23 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Время собирать идеи

Консультационный проект Евросоюза и Минфина РФ «Управление общественными финансами в Российской Федерации на региональном и муниципальном уровне» в Тверском регионе осуществляет консорциум в составе компаний Bannock Consulting (Великобритания), Центр исследований бюджетных отношений (Российская Федерация, г. Москва), Леонтьевский центр (РФ, г. Санкт-Петербург), Arcadis BMB (Нидерланды), Local Government Denmark (Дания). Собеседник «ТЖ» – представитель консорциума, руководитель группы экспертов Эндрю ДОБСОН.

Консультационный проект Евросоюза и Минфина РФ «Управление общественными финансами в Российской Федерации на региональном и муниципальном уровне» в Тверском регионе осуществляет консорциум в составе компаний Bannock Consulting (Великобритания), Центр исследований бюджетных отношений (Российская Федерация, г. Москва), Леонтьевский центр (РФ, г. Санкт-Петербург), Arcadis BMB (Нидерланды), Local Government Denmark (Дания). Собеседник «ТЖ» – представитель консорциума, руководитель группы экспертов Эндрю ДОБСОН.

– Итак, господин Добсон, на сегодня участники проекта располагают первым его продуктом – материалами экспертного исследования процесса бюджетирования в Тверской области и четырех отобранных для участия в проекте территориях. Каковы будут следующие шаги?

– Действительно, в первую очередь было решено провести обзор нормативной базы, чтобы установить существующие параметры для дальнейшей работы над основными направлениями проекта. Первый этап и заключается в том, чтобы определиться, каковы правила игры на данный момент. А затем мы будем анализировать существующее положение в Тверской области и отобранных муниципальных образованиях – насколько они соответствуют этим правилам. Первое исследование проведено в основном российскими консультантами – они больше в теме, как работает российская законодательная система, лучше знают ее специфику. Следующим шагом, который будет сделан уже на этой неделе, станет широкое привлечение к процессу работы иностранных специалистов. С их помощью мы сможем оценить результаты исследования в контексте лучшей международной бюджетной практики. Каждый из привлекаемых европейских экспертов является носителем знаний, навыков и опыта в определенных сферах и направлениях. Ведь основная идея проекта – оптимизация управления финансами, обеспечивающая эффективное использование бюджетных средств как на региональном, так и на муниципальном уровне. При этом мы не предлагаем какую-то готовую эталонную модель – предстоит создать симбиоз, используя лучший опыт мировой экономики. И каждый из привлеченных специалистов внесет в это общее строение свою лепту.

В качестве примера можно привести систему бюджетного учета и отчетности. Методы начисления, общепринятые в мировой практике, до сих пор с большим трудом приживаются в России. Внедрения нового метода начислений заждались многие заинтересованные структуры России, к тому же это является законодательным требованием в сфере бюджетного учета и отчетности. В западных странах, где принят подобный метод учета и отчетности, на его внедрение ушло около 20 лет. Как показывает жизнь, нетрудно изменить законодательство, но вот заставить работать новую модель достаточно сложно. И международный опыт, как пережить переходный период, необычайно ценен для нас.

– Должно быть, дело во многом упирается в недостаток знаний и навыков у персонала соответствующих структур, чтобы работать по-новому?

– Это лишь один из аспектов проблемы – необходимость обучения персонала. Основное же препятствие – инерция, привязанность работников к старому кассовому методу: операции признаются только при поступлении денег. Заставить людей думать по-другому – это вопрос не только обучения, но и снятия внутреннего барьера, избавления от страха перед переменами. В связи с этим хотелось бы обратить особое внимание на один из принципов, лежащих в основе реализации проекта: он состоит в том, что следует признать, что большинство людей реагируют рационально на поощрение в тот момент, когда они его получают. И для того чтобы реализовать необходимые перемены, необходимо поощрять изменение их восприятия. То есть мы должны создать такую систему, в которой люди начнут понимать, что от них требуется, и воспринимать стимулы, которые им предлагаются. Здесь и должно помочь общение специалистов департамента финансов, финансовых органов в муниципалитетах с иностранными консультантами, возможность для них задать практические вопросы. Наше первое впечатление – персонал этих служб в Твери и на местах вполне обучаем. Конечно, для сотрудников этих звеньев также важно обновить набор навыков и умений, для чего тоже необходимо создать соответствующие условия. В этом плане проект может помочь администрациям региона и муниципальных образований проводить эти перемены. В его рамках предусмотрены проведение семинаров в администрации области, возможность отдельным участникам проекта побывать в европейских странах, дабы на месте изучить, как эта система там работает.

– Один из важнейших элементов реформы государственного управления РФ – переход к бюджетированию, ориентированному на результат. И в проекте, как известно, это направление – в числе основных…

– Переход к БОР требует решения двух важных проблем. Это, с одной стороны, необходимость повышения бюджетной дисциплины и финансового контроля в России, который до сих пор действует на основе управления ресурсами, заложенными в бюджете. В то время как если мы переходим на результативную модель, мы должны управлять результатами, быть в этом более гибкими. Таким образом, менеджеры должны эффективно управлять вводимыми ресурсами. При этом необходимо выработать четкие критерии результативности. Итак, первая проблема – контролировать финансовые ресурсы и сочетать это с гибкостью и адаптивностью управления. Вторая важнейшая задача – создание системы ответственности за результаты. Во многих странах это работает следующим образом: ориентация на результат ассоциируется с конкретной личностью, которая конкретным образом отвечает за результаты. При этом ситуация нестатична в целом. В Европе существует система, при которой администраторы, ответственные за результат, могут принадлежать частично – к госструктурам, частично к частным компаниям. И менеджеры частных компаний могут получать бюджетные средства в зависимости от того, каким образом и насколько результативно они их используют. В качестве примера можно привести управление тюрьмами в Англии, которое производится из общественных или государственных фондов частными компаниями, в соответствии с четко выработанными критериями – что и как должно быть сделано. Мы сегодня не предлагаем ввести аналогичные принципы для российской пенитенциарной системы. Но некоторые сферы, как, например, содержание дорог, думается, вполне можно было бы перевести на этот принцип. Одна из наших задач в рамках проекта – выяснить, какие отрасли в России можно использовать в подобном формате.

– Господин Добсон, позвольте вопрос в связи с тем, что реализуемый проект инициирован двумя партнерами – Евросоюзом и Минфином РФ. Возможно ли, что в ходе реализации проекта будет рассматриваться идея пересмотра бюджетных отношений в плане наделения регионов большей самостоятельностью и передачи в их распоряжение большего числа налогов?

– Пока что об этом говорить преждевременно – работа еще только начата, еще не время для столь глобальных выводов и предложений. Однако возможно, что со временем по ходу развития ситуации мы сочтем целесообразным обратиться к Минфину с предложением видоизменить систему распределения полномочий между бюджетами разных уровней.

– А по каким параметрам вы в свою очередь будете оценивать результативность реализуемого проекта?

– Их несколько. За годы работы в России нами накоплена обширная информация о том, что и где наилучшим образом в России работает: в каком регионе лучше отлажено финансовое планирование, в какой области имеется наилучший опыт отбора потенциальных объектов инвестирования и т.д. И самым лучшим результатом для нас будет, если Тверская область станет для других субъектов Федерации образцом для подражания по многим из этих параметров. В этом смысле наша задача – заставить эту систему работать в Твери таким образом, чтобы региональный менеджмент других субъектив Федерации, посмотрев на это, сам захотел бы перенять этот опыт.

Беседовала Светлана БАЛТОВА

7

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость