05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Лилипутский наряд Гулливера

Мы запомнили эти числа, похоже, надолго: 122 и 131

Мы запомнили эти числа, похоже, надолго: 122 и 131. Порядковые номера двух федеральных законов, дополняющих друг друга в том смысле, что первый из них произвел наибольшее впечатление на горожан, а второй грозит немалыми трудностями прежде всего сельским жителям. Объединяет их еще одно свойство: законы, затрагивающие интересы многих миллионов людей, рождались без их участия. Создателями как закона о монетизации, так и закона о реформе местного самоуправления руководили соображения, скажем так, общегосударственного уровня: политические, финансовые, управленческие. Люди в этих соображениях играли роль статистической массы, их мнениями и пожеланиями никто всерьез не интересовался.

Особенно противоестественным такой тип законотворчества выглядит в сфере местного самоуправления. Что ж это за самоуправление такое, если основные принципы и нормы его не из потребностей самоуправляющихся граждан возникают, а сваливаются на них сверху, подобно дурной погоде, от которой к тому же и в теплой хате не спрячешься?

Реформирование местного самоуправления продолжается у нас уже 15 лет. При множестве всяких поворотов процесс этот идет примерно в одном русле: демократии, то есть выборности, становится все больше, а здравого смысла, то есть возможностей для реального решения местных проблем, все меньше. 131-й закон обрушил на сельских, да и на многих городских и поселковых жителей такие пуды демократии, что они, и прежде-то не слишком почитавшие это понятие, должны проникнуться к нему стойким отвращением.

Судите сами: в 44 городских и в 318 сельских поселениях нашей области должны пройти выборы не только глав новых муниципальных образований, но и тысяч депутатов представительных органов. Не будем говорить о том, сколько это стоит. Не будем задаваться вопросом о качестве депутатского корпуса сельского поселения, состоящего из нескольких десятков полупустых деревень, населенных одинокими бабушками. Подумаем о том, ради чего это делается: чтобы сформировать дополнительно еще 362 бюджета, 90% которых будут, естественно, дотационными, так как местные налоги никаких серьезных потребностей удовлетворить не смогут. Не менее трех тысяч депутатов будут утверждать эти заведомо дырявые бюджеты и принимать обращения к вышестоящим властям от райцентра до Кремля со слезными просьбами о помощи. Формировать и просчитывать эти бюджеты, кстати говоря, будет некому, так как грамотных финансистов не только в селе, но и в райцентре сыскать сегодня весьма непросто. То же касается и глав администраций, и других специалистов, без которых нормальное муниципальное образование функционировать не сможет. А если где и сыщется нужное количество спецов, их содержание тяжким бременем ляжет на нищий бюджет, так что ни на что другое денег может и не остаться. Понять, в чем смысл этой реформы, не может решительно никто, тем не менее, как говорил один знаменитый реформатор, «процесс пошел»: границы новых муниципальных образований утверждены областными законами и уже начинается подготовка к выборам, после которых главные загадки новой системы самоуправления как раз и придется разгадывать.

Собрав недавно в редакции представителей политических партий, мы попробовали выяснить, какую политику в области местного самоуправления они собираются проводить, учитывая, что на ближайших выборах в Законодательное собрание партии должны предложить избирателям какие-то программы, касающиеся как раз местной жизни. Те, кто читал отчет с этого «круглого стола», наверное, поняли, что ни одна из областных политических организаций по этой части ничего внятного на сегодняшний день предложить не может. «Партия власти» уповает на свои возможности по формированию кадрового резерва, заранее зная, что достаточным он не будет. Демократы из СПС и «Яблока» вынуждены сокрушаться из-за переизбытка демократии в не готовой к ней глубинке. Остальные партии просто разводят руками.

Наиболее вероятный вариант развития событий знаком до слез: традиционным российским методом, с помощью начальства, лома и такой-то матери, очередная реформа будет натянута на родные просторы как творение лилипутских портных на Гулливера. Наверх будет доложено, что господа из Совета Европы могут не беспокоиться: все атрибуты местного самоуправления наличествуют и в самой распоследней российской деревне, и в умирающем поселке с единственным неработающим предприятием. После чего и деревня и поселок будут предоставлены своей судьбе, если, конечно, не случится там какого-нибудь чуда, в возможность которого мы верим всего охотнее.

Перечитал написанное и думаю: как-то все мрачно получается. Должен ведь быть позитив какой-то. Да и как не быть, если человеку, чтобы выплыть, лучше всего от дна оттолкнуться? А дно-то уже рядом. И возможности для толчка есть. Взять хоть территориальное общественное самоуправление. Мы уже писали об идее Вячеслава Башилова использовать возможности ТОСов, новым законом, к счастью, не отмененные, для ухода от негативных последствий этого самого закона. Для этого, правда, нужна одна малость, у нас до сих пор дефицитная: реальная воля жителей к самоуправлению. Ее ведь еще воспитать надо. Или опять же дождаться, пока жизнь припрет и заставит самоуправляться.

Еще одну хорошую идею подсказал Александр Горячев: во многих церковных приходах, как городских, так и сельских, тоже зреют зерна самоуправления. И храмы всем миром поднимают и ремонтируют, и бедным прихожанам сообща помогают, и с пьянством борются. Процесс этот медленный и непростой, да и по-настоящему воцерковленные люди у нас пока далеко не в большинстве. Тем не менее церковный приход вполне может стать одной из опор территориального и в целом местного самоуправления, построенного на доверии и совести. Никто ж не запрещает неверующим или иноверующим присоединиться к тому или иному полезному для всех и доброму делу.

Есть свой несомненный потенциал, пригодный в сфере местного самоуправления, и у общественных, и у политических организаций. Для использования всех перечисленных возможностей нужен какой-то координирующий орган, который возникнет, когда потребность в нем станет очевидной.

В общем, не все так уж безнадежно. Реформы приходят и уходят, а люди живут и мало-помалу чему-то учатся. Когда большинство поймет, что уповать на начальство можно лишь в строго ограниченных пределах, в стране обязательно появится настоящее самоуправление..

Сергей ГЛУШКОВ

3

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию