28 Июня 2017
$58.88
65.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Космическая закваска

Маленькая деревушка Ферязкино, что в Калининском районе нашей области, можно сказать, имеет самое прямое отношение к сегодняшнему празднику - Дню космонавтики. Здесь несколько лет назад поселился (в прошлом) ведущий конструктор по ракетно-космическим комплексам, заслуженный ветеран РКК «Энергия» Владимир Евграфович Бугров. В доме, восстановленном из руин позапрошлого века, на берегу Шоши по фотографиям, картинам, документам и записным книжкам можно проследить всю историю нашей космонавтики. И главный хранитель этой истории - хозяин, человек, о котором, как это ни удивительно, до сих пор не писала ни одна из тверских газет. После окончания Московского авиационного института в 1956 году Бугрова распределяют в ОКБ Лавочкина. Это была высококлассная авиационная фирма. И именно там, как считает Владимир Евграфович, он по-настоящему научился работать и состоялся как инженер. «Мне повезло, я попал в отдел двигательных установок, где работали над крылатой ракетой «Буря». Той самой, которую еще в начале 50-х годов начинал разрабатывать Сергей Павлович Королев и затем передал Лавочкину, которого любил и ценил, еще с войны он предлагал на базе его самолета сделать перехватчик с ракетным двигателем»

Маленькая деревушка Ферязкино, что в Калининском районе нашей области, можно сказать, имеет самое прямое отношение к сегодняшнему празднику - Дню космонавтики. Здесь несколько лет назад поселился (в прошлом) ведущий конструктор по ракетно-космическим комплексам, заслуженный ветеран РКК «Энергия» Владимир Евграфович Бугров. В доме, восстановленном из руин позапрошлого века, на берегу Шоши по фотографиям, картинам, документам и записным книжкам можно проследить всю историю нашей космонавтики. И главный хранитель этой истории - хозяин, человек, о котором, как это ни удивительно, до сих пор не писала ни одна из тверских газет.

После окончания Московского авиационного института в 1956 году Бугрова распределяют в ОКБ Лавочкина. Это была высококлассная авиационная фирма. И именно там, как считает Владимир Евграфович, он по-настоящему научился работать и состоялся как инженер. «Мне повезло, я попал в отдел двигательных установок, где работали над крылатой ракетой «Буря». Той самой, которую еще в начале 50-х годов начинал разрабатывать Сергей Павлович Королев и затем передал Лавочкину, которого любил и ценил, еще с войны он предлагал на базе его самолета сделать перехватчик с ракетным двигателем». Уже через год молодого специалиста направляют представителем главного конструктора на завод-изготовитель ускорителей для «Бури» в Куйбышев. Затем участие в проектировании зенитного комплекса «Даль» и его летные испытания на полигоне Сары-Шаган.

Полет в космос Гагарина круто изменил жизнь Бугрова. «Я почувствовал вдруг, что что-то такое интересное и большое проходит мимо меня. Стал искать пути, как пробиться туда». И все-таки даже в той обстановке секретности и скрытности удалось выйти на знакомого, который работал у Тихонравова в ОКБ Королева. «Конечно, я рвался в отряд космонавтов. Тогда космонавты представлялись такими суперменами. А я весь из себя такой спортивный, уверенный». Вскоре стало ясно, что в космонавты берут только военных летчиков…

Но отряд гражданских космонавтов был создан только через несколько лет. Владимир Бугров по поручению Королева занимался организацией отряда и был в числе восьми «счастливчиков» первого набора 1966 года, уже после смерти Королева. В этот же год на морских испытаниях состоялась первая встреча гражданских космонавтов с военными, среди которых был Юрий Гагарин. «Он тогда игрушку привез из заграницы, - вспоминает Владимир Евграфович. - Две оглобли с ручками управления и посредине поплавок с подвесным мотором. Оказалось, что приспособление для катания на водных лыжах, и мы с ним развлекались в перерывах».

Затем Бугрова зачисляют в группу подготовки к полету на Луну, и он занимается отработкой действий космонавта в условиях лунной тяжести на специальных стендах. Побывать на Луне Владимиру Евграфовичу не удалось. Участию в космических полетах препятствовали противоречивые заключения врачей разных ведомств. Впоследствии они были устранены. Но главный конструктор Мишин предложил Бугрову перейти на работу ведущим конструктором по Лунному комплексу, который он проектировал до зачисления в отряд. «Я понимал из разговора с главным, что если я как ведущий конструктор по этой машине доведу ее до летных испытаний, то не может быть, чтобы главный конструктор не дал мне на ней слетать. Просчитался я только в одном - темы закрыли». И вскоре он перешел на практическую работу в качестве ведущего конструктора.

- Не жалеете, что не удалось самому слетать в космос?

- Ни разу не пожалел и не позавидовал ребятам. Все они мои друзья, мы иногда встречаемся. Я был нацелен на Луну, а орбитальные полеты не были целью.

Наверное, самой судьбой было предопределено, что московский мальчик, родившийся в 1933 году на Покровке, свяжет свою жизнь с ракетно-космическими комплексами. Именно в этом году всего в километре от дома, где жили Бугровы, была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), которую возглавляли С.П.Королев, М.К.Тихонравов. Спустя почти тридцать лет Владимир Бугров придет работать в фирму Королева.

Владимир хотел стать летчиком. С самого детства он жил в атмосфере рассказов об авиации. Его отец Евграф Константинович - авиационный метеоролог, прошел три войны. С гордостью называл себя метеорологом-штурманом, поскольку, садясь рядом с пилотом, именно он указывал, куда лететь, когда нужно было давать прогноз Каманину при спасении челюскинцев, Чкалову и в других легендарных перелетах. Сводки о погоде в военное время были бесценной информацией. Для их получения приходилось летать на У-2 в тыл к немцам. Перед сталинградским наступлением сводки докладывались лично Жукову. Ратный труд полковника метеоролога отмечен 28 боевыми орденами и медалями. Кстати, в 2002 году он выступал на митинге в Тургинове в День Победы. Ему тогда было 99 лет.

Когда сын решил поступать в летную школу, а жили они тогда в Прибалтике, отец пригласил домой знакомого пилота, и несколько часов они вразумляли Владимира о том, что летчик - это обычный извозчик.

В результате Владимир подал документы в Московский авиационный институт. Правда, после посещения Третьяковской галереи в нем разгорелся творческий зуд, так как рисовать он всегда любил. Забрал аттестат и побежал в Строгановское училище. Но там шел ремонт. Так судьба вновь распорядилась по-своему.

Слушая рассказ Владимира Евграфовича, поражаешься, как на все хватало времени, сил и способностей. Великолепный спортсмен: гимнастика, бокс, футбол, легкая атлетика, акробатика и многие другие виды. В 1959 году, уже работая, он становится чемпионом Москвы в прыжках с шестом. Руководил секцией горнолыжников на предприятии и преподавал во всесоюзной школе горнолыжных инструкторов при ЦС по туризму. Создал дельта-клуб «Вымпел», награжден медалями ВДНХ за создание сверхлегких летательных аппаратов. По поручению маршала Покрышкина создал федерацию дельтапланерного спорта, был заместителем ее председателя и председателем Московской федерации, руководителем школы инструкторов. Заядлый подводный охотник, причем не только ружья сам делал, но и клеил гидрокостюмы. Был даже победителем второго чемпионата Москвы по подводной охоте. И это лишь часть увлечений и общественных нагрузок, как было принято говорить в те времена. Еще, а вернее прежде всего, была сложная работа в ОКБ-1 (впоследствии ЦКБЭМ и РКК «Энергия» имени Королева) в проектном отделе по космическим кораблям и ведущим конструктором по основным изделиям предприятия.

- Спорт в моей жизни всегда занимал много места. Наш маленький двор в Москве был популярной спортплощадкой. Постоянно играли в футбол. Заниматься физкультурой было престижно, это вызывало уважение других. Это был стиль жизни, а самое главное, я получал от этого огромное удовольствие. Но по-настоящему увлекся спортом в Прибалтике, в старших классах. Какой там был стадион! Спортивный зал с никелированными снарядами! Что там только мы ни выделывали! А в выходные - праздники спортивные. Я тогда даже за дивизию в футбол выступал. Там и с шестом впервые познакомился.

Все увлечения, как вспоминает Владимир Евграфович, начинались обычно с какой-то книжечки. Например, попалась в руки брошюрка Градополова «Бокс». Выменял несколько больших фотографий с футболистами на пару боксерских перчаток. Потом с другом нашли на чердаке старый кожаный диван, распороли его и сшили еще одну пару перчаток. И с шестом прыгать научился сначала по пособию Н. Озолина. Потом уже в институте познакомился с «шестовиком», чемпионом мира среди студентов Виктором Князевым, который порекомендовал его В. Дьячкову, впоследствии тренеру В. Бруммеля. Но чемпионского звания добился уже тренируясь самостоятельно.

- Я тогда встретился с уникальным специалистом по морально-волевой подготовке. Многие известные спортсмены консультировались у него. Тренировал он дома, за чашкой чая. У него была специальная методика. Первый этап - «расшутуха», рассчитана была на 28 дней. В основном занятия со штангой. Надо было разрушить старую временную «запись» в голове, создать новую на фоне такого уровня бодрствования, который позволял совершить, казалось бы, невозможное. И вот благодаря этому я выиграл первенство Москвы, хотя у соперников моих результаты личные были намного выше моего. Те времена стали для меня закваской на всю жизнь. Работа, несколько часов тренировок, а ночью еще что-то конструировал - магнитофоны, проекторы, подводные ружья, дельтапланы.

Это умение создавать в себе запас жизненной энергии и использовать ее на все сто процентов и есть, возможно, главный секрет работоспособности и талантливости Бугрова.

После работы ведущим конструктором по лунному орбитальному кораблю ЛОК и его модификациям, по лунной системе ЛЗ и начальником отдела ведущих конструкторов по полезным нагрузкам ракеты Н1 были годы работы по созданию многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». Опыт, накопленный при работах по Л3, руководство предприятия поручило Бугрову внедрять на этом изделии. Как ведущий конструктор по комплексу, с 1982 года он командируется на Байконур для технического руководства сборкой первых образцов изделия. В 1985 году он пишет письмо Горбачеву о целесообразности ограничения работ по «Бурану» и разработки на его базе Воздушно-Космического Системы (ВКС). Автором этого проекта был Павел Владимирович Цыбин, в прошлом авиационный конструктор и заместитель Королева. «Мне, как инженеру, с самого начала не было понятно, зачем создавать оружие, аналогичное американскому Шатллу, с опозданием на несколько лет, и уж тем более не понятно, какие двадцать тонн нам нужно возвращать с орбиты».

С октября 1989 года - ведущий конструктор по конверсии. Главная задача - организовать производство протезно-ортопедических изделий для возвращавшихся тогда из Афганистана ребят. (Единственный в стране завод был построен еще на пожертвования царской семьи). «Возникла в то время проблема, оказалось, что мы не могли бесплатно передать 3000 протезов афганцам, попадали в какие-то финансовые нарушения, и никто не знал, что делать. Я написал программу испытаний предшествующих серийному производству, по которой необходимо было испытать 3000 протезов и к испытаниям привлечь потенциальных потребителей. Все были довольны».

В подтверждение предложений по организации работы предприятия в новых экономических условиях создал фирму «Одиссей» и в кооперации с предприятиями военно-промышленного комплекса обеспечил постройку первой в России океанской гоночной яхты для участия в кругосветной парусной гонке «Уитбред». Правда, от участия в гонке пришлось отказаться из-за финансовых проблем у спонсора.

Работал консультантом технического директора фирмы «Газком», занимавшейся разработкой спутников «ЯМАЛ».

В 1995 году переехал в деревню.

«Спокойно жил в деревне с женой Еленой Викторовной среди замечательных людей, ставших нашими новыми друзьями. Разводили кур, уток, гусей, индюков, кроликов, пчел. Но несколько лет назад приятель попросил сделать доклад на Королевских чтениях по программе Н1-Л3. Сделал. Пригласили на Гагаринские, потом на чтения Циолковского. Окунувшись снова в родную стихию, я понял, что история нашей космонавтики сильно деформировалась по сравнению с тем, что я лично знал, будучи непосредственным участником основных событий. Некоторые публикации в прессе и передачи на телевидении откровенное вранье, причем не только журналистское. Возникло желание восстановить истину. Меня пригласили работать в Институт истории естествознания и техники Академии наук. Сейчас собираюсь с мыслями. Некоторыми из них готов поделиться с читателями вашей газеты».

Подготовила Вера МАКЛАКОВА

Р.S. Воспоминания В.Е.Бугрова о событиях, происходивших в первые годы советской космонавтики, а также рассекреченных проектах Королева экспедиций на Марс и Луну читайте в ближайших номерах «ТЖ».

31

Возврат к списку

более 80% выпускников-целевиков тгму возвращаются работать в црб
На сайте регионального Минздрава можно найти множество вакансий врачей. Центральные районные больницы остро нуждаются в кардиологах, неврологах, акушерах-гинекологах, педиатрах и других специалистах.
26.06.201721:16
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость