07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Наследство славных рыцарей

Во времена по историческим меркам не столь уж отдаленные художник, которого назвали формалистом, чувствовал себя, мягко говоря, неуютно

Во времена по историческим меркам не столь уж отдаленные художник, которого назвали формалистом, чувствовал себя, мягко говоря, неуютно. Да и сейчас большинство представителей изобразительного искусства не торопятся признаваться, что формальные эксперименты с материалом, цветом или композицией им дороже, чем смысловая составляющая и духовное наполнение произведения. Для этого нужны определенная смелость и завидное ощущение собственной самодостаточности, и Анатолий ВОЙТОВ в этом смысле - редкое исключение.

Анатолий Войтов - художник из категории загадочных. Хотя бы уже потому, что происхождение своих художественных пристрастий - а занимается он редким сейчас гобеленом - объяснить не может: это, говорит, и для него самого тайна. В юности собирался поступать и в Суриковское училище, и в полиграфический институт, а оказался в текстильном. Хотел защищать диплом по батику, а заинтересовался гобеленом. Анатолий Николаевич, кстати, опроверг одно из расхожих мнений, что традиционно ткачество - занятие сугубо женское. То есть сначала он и сам так думал, когда начал заниматься этим видом декоративно-прикладного искусства в большой компании однокурсниц. Сейчас не без гордости говорит, что мало у кого из девушек получалось так, как у него. А по ходу дела оказалось, что создание гобелена - работа сугубо мужская, долгая и трудная, требующая помимо творческого импульса еще немалого усердия и чисто технического мастерства. В общем, по его собственному определению, каторжный рабский труд. Поэтому, кстати, законченное произведение сначала не вызывает у мастера никаких положительных эмоций. Оно и понятно, если учесть, что на создание одного гобелена может уйти и год, и полтора.

Не согласен Анатолий Николаевич и с еще одним общепринятым мифом, что гобелен появился в средневековой Европе по чисто практической надобности. Принято считать, что большие тканые полотна использовались в качестве своеобразного утеплителя, поскольку серьезных систем отопления и непроницаемых для холода стеклопакетов в рыцарских замках XII - XIII века, естественно, и быть не могло. Однако промерзшие стены тогда прекрасно драпировали шкурами и местными тканями. Гобелены же появились во Франции во времена крестовых походов - славные рыцари привезли их в числе прочих боевых трофеев из Палестины. Где, понятно, не было необходимости утеплять жилище и где эти вещи использовались в сугубо декоративных целях. В этом же качестве гобелен прижился и в Европе - местным мастерам приглянулась своеобразная техника, и они стали использовать ее для создания своего рода тканых картин или стенных росписей уже на специфически европейские сюжеты. Современный же гобелен, наследующий средневековые традиции, сформировался во Франции в 40-е годы XX века.

В советском искусстве гобелен связан прежде всего с Прибалтикой, что и понятно: тоже Европа. Впрочем, у этого вида изобразительного искусства существует и сугубо русская традиция - деревенские тканые половики. Анатолий Войтов рассказывал, что в разных областях России видел разные варианты этого народного «гобелена», и именно тверские отличаются изысканной простотой цветовых решений. Сейчас он использует эти мотивы, когда работает с льном. Впрочем, деревенские половики ткутся на традиционном горизонтальном станке, для классического же гобелена используется вертикальный.

Работа над гобеленом начинается с картонов - эскизов, посредством которых художник ищет композиционные и цветовые решения:

- Сюжет я никогда не ищу, - говорит Анатолий Войтов. - Он для меня вторичен или даже третичен, все определяет пластическая структура произведения или его техническое решение, возможность, к примеру, столкнув два дисгармоничных цвета, создать их гармоничное сочетание. Меня интересуют формальные вещи, которые впоследствии, в процессе работы, обрастают сюжетом.

В работах Анатолия Войтова достаточно часто прослеживаются этнические и мифологические мотивы, заимствованные из самых разных культур. Сам он говорит, что информация усваивается где-то на уровне подсознания, а потом всплывает в зависимости от технологии, фактуры материала и художественного решения произведения. Гобелен, кстати, бывает разный - гладкий, ворсовой, объемный. Наш герой выбрал гладкое ткачество - технологически не самая простая и не самая сложная эта техника позволяет эффектно играть композиционными и цветовыми приемами. В каком-то смысле она ближе к графике, но инструментом здесь служит еще и фактура льняной или шерстяной нити.

Сам художник говорит, что его гобелены, хотя и считаются произведениями декоративно-прикладного искусства, совершенно не утилитарны и по сути являются скорее станковыми картинами, поскольку абсолютно самодостаточны. Заказов он ни разу не получал и не выполнял - в музеи и частные собрания его работы уходят непосредственно с выставок. Они висят в самых разных интерьерах, в какой-то мере организуя их «под себя» - сказывается авторская энергетика, помноженная на особенности специфической старинной технологии, пережившей века.

Наталья ЗИМИНА

18

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию