05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Бизнес-сенсэи оценили «фактор БРИЧ»

На днях в Твери побывал директор АНО «Японский центр» господин Асадзума Юкио. АНО «Японский центр», являясь структурным звеном Японо-Российской организации по содействию торговле и инвестициям, имеет 12-летний опыт сотрудничества с российскими партнерами.

На днях в Твери побывал директор АНО «Японский центр» господин Асадзума Юкио. АНО «Японский центр», являясь структурным звеном Японо-Российской организации по содействию торговле и инвестициям, имеет 12-летний опыт сотрудничества с российскими партнерами. Основные направления деятельности АНО - оказание технической помощи российским компаниям в подготовке управленческих кадров новой, рыночной формации, в установлении и развитии контактов с японскими потенциальными инвесторами и партнерами по бизнесу. В настоящее время «Японский центр» делает все больший акцент на работу непосредственно в российских регионах, на развитие партнерского взаимодействия с их властными структурами и бизнес-кругами. В этом смысле Тверская область рассматривается японской стороной как одна из приоритетных в плане долгосрочного и плодотворного сотрудничества регионов. О развитии этого сотрудничества шла речь в ходе состоявшейся встречи г-на Асадзумы с заместителем губернатора области Ириной Блохиной. В рамках беседы в числе прочего была затронута тема возможного заключения побратимских связей между Тверской областью и одной из префектур Японии.

«ТЖ» удалось взять эксклюзивное интервью Асадзумы Юкио.

- Господин Асадзума, насколько известно, японский бизнес сравнительно недавно стал проявлять широкий предметный интерес к сотрудничеству с российскими партнерами. Чем вызвана такая активизация внимания?

- В самом деле, до недавнего времени деловые взаимоотношения между бизнес-структурами наших стран были практически неразвитыми. Да и сегодняшний товарооборот между нашими странами, составляющий 10 миллиардов долларов, - это мизер по сравнению с потенциальными возможностями. Например, показатель японо-китайского товарооборота превышает этот уровень примерно в 20 раз. И очень хорошо, что сейчас наконец-то японские фирмы всерьез устремились на российский рынок, завязали контакты с российскими контрагентами. И если в 1995 году лишь 40 наших фирм имели свои офисы в Москве, то сегодня их уже 129. Особенно активизировались наши деловые круги в последние два года: сработал «фактор БРИЧ». Это аббревиатура, составленная из первых букв названий четырех стран: Бразилия, Россия, Индия и Чайна (Китай). По прогнозу одного из ведущих и очень авторитетных американских аналитических изданий, опубликованному как раз два года назад, через 20 лет самые сильные экономики в мире будут именно в этих четырех странах. С легкой руки американских аналитиков аббревиатура БРИЧ стала очень ходовой. К их прогнозу в Японии отнеслись со всей серьезностью и наши бизнесмены, до того времени весьма пассивно относившиеся к России, стали внимательно наблюдать за вашей экономикой. Вехой на пути развития делового партнерства стала совместная закладка первого камня на месте строительства сборочного производства «Тойоты» в Санкт-Петербурге - это, безусловно, мегапроект. Разумеется, позитивную роль сыграли благоприятная политическая конъюнктура, устранение совместными усилиями наших политиков ряда факторов, препятствовавших процессу оптимизации наших экономических взаимоотношений.

- Обращает на себя внимание, что японское предпринимательство ориентировано преимущественно на сотрудничество с реальным сектором России, с нашими товаропроизводителями. Какие отрасли в этом плане являются приоритетными? И есть ли перспективы партнерства также в сфере малого и среднего бизнеса?

- Действительно, первыми на российский рынок устремились наши крупные фирмы. Спектр их интересов самый широкий. Кстати, для многих японских бизнесменов стало открытием, что россияне могут стать перспективными партнерами в том числе в сфере IT-технологий, программного обеспечения. Наши производители таких продуктов имели дело в первую очередь с американцами, а также с Индией. А в последнее время и с Китаем. Ситуацию прояснил показательный случай, когда некая японская фирма разместила соответствующий заказ на софт в Америке, и выяснилось, что американцы, в свою очередь, базу закупили у русских, причем задешево. И сейчас активно расширяются контакты Японии с Россией в этой сфере. Теперь что касается малого и среднего бизнеса: безусловно, здесь имеется огромный потенциал для сотрудничества, и «Японский центр» со своей стороны прилагает немало усилий для развития связей в этой сфере. Ведь в Японии до 90% предприятий - это малый бизнес, не по оборотам, конечно, а по численности персонала. Если хотя бы 30 или 50% от общего числа этих фирм начали бизнес с российскими партнерами - это можно было бы расценивать как наш большой общий успех. И экономический эффект был бы весьма внушительным. Наша Японо-Российская организация по содействию торговле и инвестициям поможет потенциальным бизнес-партнерам из обеих стран найти друг друга. Это можно сделать в том числе с помощью нашего сайта. Сейчас мы запускаем проект «Business to Business». В его рамках российские, в том числе, конечно, тверские, фирмы могут бесплатно разместить информацию о своем бизнесе, о производимых товарах на сайте. Это поможет в поисках партнеров, смежников. В первой половине марта мы проведем соответствующий тематический семинар, на который приглашаем участников в том числе из вашего региона.

- Кстати, о работе «Японского центра» с региональными бизнес-структурами и в том числе непосредственно в регионах. По каким критериям отбираются территории, с которыми начинает работу ваш центр, и проекты, для реализации которых вы беретесь помочь найти партнеров в Японии? Вы проводите предварительные маркетинговые исследования?

- В России сейчас действует семь Японских центров, расположенных в ряде регионов. Возглавляют их люди, как и я, много лет проработавшие в России, досконально изучившие местные особенности ведения бизнеса, взаимоотношений в нем. И единственный критерий отбора, который мы используем, - это наш опыт, если хотите, даже наитие, позволяющее определить, какой проект из целого ряда представленных действительно может быть реализован к обоюдной выгоде всех заинтересованных сторон, в каких случаях требуется доработка и какая именно, а в каких дело окажется вовсе бесперспективным. Специальных маркетинговых исследований в регионах мы не проводим, но при этом, конечно, изучаем обширную информацию об их потенциале. В основном, конечно, работаем с регионами, обладающими развитой промышленностью, с численностью населения, превышающей миллион человек.

- А какие российские компании чаще предлагают перспективные для японской стороны проекты - те, что реорганизованы в АО из бывших советских госпредприятий, или же новые, созданные с чистого листа уже в условиях рыночной экономики?

- Как правило, вторые. Большинство новых российских фирм отличают современный менеджмент, гибкость и мобильность бизнеса, креатив. К слову, эти качества в полной мере свойственны и тверским компаниям, с менеджментом которых мне довелось общаться. На бывших же госпредприятиях дело нередко упирается в консерватизм руководства, его непреодолимую привычку работать по старинке.

- Господин Асадзума, мы знаем Японию как страну высочайшей, уникальной корпоративной культуры. У нас же пока только осваивается понятие «корпоративный кодекс». Причем с немалым скрипом - увы, далеко не все руководители осознают, насколько это сегодня необходимо. Поделитесь наработанным опытом с российскими коллегами?

- Конечно! В Японии, как и во многих странах, следование корпоративному кодексу - дело для компаний добровольное. При этом добровольцев - сто процентов. Ведь у Японии нет природных ресурсов, мы изначально вынуждены их ввозить. И потому экономика поставлена в такие условия, при которых требовалось найти адекватный способ компенсации отсутствия природных богатств. И этим методом для нас стала оптимизация организации труда, эффективный менеджмент, стратегия работы с персоналом. Опыт, методики копились десятилетиями. Так и создавалась японская культура менеджмента. У нас система такая: фирма, принимающая человека на работу со студенческой скамьи, исходит из того, что он там проработает до пенсионного возраста, полностью реализовав свой потенциал. Стало правилом, что фирма - это единая семья. Но, к сожалению, в трудный для нашей экономики период конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века в ряде компаний были вынуждены пойти на сокращения штатов. Эта болезненная мера, конечно, немного поколебала наши устои - сотрудники компаний стали больше думать не о родной фирме, а о собственный перспективах, связываемых в том числе с поисками более надежного и высокооплачиваемого рабочего места. Однако временные трудности отнюдь не свидетельствуют о том, что японская технология менеджмента утратила эффективность. И мы готовы передать ее России. Думается, у вас она вполне приживется. Ведь русские люди очень трудолюбивы, у вас развиты традиции коллективизма.

- Вот бы нам перенять у вас еще и умение создавать бренды!

- Думается, и это для российского бизнеса вполне посильная задача. Ведь у вас есть фирмы, и их немало, которые разрабатывали прежде и разрабатывают сейчас собственную уникальную технологию производства востребованных товаров. Проблема в том, что до последнего времени у российских производителей не очень получалось сделать конечный продукт эргономичным, привлекательным для покупателя, не хватало и умения маркетировать свой товар. Но это ведь дело наживное - было бы желание учиться.

- Господин Асадзума, а как вам понравились проекты, представленные на организованной Региональным ресурсным центром научно-практической конференции, в работе которой вы принимали участие? Есть ли шанс у этих идей перерасти в бренды?

- Проекты очень интересные, и их авторы, судя по всему, люди талантливые. Однако хотелось бы обратить внимание многих из них на необходимость тщательной проработки своих инвестиционных заявок - с необходимыми расчетами, технико-экономическим обоснованием, подробным расписыванием этапов реализации и т.д. Тогда это будет действительно полноценным бизнес-предложением, способным вызвать предметный интерес инвесторов и - как знать - положить начало зарождению нового бренда.

Беседовала Светлана БАКАРДЖИЕВА

2

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию