15 Декабря 2017
$58.71
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Грузовая деревня на магистрали бизнеса

Информация к размышлению. Только за 2004 – 2005 годы Украина выручила несколько миллиардов долларов на переработке транзитных грузов, направляемых в Россию, и на логистических услугах. Еще больше заработала на этом за это же время и без того небедная Финляндия, создавшая на своей территории устойчивую терминально-логистическую инфраструктуру по переработке грузов. В том числе, как это не абсурдно звучит, там перерабатываются для российских получателей грузы, поступающие из Китая. Объяснение тому простое – наша страна пока заметно отстает в развитии современных логистических технологий и создании крупных мультимодальных транспортных узлов.

Информация к размышлению. Только за 2004 – 2005 годы Украина выручила несколько миллиардов долларов на переработке транзитных грузов, направляемых в Россию, и на логистических услугах. Еще больше заработала на этом за это же время и без того небедная Финляндия, создавшая на своей территории устойчивую терминально-логистическую инфраструктуру по переработке грузов. В том числе, как это не абсурдно звучит, там перерабатываются для российских получателей грузы, поступающие из Китая. Объяснение тому простое – наша страна пока заметно отстает в развитии современных логистических технологий и создании крупных мультимодальных транспортных узлов.

Этой информацией с «ТЖ» поделились генеральный директор созданного при Министерстве транспорта РФ Центра развития транспортных технологических систем регионов Галина Холина и председатель совета директоров центра Александр Смирнов. А приезжали они в Тверь по приглашению местных бизнес-кругов с целью обсуждения перспектив создания в нашей области терминально-логистического комплекса (ТЛК), который должен стать одним из звеньев создаваемой сейчас единой транспортно-логистической системы России.

Создание сети ТЛК запланировано в рамках реализации транспортной стратегии на период до 2020 года и подпрограммы «Экспорт транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)». Строительство ТЛК – конкурентоспособная отрасль транспорта, и именно поэтому инициаторами проектов выступают частные компании. Государство же в свою очередь готово оказывать поддержку в рамках государственно-частного партнерства. Для этих целей и был создан Экспертный совет при Министерстве транспорта РФ, его возглавил министр Игорь Левитин.

При рассмотрении вариантов дислокации ТЛК предпочтение отдавалось тем регионам, которые находятся на основных направлениях движения товаров или тяготеют к ним, по территории которых проходят железнодорожные и автомагистрали, протекают судоходные реки, а также где имеются аэропорты. Поэтому вполне закономерно, что одними из первых регионов-участников программы стали Ульяновская, Пермская, Астраханская, Ярославская области, а также город-порт Выборг Ленинградской области. В этом смысле и наша территориально близкая к обеим столицам Тверская губерния с двумя федеральными трассами, железнодорожным узлом и судоходной Волгой считается прямо-таки идеальным местом для создания ТЛК. Тверской транспортно-логистический комплекс частично разгрузит московский транспортный узел и Санкт-Петербург, обеспечив комплексную переработку грузов. Одновременно обсуждается возможность подключить в ближайшее время к проекту Иркутскую, Челябинскую области, Приморский край. Реализатором этих проектов является Центр развития транспортных технологических систем регионов. Помимо цепи этих объектов по инициативе других компаний и при участии государства создаются комплексы в Мурманске, Новороссийске, Нижнем Новгороде, Волгограде, Екатеринбурге и ряде других городов.

Таким образом, пояснили руководители центра, ТЛК в этих регионах составят опорную транспортную сеть России и в полной мере реализуют потенциал страны в обслуживании внутренних и внешних грузопотоков. А с учетом того, что на недавнем саммите ЕВРАЗЭС было подписано соглашение о создании единого транспортного пространства Евро-Азиатского экономического союза, перспективы создаваемой системы связываются уже с планами сотрудничества стран, входящих в эту организацию.

Итак, что такое современный логистический центр? Это, в двух словах, комплекс, обеспечивающий весь спектр услуг по обслуживанию грузов. Это складирование, растаможка, необходимые экспедиторские, страховые, юридические и т.п. услуги, а также доставка грузов, что называется, от двери до двери, с минимальными затратами и в сжатые сроки по рассчитанному для каждого получателя оптимальному маршруту, с обеспечением надежной охраны на всем пути следования. Инфраструктура ТЛК включает в себя штаб – центр управления перевозками, а также современные склады, таможенные терминалы, терминалы на железнодорожном и автомобильном транспорте, перезагрузочные комплексы в порту, стоянки автотранспорта, парки отстоя вагонов, сортировочные станции, АЗС, мотели и кемпинги и т. д. На Западе это называется «грузовая деревня» – комфортная, оснащенная всем необходимым по последнему слову профильной техники и экологии. Именно по такому принципу строятся все центры в отобранных для участия в проекте регионах, также должно быть и в Тверской области.

Соответствующие параметры закладываются уже на стадии проектирования, которое ведется с привлечением профильных европейских структур, осуществляющих технологический контроль. Проектирование предваряется обширными исследованиями в рамках подготовки концепции транспортного развития каждого региона–участника проекта, в ходе которого складывается первое представление о том, какой объем грузопотоков проходит в настоящее время через его территорию, какие потоки предполагаются в будущем. А также дается экономическое обоснование целесообразности строительства центра именно на данной территории. Предварительно рассчитываются ее выгоды – развитие налогооблагаемой базы, увеличение числа рабочих мест, возможности реализации сопутствующих социальных программ и т.д. Эти разработки ведет Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса РФ, который и подготовил ФЦП модернизации транспортной системы России. Следующий этап – создание девелопментского проекта, то есть проекта развития, включающего весь комплекс работ от нуля и под ключ. В нем дается полный расклад: какие компании привлекаются к участию в проекте (разумеется, самые надежные, проверенные, крупные), на каких условиях, какие цели и задачи ставятся перед каждым конкретным исполнителем, кто будет обслуживать каждое звено создаваемой системы. Координировать процесс строительства и работу комплекса будет управляющая компания, создаваемая в каждом отобранном регионе. Ее акционерами могут стать в том числе местные компании.

Галина Холина и Александр Смирнов отметили, что, как явствует из опыта запуска проекта в первых регионах-участниках, региональные исполнительные власти, как правило, приветствуют создание таких комплексов и с самого начала оказывают реализации проекта всяческое содействие. Ведь на местах предстоит решить множество вопросов – определить, на базе чего будет строиться центр, оформить выделение необходимых площадей под его объекты, поставить соответствующие задачи административным структурам, создать управляющую компанию, утвердить инвестиционный проект в местном Законодательном собрании, скоординировать усилия местной бизнес-элиты, заинтересованной в своем участии в проекте, решить, какие фонды местных компаний могут быть в нем задействованы и каким образом, и т.д. Например, в Ульяновске центр строится с использованием структуры местного аэропорта, в Перми – на базе речного порта, а в Астрахани заложены две площадки – одна, основная, в порту, другая, контейнерная, на базе железнодорожной сортировочной дистанции. Кстати, столичные эксперты считают вполне перспективным задействовать в нашей области в качестве одной из площадок Тверской речной порт, что, безусловно, вдохнуло бы в него жизнь, а также использовать потенциал аэродрома в Мигалове.

Этот проект, в числе прочего, может способствовать разрешению одного хронического противоречия нашей хозяйственной жизни: во всех российских регионах острой проблемой является дефицит складских помещений, и это при наличии громадных незанятых бывших производственных площадей, в том числе складов. Дело здесь в том, что эти площади не приспособлены для обработки груза современными методами, а работать по старинке – значит терять массу времени и денег. Так вот, в ходе реализации проекта создания ТЛК задействуются обширные незанятые бывшие производственные площади, в том числе склады, которые будут переоборудованы и оснащены по последнему слову техники по европейскому стандарту. Сейчас изучаются предложения по переоборудованию ряда пустующих производственных и складских корпусов предприятий Твери и области под объекты логистического центра.

Теперь что касается цены вопроса и тех, кто платит. Как пояснили Галина Холина и Александр Смирнов, в зависимости от состояния площадок и объема работ общая сумма затрат на строительство в регионе терминально-логистического центра может составить от 30 до более 300 миллионов долларов. К примеру, на строительство Ульяновского центра заложено 50 миллионов долларов, на Тверской, по предварительным расчетам, примерно та же сумма. В качестве стратегических инвесторов программы выступают крупнейшие компании из четырех стран – Англии, Германии, Голландии и Швеции, готовые финансировать долгосрочные – до 15 лет – проекты. Предлагаются различные схемы инвестирования, разработанные конкретно под каждый регион. Кстати, несколько крупных компаний из перечисленных стран уже выказали готовность предметно обсудить возможности инвестирования создания центра в нашей области. Причем от регионов даже не требуются какие-либо отдельные гарантии под этот проект – региональная поддержка базируется на законодательстве субъектов РФ, регулирующем инвестиционный процесс. Сегодня целый ряд губернаторов областей и краев на разного рода всероссийских совещаниях докладывает как минимум о намерении строить у себя ТЛК. А там, где эта работа уже начата, создание этих центров, как правило, становится одним из приоритетов региональной социально-экономической политики. В Ярославле, например, этот проект даже сделали составной частью проекта создания особой экономической зоны.

Заинтересованность региональных властей вполне закономерна, ведь создание логистического комплекса позволяет эффективно решить целый ряд разноплановых проблем территории. Прежде всего, конечно, напрямую связанных с логистикой. Речь идет об оптимизации внутри-

региональных транспортных потоков, благодаря которой в том числе местные дороги будут эксплуатироваться правильно и, как следствие, их полотно дольше проживет без ремонта. После того как в регионе сложится устойчивый грузопоток, можно будет обсуждать вопрос о снижении тарифов на дорожно-транспортные услуги, что в свою очередь будет стимулировать привлечение дополнительного груза в регион и через регион. Ну и, конечно, ТЛК – это новые рабочие места (в Ульяновске, по расчетам, их будет до 6 тысяч, в Твери – немногим менее) и выгодные заказы для местных машиностроительных компаний, предприятий стройиндустрии и других отраслей, и мощный стимул для внутрирегиональной и межрегиональной производственной кооперации.

Однако надо иметь в виду, что логистический центр – проект долговременный, со сроком окупаемости до 10–15 лет. Но в регионах, где исполнительная власть и местная бизнес-элита умеют видеть перспективу и выстраивать стратегию развития на годы вперед, по достоинству оценивают многочисленные выгоды этого проекта и активно участвуют в его реализации.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

59

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость