субсидии муниципальным образованиям из фонда софинансирования социальных расходов Тверской области (ФССР). Другой вариант – увеличить на эту сумму дотации местным бюджетам на стабилизацию их доходной базы, как предложила контрольно-счетная палата, исходившая из того, что такие компенсации противоречат понятию субсидии. И в этом споре депутаты поддержали позицию администрации области.

Депутатам ЗС также пришлось проявить стойкость, отклонив ряд поправок явно популистского характера, исходивших от глав муниципальных образований и председателей местных представительных органов. Большинство этих предложений сводилось к попыткам увеличить финансирование из областного бюджета конкретных муниципальных образований, пересмотреть в сторону уменьшения прогноз поступления НДФЛ с территорий, «выбить» дополнительную субсидию для района или конкретного местного бюджетополучателя. Вообще прогнозы администраторов поступлений в бюджет – это всегда предмет споров. И в ходе работы над проектом бюджета-2007 эти прогнозы неоднократно возвращались на доработку с учетом конкретных предложений департамента финансов области по учету в расчетах динамики поступления, показателей инфляции, изменений налогового и бюджетного законодательства. И в реалистичности прогнозных цифр, полученных в итоге, депутаты ЗС были уверены. В результате рассмотрения всех предложений и замечаний было решено увеличить доходную часть бюджета по группе 1 «Доходы» на 143 миллиона рублей, в том числе по НДФЛ на 149,3 млн. руб., и уменьшить по налогу на имущество организаций на 6,6 млн. рублей. При этом была принята внесенная губернатором поправка по уменьшению прогноза по местным налогам по отдельным муниципальным образованиям. Причиной пересмотра прогноза в данном случае явились неточности в определении кадастровой стоимости земельных участков и налогооблагаемой стоимости имущества физических лиц. Внесенные изменения позволили увеличить размер финансовой помощи местным бюджетам на несколько десятков миллионов рублей. Добавлю еще, что субсидирование расходов муниципальных образований из фонда муниципального развития предусматривается в общей сумме 965,6 млн. руб., что составляет 112,8% к уровню 2006 года. Существенное увеличение предусматривается на субсидии из фонда реформирования муниципальных финансов, общий объем которого составит 65 миллионов рублей, с целью поддержки институтов местного самоуправления в рамках реализации ФЗ-131. В предстоящем году реформирование местного самоуправления будет продолжено, в связи с чем в расходах областного бюджета предусмотрены средства на инвентаризацию муниципального имущества и создание материально-технической базы вновь образованных поселений в сумме 45 миллионов рублей.

Одновременно было принято решение увеличить расходную часть областного бюджета на 109,4 миллиона рублей на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых по единой тарифной сетке. Часть этой суммы – 34 миллиона рублей – пойдет по разделу «Межбюджетные трансферты» в части субсидирования муниципальных образований на оплату труда бюджетников. Соответствующую поправку внесли губернатор и фракция «Единая Россия». В итоге расходы на зарплату бюджетников с начислениями по сравнению с соответствующими показателями 2006 года увеличены на 1025 млн. рублей. Кроме того, в областном бюджете предусмотрены средства на предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, в общей сумме до 250 миллионов рублей. Законом Тверской области от 20.11.2006 №117 ЗО «О порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований» в 2007 году предусмотрена пролонгация договоров о предоставлении бюджетного кредита в рамках финансового года.

У предложения о внесении изменений в региональный закон «О налоге на имущество организаций», предусматривающих льготы по уплате этого налога для организаций социально-культурной сферы, образования, здравоохранения и т.д., было несколько соавторов, в числе которых – сами региональные законодатели. Но поскольку при определении объемов финансовой помощи муниципальным образованиям были предусмотрены средства на уплату этого налога, поправка была отклонена.

Депутаты ЗС решительно встали на защиту действующего в области механизма поддержки предприятий в форме субсидий из областного бюджета с целью компенсации части затрат по банковскому кредиту. Нормативно он регулируется «Порядком предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов», утвержденным постановлением Законодательного собрания Тверской области еще в 2003 году. В уходящем году восемь компаний получили такие субсидии в суммарном объеме 8,63 миллиона рублей, тогда как всего на эти цели в бюджете-2006 было выделено 15 миллионов рублей. Поскольку не удалось выбрать всю эту сумму, КСП предложила в бюджете будущего года ее урезать. Депутаты с этим категорически не согласились – ведь именно в этом году столь многое сделано для улучшения инвестиционного климата в регионе. Его значительное потепление ощутимо стимулирует коммерческую и предпринимательскую активность. С чистого листа создаются новые предприятия, а уже существующие ищут способы привлечь инвестиции под проекты модернизации и расширения своих производств, освоения выпуска новых видов продукции и т.д. И в этих условиях надо не урезать, а увеличивать объем их субсидирования или хотя бы оставить его на прежнем уровне. В итоге они отстояли 15-миллионный объем субсидирования в бюджете-2007. Здесь следует отметить, что бюджет 2007 года в целом сохраняет свою инвестиционную направленность. Расходы на финансирование капитального строительства увеличены по отношению к 2006 году на 287 миллионов рублей.

То, как депутаты ЗС освоили принципы БОР, то есть нацеленность на результат даже при ограниченных бюджетных возможностях, наглядно иллюстрирует используемый ими подход – концентрация ресурсов на приоритетных направлениях. Например, одно из ключевых направлений реализации национального проекта «Образование» – развитие инноваций в этой сфере. Соответственно, депутаты ЗС поддержали поправку губернатора, согласно которой увеличиваются на 6 миллионов рублей расходы на реализацию мероприятий проекта ОЦП «Развитие образования Тверской области на 2007 – 2009 годы». Эти средства пойдут на финансирование областных грантов на разработку инновационных методик и технологий развития образования. При этом депутатам пришлось урезать на соответствующую сумму расходы, предусмотренные по другой статье. Кстати, о национальных проектах: безусловно, в 2007–2009 годах будет продолжено их финансирование. Объем средств, предусмотренных на эти цели в бюджете-2007, составляет 683,4 млн. руб., прирост по отношению к текущему году составит 34,5 миллиона рублей.

Подводя краткий итог совместной работы региональных законодателей и структур исполнительной власти в процессе бюджетирования, думается, можно сказать, что конечный продукт – областной бюджет 2007 года – получился реальным, прозрачным, нацеленным на финансовый результат.

Подготовила Светлана БАКАРДЖИЕВА

19

Возврат к списку

Есть в Твери уникальный детский сад
Детский сад №100 действительно один такой в областном центре. Его питомцами являются дети с тяжелыми нарушениями зрения.
18.10.201720:08
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость