23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Реаниматор или терминатор?

В вузах эта специальность называется «антикризисный менеджмент». Специальность престижная и востребованная. Редкая отечественная компания в минувшие реформенные годы избежала опасного приближения к черте банкротства, а многим пришлось побывать и за чертой.

В вузах эта специальность называется «антикризисный менеджмент». Специальность престижная и востребованная. Редкая отечественная компания в минувшие реформенные годы избежала опасного приближения к черте банкротства, а многим пришлось побывать и за чертой.

В подобных ситуациях умелый и заинтересованный в благополучном для компании исходе дела «антикризисник» незаменим - в качестве собственного топ-менеджера или, если дело дошло до процедуры банкротства, в лице арбитражного управляющего. Вопрос, однако, в том, насколько такие специалисты, прибыв на проблемное предприятие, оправдывают свое «антикризисное» назначение. И что нужно сделать для того, чтобы процессы банкротства компаний работали в конечном итоге на оздоровление экономики региона? Об этом «ТЖ» беседует с врио заместителя руководителя управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области Татьяной МУХИНОЙ.

- Татьяна Николаевна, к сожалению, существующая нормативная база, регулирующая функционирование института арбитражного управления, имеет, по оценке специалистов, существенные изъяны. Она никак не стимулирует «антикризисников» даже попытаться, если это имеет смысл, спасти банкрота от полной ликвидации либо хотя бы пристроить его фонды в хорошие руки. Конечный продукт арбитражного управления сегодня - не сохраненное или проданное предприятие, а итоговый отчет, как таковой. А сам механизм назначения арбитражного управляющего на конкретное предприятие - что лотерея: если повезет - достанется высококлассный и добросовестный специалист, если нет - ждите неумелого и безразличного к судьбе компании «временщика». И есть ли в этой ситуации возможность на региональном уровне реально влиять на процессы банкротства значимых для местной экономики компаний, чтобы как минимум не дать наломать дров профессионально несостоятельному либо зависимому от какой-либо заинтересованных сторон «антикризиснику»?

- Начнем с процедуры назначения арбитражного управляющего. Здесь многое зависит от того, кто именно инициирует банкротство компании - сам ли должник, кто-то из его кредиторов или же уполномоченный орган, действующий от имени государства, то есть налоговая инспекция. В последнем случае выбор саморегулируемой организации «антикризисников» (СРО) осуществляется в порядке, утвержденном Минэкономразвития. В налоговых органах сформированы списки СРО, каждой из них присвоен порядковый номер. Так, согласно этой списочной очередности, и избираются их члены арбитражными управляющими в конкретные компании, по мере поступления заявлений об их банкротстве в арбитражный суд. Если в регионе нет структурных подразделений СРО - филиалов и представительств или арбитражных управляющих-членов СРО, это никак не влияет на выбор, равно как и адрес постоянного места жительства арбитражных управляющих, которые могут быть представлены заявленной СРО.

А вот если с заявлением в суд обратились кредиторы или само предприятие-должник, они самостоятельно выбирают саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Правда, и в этом случае в заявлении нельзя указать конкретного «антикризисника» - кто именно будет вести наблюдение или конкурсное производство, решать будут в СРО.

В свою очередь региональная власть сегодня тоже может оказать опосредованное влияние на выбор саморегулируемой организации при обращении в суд с исками о банкротстве муниципальных предприятий. Возможно представление органам местного самоуправления информации о тех арбитражных управляющих, которые проявили себя с лучшей стороны при проведении процедур банкротства в Тверской области.

- То есть, получается, для проблемных компаний при угрозе несостоятельности есть прямой резон, не дожидаясь решительных действий налоговиков, самим инициировать процесс своего банкротства, дабы быть уверенными в качестве работы «антикризисника» из выбранной самими же СРО. И для местной власти возможность такого выбора при банкротстве МУПов - реальный рычаг влияния на ситуацию.

- Безусловно. Ну а что касается «не дать наломать дров», то, как известно, Федеральная регистрационная служба наделена полномочиями регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью СРО. В рамках этих функций мы рассматриваем обращения юридических и физических лиц, вызванные деятельностью СРО и арбитражных управляющих, проводим проверки их деятельности на предмет соблюдения ими законодательства при проведении процедур банкротства. Так что если, к примеру, действия арбитражного управляющего носят явно заказной характер, наносят вред интересам банкротящейся компании, кому-то из ее кредиторов или экономике региона в целом - обращайтесь в наше управление, мы рассмотрим ситуацию. И если в действиях СРО и арбитражных управляющих обнаружатся признаки административного правонарушения, мы уполномочены составлять соответствующие протоколы. На их основе готовятся и подаются в суды заявления о привлечении лиц к административной ответственности. К сказанному еще добавлю, что закон содержит ограничения при назначении кандидатур арбитражных управляющих. Эти обязанности не могут исполнять заинтересованные лица. Наш арбитражный суд внимательно следит за этим при утверждении кандидатур управляющих в делах о банкротстве.

- И все-таки планируется ли коррекция законодательства в сфере арбитражного управления, регулирования деятельности саморегулируемых организаций «антикризисников»? Поступают ли соответствующие предложения из регионов и какого характера?

- Да, планируется. В минувшем ноябре Государственная дума во втором чтении приняла проекты изменений в Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях, усиливающие ответственность саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих. Так, например, в ч. 3 ст. 14.13 КоАП проектом расширены границы штрафа, налагаемого на арбитражного управляющего. Сегодня сумма штрафа может составлять от 4 000 до 5 000 рублей. Предлагаемый размер - от 2 500 до 10 000 рублей.

Рассматривается также проект федерального закона «О саморегулируемых организациях арбитражных управляющих». Регионы в основном предлагают снять искусственные ограничения по количеству членов в СРО. Сегодня законодательно установленный минимум для СРО - 100 членов. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» - закон экономический. Цифровой показатель - не менее 100 членов - не подкреплен экономическими обоснованиями. В процессе деятельности зарегистрированных СРО после выхода из этих организаций нескольких арбитражных управляющих их членская база сократилась ниже установленного минимума. По закону такие СРО в судебном порядке должны исключаться из единого государственного реестра, если они в течение двух месяцев не доберут необходимого числа членов. Сложившаяся судебная практика не поддержала в этом вопросе федерального законодателя. Сегодня благополучно действуют два СРО с количеством членов менее 100 человек.

- Татьяна Николаевна, а что сегодня можно сделать на региональном уровне для того, чтобы ориентировать арбитражных управляющих на позитивный результат их работы? Ведь, когда речь идет о проблемах компании, имеющей инвестиционный потенциал, регион заинтересован в том, чтобы сохранить в работоспособном состоянии имущественный комплекс банкрота и не растерять по возможности костяк персонала, чтобы команда арбитражного управляющего поладила с кредиторами, добилась по возможности мирового соглашения, нашла возрождающемуся бизнесу покупателя-инвестора и т.д. Возможно ли создание с этой целью локальной саморегулируемой организации под «патронажем» власти и с частичной бюджетной или иной поддержкой с ее стороны?

- Действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» пока не предусматривает возможности создания таких локальных СРО. Однако государство в качестве «пробного шара» решило предложить альтернативный вариант банкротства отдельных видов юридических лиц. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в настоящее время предоставлена возможность избрания в качестве конкурсного управляющего государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». В случае, если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим может быть только агентство. Полномочия конкурсного управляющего в других случаях могут исполнять физические лица - члены саморегулируемых организаций «антикризисников». Если таковых подобрать не удастся, Банк России представляет в арбитражный суд для утверждения конкурсным управляющим кандидатуру агентства. На агентство также возлагаются полномочия конкурсного управляющего в случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего - физического лица от исполнения своих обязанностей. Причем агентству, выступающему в качестве конкурсного управляющего конкретной банкротящейся кредитной структуры, вознаграждение за эту работу не выплачивается.

Сегодня имеются законные меры стимулирования деятельности арбитражного управляющего конкурсными кредиторами. Они могут установить ему из собственных средств дополнительное вознаграждение сверх суммы, установленной арбитражным судом. В Тверской области такое право реализовали, например, конкурсные кредиторы Кимрского МП «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление». Конкурсному управляющему будет выплачиваться дополнительное вознаграждение в процентном соотношении от погашенной суммы долгов трем кредиторам.

Но по-прежнему многое зависит от личности арбитражного управляющего и его понимания поставленной законом задачи действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Беседовала Светлана БАЛТОВА

19

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость