26 Сентября 2017
$57.57
68.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Менеджмент с человеческим лицом

Непонятные вещи порой происходят в иных наших продвинутых на первый взгляд компаниях. Топ-менеджмент, не щадя живота своего, разрабатывает стратегию развития бизнеса, которой позавидовали бы самые успешные корпорации, оптимизирует структуру управления предприятием, закупает самые современные технологические линии. Но вслед за кратковременным улучшением важнейших количественно измеряемых показателей – издержек, качества, оборотов и т.д. – компания получает целый воз новых серьезнейших проблем и зачастую даже оказывается на грани развала.

Непонятные вещи порой происходят в иных наших продвинутых на первый взгляд компаниях. Топ-менеджмент, не щадя живота своего, разрабатывает стратегию развития бизнеса, которой позавидовали бы самые успешные корпорации, оптимизирует структуру управления предприятием, закупает самые современные технологические линии. Но вслед за кратковременным улучшением важнейших количественно измеряемых показателей – издержек, качества, оборотов и т.д. – компания получает целый воз новых серьезнейших проблем и зачастую даже оказывается на грани развала. Предприятие лихорадит текучка кадров, акционеры охотно «спускают» свои ценные бумаги заезжим рейдерам, в цехах и отделах тлеют конфликты. И в конечном итоге эффект от модернизации и оптимизации сходит на нет.

В чем тут дело? А в том, считают специалисты по стратегическому управлению персоналом, что руководители в данном случае забывают золотое правило: всякая реформа должна быть «с человеческим лицом». То есть не вступать в противоречие с постулатами корпоративной культуры, а в идеале – опираться на них. Но то – в идеале, на практике же, если прикинуть навскидку, сколько тверских компаний на сегодняшний момент руководствуются Кодексом корпоративного поведения, счет пойдет на единицы. Да что там кодекс с его системным подходом – если бы топ-менеджмент наших предприятий планомерно внедрял у себя хотя бы начатки корпоративной культуры! И оценивал ее значимость хотя бы на уровне, к примеру, маркетинга или управления финансами компании. Эти-то направления на наших предприятиях в последнее время стали развивать, причем изначально ориентируясь на евростандарты – как же сейчас без этого? А вот культурой организации у нас как-то пренебрегают: если и берутся в компании наладить работу с персоналом, то чаще всего ограничиваются реформированием структуры управления или же бесконечно делят функции между конкретными исполнителями. А результат получается как в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь…».

Между тем если уж следовать евростандартам, то начинать целесообразно как раз-таки с корпоративной культуры. В развитых экономиках уже давно убедились, что именно эффективная культура организации создает важнейшие условия конкурентного преимущества. А именно: чувство причастности к организации и преданность общему делу, что связывает сотрудников в один коллектив. Вот что пишет по этому поводу известный специалист по стратегии управления персоналом, доцент кафедры экономической теории ИППК МГУ Владимир Маслов: «Не новейшие технологии сами по себе, а корпоративная культура дает сотрудникам видение будущего, мобилизует их на достижение целей организации. Культура организации стала определяющим фактором долгосрочного финансового успеха. Это убедительно демонстрируют результаты эмпирических исследований зарубежных ученых. Это же подтверждает опыт лучших предприятий России».

Ведущие компании Тверской области пока еще только нарабатывают такой опыт. Как правило, носителями и основными движителями идеи развития культуры организации там являются специалисты, прошедшие стажировки в зарубежных фирмах в рамках обучения по Президентской программе. Изучив на месте т.н. «западный» стиль управления, они оценили его сильные стороны: в компаниях делается многое для того, чтобы стимулировать самостоятельность и креативность сотрудников, которые в свою очередь стремятся заниматься ответственной, а не просто исполнительской деятельностью. Для них все более важным становится получение удовольствия от работы, осознание своей необходимости для компании, а также нематериальные знаки признания их заслуг. На Западе даже различают несколько типов корпоративной культуры. Голландский ученый Г. Хофштеде и французский консультант по управлению Д. Боллинже разработали метод, с помощью которого определяется тип корпоративной культуры конкретной компании. Они предложили четыре основные характеристики корпоративной культуры: дистанция власти; стремление к избежанию неопределенности; индивидуализм-коллективизм; мужественность и женственность.

А теперь, имея в виду эти параметры, вглядимся внимательнее в коллективное «человеческое лицо» компаний. Умение читать его выражение в немалой степени поможет руководителю, решившему «двинуть» корпоративную культуру в массы работников своего предприятия.

Итак, исследуя «дистанцию власти» на предприятии, следует определить количество работников, предпочитающих демократический (консультативный) стиль управления директивному (автократическому). А также количество работников, считающих, что стиль их непосредственного руководителя именно директивный. При этом обратите внимание, сколь часто подчиненные позволяют себе выражать свое несогласие с мнением начальника. Параметр «стремление к избежанию неопределенности» включает в себя такие факторы, как желание менеджмента урегулировать поведение персонала, стремление обеспечить стабильность занятий, выполняемых заданий. Соответственно здесь оценивается состояние коллектива на предмет ощущения стресса и неопределенности.

Третий показатель, характеризующий корпоративную культуру, – «индивидуализм-коллективизм». Для сотрудников «индивидуалистских» организаций немаловажно, чтобы работа приносила удовлетворение, для чего она, помимо всего прочего, не должна быть чересчур зарегламентирована – «индивидуалисты» предпочитают свободу в организации своей деятельности. При этом они хотели бы еще иметь достаточно времени для личной и семейной жизни. А вот для персонала «коллективистских» организаций основные ценности – хорошие условия труда, возможность обучаться или повышать свою квалификацию, а главное – полностью использовать свой профессиональный потенциал.

Четвертый параметр – «мужественность – женственность». Доминирующий «мужской менталитет» во главу угла ставит достойную оплату работы и реальные перспективы для продвижения по службе. Чтобы достичь этого, сотрудники согласны учиться, учиться и еще раз учиться и желают быть в курсе технических новостей. В традиционном же «дамском коллективе» больше ценится дружеская атмосфера на работе, комфортные условия труда, хорошие отношения с начальством и возможность самим решать, как долго оставаться на своем рабочем месте.

На основе сочетания этих четырех параметров можно установить такие важные для компании характеристики, как стиль управления, виды конфликтов в организации и способы их разрешения.

Как отмечают зарубежные партнеры отечественных предприятий, в российском менеджменте пока еще достаточно сложно выделить четкие типы корпоративной культуры. По мнению выпускников Президентской программы, ставших топ-менеджерами самых продвинутых тверских компаний, на их родных предприятиях тип их корпоративной культуры только формируется. А что уж говорить про «непродвинутые», живущие по старинке предприятия! А впрочем, что им мешает взяться за решение этой проблемы прямо сейчас? По мнению того же В. Маслова, «динамика корпоративной культуры органически связана с изменениями людей. Если менеджеры не готовы к перестройке собственной личности, культура организации будет обречена на состояние окостенелости, а сама организация все больше будет утрачивать конкуренто­способность». Кто бы спорил!

Светлана БАКАРДЖИЕВА

52

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость