21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Бюджетный рубль работает на результат

Как известно, наша Тверская область стала первым и пока единственным в России регионом, где уже с 2006 года законодательно введены принципы результативного бюджетирования в полном объеме. Соответствующий областной «Закон о бюджетном процессе» (13 – ЗО) был принят 18 января этого года. Это воистину реформаторский документ. Основная идея реформы – переход от нормативного финансирования к результативному.

Как известно, наша Тверская область стала первым и пока единственным в России регионом, где уже с 2006 года законодательно введены принципы результативного бюджетирования в полном объеме. Соответствующий областной «Закон о бюджетном процессе» (13 – ЗО) был принят 18 января этого года. Это воистину реформаторский документ. Основная идея реформы – переход от нормативного финансирования к результативному. При этом повышается эффективность бюджетного рубля, обеспечивается прозрачность распределения бюджетных потоков, четко фиксируются цели региональной социально-экономической политики и их реальное достижение. Этот принцип стал базовым при формировании бюджета области на текущий год. А с 2007 года Тверская область готовится перейти от стандартного к среднесрочному – не на один, а на три года вперед – планированию регионального бюджета.

Что принципиально должно измениться при таком подходе к разработке и принятию бюджета и как с учетом этих изменений будет строиться работа органов власти? Об этом рассказывает заместитель губернатора, начальник департамента финансов области Василий ТОЛОКО.

– Говорят, что все познается в сравнении. И для того чтобы должным образом оценить возможности, открывающиеся с переходом на результативную модель бюджетирования и среднесрочное планирование бюджета, давайте попробуем сравнить ее с тем, от чего мы уходим. А уходим мы от затратной модели бюджета, упрощенная формула которой сводится к немудреному принципу: всем сестрам по серьгам. Сестры – а в нашем случае это различные государственные органы, ведомства, учреждения и прочие бюджетополучатели – ежегодно взывали к областным «верхам» по поводу удовлетворения своих финансовых потребностей. И в обосновании этих потребностей не было ни слова о том, чего именно и каким образом проситель намерен достичь на своем поприще, освоив полученную сумму. На региональном же уровне эти заявки с мест брали за основу постатейного планирования бюджета на очередной год. При таком подходе вроде бы никто не был обойден вниманием – ни, к примеру, объекты социальной сферы, ни сельхозпроизводители, ни звенья системы образования и здравоохранения и т.д. И деньги налогоплательщиков расходовались ими по назначению – за этим бдительно следили вышестоящие административные и специализированные контрольные органы. Однако «целевое использование» вовсе не означает автоматически «эффективное», в чем мы из года в год убеждаемся, наблюдая состояние нашей хронически проблемной бюджетной сферы. Принципиально иная схема реализуется в рамках результативной модели: бюджетные расходы распределяются по видам деятельности и функциям, и деньги при этом закладываются не просто на ту или иную отрасль, как таковую, но и прежде всего на планируемый определенный конечный результат ее деятельности в течение года.

– Эта модель уже применялась при формировании бюджета на текущий год. Должно быть, те подходы, что были опробованы в ходе работы над ним, получили свое логическое развитие в новом законе о бюджетном процессе?

– В бюджете 2006 года расходы из областной казны были впервые привязаны к ожидаемым результатам деятельности конкретных бюджетополучателей и органов власти в целом. Таким образом, с этого года отрасли начинают не просто «осваивать» финансирование, а стремиться к достижению конкретных измеряемых целей и публично отчитываться об их достижении. Был также разработан и представлен на рассмотрение Законодательного собрания области ряд внутриведомственных бюджетных целевых программ (БЦП), нацеленных на достижение стратегических задач региональной социально-экономической политики. Реализация БЦП – это, согласно новому закону о бюджетном процессе в Тверской области, костяк перечня расходов, закладываемых в областной бюджет. Ключевой является программная структура бюджета, из которой видно, на какие цели и под какие результаты был выделен каждый бюджетный рубль и под ответственность какого распорядителя бюджетных средств. Этот закон также нормативно закрепляет требование представлять вместе с проектом закона об областном бюджете прошедшие экспертизу в департаментах финансов и экономики и промышленной политики целевые бюджетные программы, положенные в его основу, с указанием сводного перечня целевых показателей и объемов финансирования по каждой программе. Это должно дать простое представление о том, какие результаты «покупают» жители области за уплаченные ими налоги.

Проект бюджета теперь будет рассматриваться в двух чтениях. В первом чтении утверждаются основные параметры бюджета – доходы, расходы, дефицит, среднесрочные объемы бюджетных ассигнований для главных распорядителей бюджетных средств на реализацию бюджетных целевых программ, а также утверждение общих объемов финансовой помощи для местных бюджетов. Основной темой для обсуждения при втором чтении должны стать бюджетные целевые программы в контексте связки «целевые показатели (результаты) – затрачиваемые ресурсы». По сути, это является основой всего закона о бюджете, и, как только будет найден компромисс по составу программ, их целевым показателям и результатам, бюджет можно считать принятым.

– Ну и главное новшество – это, конечно, переход на среднесрочное планирование бюджета…

– Этот процесс в масштабах области проходит параллельно с федеральной реформой бюджетирования и в рамках регионального законодательства. Один из двух главных документов, необходимых для разработки проекта бюджета области на три года, – бюджетное послание губернатора Тверской области «Основные направления и приоритеты бюджетной политики», которые лягут в основу изменения среднесрочных объемов бюджетных ассигнований, а также определения функциональной структуры бюджета. Базой для расчета налоговых доходов остается прогноз социально-экономического развития области, который задаст и инфляционные ориентиры. Этот прогноз, содержащий широкий спектр показателей, представляется в двух вариантах – консервативном и оптимистическом. При этом для прогнозирования доходов должна использоваться консервативная оценка налоговых и неналоговых поступлений, дабы в случае возникновения неблагоприятной экономической ситуации уж точно не пришлось в пожарном порядке сокращать расходные статьи и накапливать «кредиторку».

Переход на среднесрочное планирование позволит более четко определить бюджетную политику для всех отраслей, наметить стратегические цели их развития и добиться более эффективной реализации долгосрочных региональных программ. Кроме того, четкие параметры бюджета, рассчитанные на три года вперед, помогут повысить инвестиционную привлекательность региона, поскольку дадут потенциальным инвесторам более полное представление о социально-экономической политике региональных властей.

– А еще при среднесрочном планировании для бюджетополучателей наконец-то перестанет быть актуальным допотопный принцип «осваивай, или потеряешь». И ведь в течение многих десятилетий бюджетные средства у нас именно «осваивали» всеми доступными способами, зная, что остатки средств на бюджетном счете в конце года будут ликвидированы…

– Это действительно противоречило всякой логике бюджетирования. Причем власти и были бы рады сманеврировать по ходу дела бюджетными потоками во имя более рационального расходования денег из казны, однако на практике перераспределить средства между статьями и разделами бюджета было практически невозможно. Теперь же задействуются принципиально иные механизмы управления бюджетом. Например, механизм оперативного управления средствами. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в зависимости от уровня выполнения поставленных задач. Идея результативного бюджетирования предполагает максимальную самостоятельность администраторов программ в определении внутренней структуры своих расходов. Областная администрация не будет вмешиваться в этот процесс, считая это нецелесообразным. Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) будут сами вести свою часть бюджетной росписи, руководителям государственных органов и их подразделений предоставляется возможность переброски средств между статьями и периодами расходов.

Большая самостоятельность бюджетополучателей подразумевает и их большую ответственность за принятие решений в сфере управления бюджетом. Соответствующие полномочия им будут делегированы. В самом общем виде бюджетирование по результатам при среднесрочном планировании можно определить как систему формирования и исполнения бюджета органа власти, отражающую взаимосвязь между бюджетными расходами и достигаемыми результатами (оказанными бюджетными услугами). Таким образом, деятельность органов власти, иных организаций общественного сектора будет ориентирована на достижение конкретных результатов. И, прежде чем один раз отрезать очередной кусок бюджетного пирога, им придется семь раз отмерить, оценить альтернативные способы достижения намеченного. Кроме того, предстоит проанализировать причины, позволившие либо не позволившие достичь тех или иных результатов, и на основе этого анализа сделать вывод об эффективности бюджетных расходов.

– Итак, оценка деятельности распорядителей бюджетных средств теперь будет вестись по достигнутым результатам в соответствии с планами. Принципиальный вопрос: что в данном случае подразумевается под результатами?

– Новый закон уточняет понятия «непосредственный результат» и «конечный результат». Показатели первого отражают объем произведенных тем или иным бюджетополучателем работ либо оказанных им услуг. Это, например, количество учеников, обученных по заданной программе; количество пролеченных в соответствии с установленными стандартами пациентов; численность сотрудников правоохранительных органов, патрулирующих определенную территорию; протяженность построенных и отремонтированных автомобильных дорог; частота уборки мусора и т.п. Критерии конечных результатов – это общественно значимые социальные последствия деятельности тех, в чье распоряжение поступили суммы из бюджета. Речь идет, например, о повышении качества образования, улучшении социальной адаптации выпускников образовательных учреждений; улучшении здоровья населения, снижении смертности от отдельных заболеваний; повышении доступности общественных услуг, в том числе для отдельных социально уязвимых категорий населения; снижении уровня преступности; повышении безопасности движения; обеспечении чистоты в городе и т.п. Мониторинг непосредственных и конечных результатов работы бюджетополучателей будет вестись путем анализа их ежеквартальных отчетов в департаменте финансов по соответствующей методике, где предусмотрена классификация по целям и задачам.

В заключение еще раз подчеркну: увязка результатов с суммами финансирования позволяет теперь губернатору, администрации Тверской области и депутатам Законодательного собрания области «покупать» за счет бюджета наиболее эффективные программы и проекты, отбрасывая наименее значимые. Повышается масштаб управления – не объекты и отдельные технологии осуществления расходов, а прозрачные и понятные приоритеты, цели и результаты будут играть роль первого плана. При этом появляется возможность увязать все цели и задачи, реализуемые отдельными ведомствами, в единую систему приоритетов, достигая тем самым концентрации ресурсов области, повышая системность в управлении ее развитием.

Беседовала Светлана БАКАРДЖИЕВА

38

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость