23 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Бюджетный процесс на взгляд ЕС

Бюджетная политика администрации Тверской области четко придерживается ориентиров на результативность, и многое уже сделано для ее достижения. Такой вывод был сделан по результатам исследования, проведенного российскими и зарубежными экспертами в рамках реализации консультационного проекта Евросоюза и Минфина РФ «Управление субнациональными общественными финансами в Российской Федерации».

Бюджетная политика администрации Тверской области четко придерживается ориентиров на результативность, и многое уже сделано для ее достижения. Такой вывод был сделан по результатам исследования, проведенного российскими и зарубежными экспертами в рамках реализации консультационного проекта Евросоюза и Минфина РФ «Управление субнациональными общественными финансами в Российской Федерации».

Как уже писала «ТЖ», в мае этого года Тверская область по итогам конкурса была отобрана в качестве единственного пилотного региона для первого этапа реализации этого проекта, опыт которого затем будет распространен на других территориях. Решающим фактором стало то, что мы значительно дальше других субъектов Федерации продвинулись в реформировании бюджетирования. Наша область стала первым и пока единственным в России регионом, где уже с начала текущего года законодательно введены принципы результативного бюджетирования в полном объеме. А с 2007 года область переходит от стандартного к среднесрочному – не на один, а на три года вперед – планированию регионального бюджета.

Международный проект будет реализовываться в нашей губернии в течение двух с половиной лет. За этот период будет оказано техническое и методологическое содействие департаменту финансов Тверской области и четырем отобранным территориям. Это городской округ – город Тверь, район с преимущественно сельским населением (отобран Кимрский район), район с преимущественно городским населением (Бежецкий район) и поселение (Конаково). Какое именно содействие? Для того чтобы ответить на этот многоплановый вопрос применительно к региону в целом и к каждой отобранной территории, эксперты в течение нескольких месяцев изучали ситуацию в них, анализировали потребности, особенности и управленческие возможности на региональном и муниципальном уровнях. Исследование велось по нескольким основным направлениям. В их числе межбюджетные отношения, среднесрочное планирование, ориентированное на результат, долговая политика региона и муниципалитетов, разработка проектов регионального и местного бюджетов, организация исполнения бюджетов, система финансового учета и отчетности, а также финансовый контроль. Итоги этого исследования будут представлены на семинаре, который запланирован на конец сентября. На нем будет также обсуждаться разработанный на основе исследования план реализации проекта.

Итак, как отметили в своем исследовании эксперты, проводимые в области работы по реформированию бюджетного процесса носят комплексный характер. В этот комплекс входит в том числе встраивание в бюджетный процесс области докладов о результатах и основных направлениях деятельности, бюджетных целевых программ, реестра расходных обязательств. Вопрос в том, насколько успешно идет это встраивание. Так вот, что касается областных целевых программ (ОЦП), то, по мнению экспертов, несмотря на реализуемые в последнее время меры по более эффективному использованию преимуществ РЦП, сложившиеся процедура и методология их разработки и реализации на момент исследования – в минувшем июне – не полностью соответствовали требованиям программно-целевого метода планирования. Тут же были даны конкретные рекомендации, как оптимальным образом верстать региональные целевые программы и как повысить отдачу от них. Прежде всего эксперты указали на необходимость более четко ставить заявленные в программах цели и оценивать их достижение с использованием измеримых целевых индикаторов. До сих пор они, как правило, не разрабатывались. Ответственность за реализацию той или иной программы зачастую размыта между несколькими органами исполнительной власти. В ряде программ были отмечены несоответствие решаемых в их рамках проблем полномочиям региональных органов государственной власти, недостаточная проработанность состава программных мероприятий, сроков реализации программ, требуемых объемов финансирования. Эксперты подчеркнули важность того, чтобы программы были именно целевыми, а не сводились к выполнению, по сути, текущих функций органов исполнительной власти. Для этого требуются в том числе обоснованные расчеты социально-экономической эффективности реализации РЦП. При этом эксперты рекомендуют устанавливать в программах достаточное количество верифицируемых (то есть позволяющих оценивать достоверность) показателей результативности и эффективности. Наиболее типичная ошибка в этом плане – подмена показателей эффективности показателями планируемых результатов.

В настоящее время принято постановление администрации области о разработке, утверждении, реализации и мониторинге областных и бюджетных целевых программ Тверской области, разработанное с учетом этих рекомендаций. Принятие этого нормативного акта, как отмечено в исследовании, позволит благополучно решить все отмеченные проблемы, а также создаст надлежащие правовые основы для полноценного применения как нового инструмента – бюджетных целевых программ, так и областных целевых программ.

Еще один непременный компонент современного бюджетного процесса – доклад о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета. Начиная с 2004 г. в области составляются такие доклады и анализируются включаемые в них цели, задачи и показатели. К настоящему моменту подготовлен проект постановления администрации области о подготовке и оценке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета Тверской области. Оценив закладываемые в него подходы, эксперты отметили, что его принятие позволит создать надлежащие правовые основы для легитимного внедрения докладов о результатах и основных направлениях деятельности в бюджетный процесс области с учетом ранее осуществлявшихся работ по этому направлению.

Отмечены в исследовании и усилия региональной власти по созданию в области правовых основ для ведения реестра расходных обязательств области, необходимого для формирования расходной части областного бюджета на очередной финансовый год и составления перспективного финансового плана. Порядок ведения этого реестра и представления муниципальными образованиями своих реестров расходных обязательств утвержден постановлением администрации Тверской области. Форма ведения реестра, закрепленная в этом документе, предусматривает обязательную финансовую оценку каждого расходного обязательства. Здесь эксперты провели выигрышную для тверского бюджетирования аналогию с подходами, применяемыми на федеральным уровне. Как известно, было решено вводить информацию о финансовых оценках расходных обязательств в реестр расходных обязательств РФ. В плане рекомендаций по дальнейшей работе над реестром эксперты отметили, что пока что в региональной нормативной базе не содержится описания конкретных механизмов по учету данных реестра расходных обязательств Тверской области в процессе бюджетного планирования.

Итоговый вывод экспертов: к настоящему моменту в Тверской области сделаны важнейшие шаги по проведению реформы бюджетного процесса: сформулированы концептуальные подходы к внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), в Тверской области, начата работа по комплексному внедрению элементов БОР. В дальнейшем для полномасштабного внедрения БОР в Тверской области предстоит обеспечить большее правовое закрепление процедур и механизмов применения принципов и методов БОР, отладить четкую взаимосвязь между внедряемыми элементами БОР и бюджетным циклом, а также социально-экономическим развитием области в целом. Кроме того, необходимо создать систему текущего мониторинга и корректировки хода реформы бюджетного процесса.

Ориентация на результативность предполагает в числе прочего внедрение адекватной поставленным задачам системы бюджетного учета и отчетности. Как отметили эксперты, переход к такой системе в нашей области и ее муниципальных образованиях сопровождается рядом серьезных проблем, влияющих на качество учетной информации. Проблемы вызваны объективными причинами и наблюдаются и в других регионах Российской Федерации. Прежде всего это обеспечение достоверности отчетных данных. Резюме по результатам исследования: учитывая важность знания реальной экономической ситуации в процессе принятия решений, необходимо в дальнейшем более подробно исследовать вопросы качества учетных данных и разработать предложения по возможному улучшению работы системы учетной информации.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

17

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость