27 Июля 2017
$59.91
69.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

По Гамбургскому счету

Что бы ни говорили глупо скрывающие свой возраст кокетки, но день рождения - это всегда приятно. А когда свой день рождения отмечает солидная организация, то по установившейся у нас традиции приятное, как правило, сочетается с полезным.

Что бы ни говорили глупо скрывающие свой возраст кокетки, но день рождения - это всегда приятно. А когда свой день рождения отмечает солидная организация, то по установившейся у нас традиции приятное, как правило, сочетается с полезным. То есть праздник становится поводом собраться всем вместе, да еще при участии присоединившихся товарищей из вышестоящих, контролирующих, регулирующих и патронирующих организаций и предметно поговорить о насущном, заручиться поддержкой в решении проблем, наметить перспективы ...

Именно в таком формате отмечало на днях свое 10-летие Тверское региональное отделение Российского общества оценщиков (РОО). К празднованию юбилея была приурочена региональная конференция оценщиков. В ее повестке дня значились, без преувеличения, судьбоносные для специалистов в области оценки вопросы - о переходе оценочной деятельности к саморегулированию и о новых стандартах в этой сфере. Рассмотреть эти проблемы в многообразии аспектов участникам конференции помогали заместитель губернатора Владимир Грабарник, начальник отдела оценки Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Росимущества Алексей Каминский, директор РОО по региональной политике, исполнительный директор НП «Партнерство РОО» Николай Кузьмичев, председатель правления Московского регионального отделения РОО Александр Ткачук. Вел конференцию председатель Тверского регионального отделения РОО Виталий Кохв.

Власть поделится властью

Итак, с 1 января будущего года оценочная деятельность в Российской Федерации переходит на саморегулирование. Это значит, что в этой сфере отменяется лицензирование. Однако пьянящий воздух грядущей свободы отнюдь не кружит головы специалистам-оценщикам, напротив, открывающаяся перспектива скорее заставила их задуматься и внутренне мобилизоваться. И ведь есть отчего. Да, общественная организация оценщиков - РОО, объединяющая специалистов-профессионалов, и НП «Партнерство РОО», являющееся объединением оценочных компаний и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по оценке, за годы своей деятельности снискали авторитет в профессиональной среде и почитаются как солидные игроки на общественном поле. Да, у них накоплен немалый опыт взаимодействия с ветвями власти, лоббирования «цеховых» интересов, защиты своих членов в спорных ситуациях и т. д. Как часы, работают и внутренние саморегулирующие механизмы, а при Тверском региональном отделении РОО имеется даже собственный Третейский суд. Но вместе с тем действующий до последнего времени механизм государственного контроля над деятельностью оценщиков в виде ее лицензирования воспринимался участниками рынка оценочных услуг, помимо всего прочего, как некая страховка, подтверждение того, что конечную ответственность за продукт оценщиков несет оно - государство. То есть тот самый мудрый барин из поговорки, который приедет и, конечно, всех рассудит. Теперь эта ответственность в одном пакете со свободой вручается самим оценщикам. Неудивительно, что к столь нелегкой ноше они примеряются со всей серьезностью. В свою очередь клиентов оценщиков, должно быть, гложут сомнения: они ощущали себя много уютнее, когда знакомство с оценочной фирмой для них начиналось с изучения ее лицензии. «А что сейчас заменит этот «гарантийный талон»? - спрашивают они.

- Здесь имеет место копившаяся многие годы инерция общественных отношений, при которых власть задавала все и вся - направления развития бизнеса и общественных институтов, профессиональные стандарты и т.д., - поясняет заместитель губернатора Владимир Грабарник. - В этом плане позиция администрации Тверской области состоит в том, что мы должны всемерно развивать все направления и механизмы общественного влияния на власть. И прежде всего поддерживать один из самых мощных институтов влияния - саморегулируемые союзы. Это те объединения профессионалов, которым власть должна передать долю своих функций по исполнению государственного управления. Управление - это ведь услуга, которая оказывается исполнительной властью. И с этой услугой вполне качественно могут справиться общественные, некоммерческие организации. В данном случае мы говорим об услуге лицензирования. Что такое лицензирование? Это механизм недопущения недобросовестных профессионалов в ту или иную деятельность. Посмотрите, какая парадоксальная ситуация сложилась у нас с оценкой: ее результаты значительно влияют на заключение сделок, на принимаемые управленческие решения, однако потенциал этой сферы практически не используется. Все очень просто: заказчиков, действительно заинтересованных в реальной оценке, до последнего времени было не более 5% от общего числа потребителей этой услуги. В числе таковых банки, которые начинают всерьез интересоваться реальной стоимостью имущества - рыночной, ликвидационной и т.д. Сегодня предметный и очень сильный интерес в рыночной оценке имущества появился у местных органов власти. Особенно имущества частных лиц, как налогооблагаемой базы по одному из основных системообразующих налогов территории. Поэтому власти важно, чтобы имущество физлиц не только было учтено, но при его оценке и переоценке были получены достоверные результаты.

В этом плане роль профессиональных организаций оценщиков - не допускать договорных сделок. Мы ведь, что греха таить, сталкивались с таковыми при оценке государственного имущества - приходит якобы независимый оценщик и выдает явно договорной результат. Получается, что он в данном случае если и независимый, то лишь от собственного профессионального мнения. И при гарантированно низком уровне оплаты государством услуг оценщика тот за некую дополнительную мзду делает нужную «заказчику» цифру. У власти на этом поле свои слабости и соблазны - идя по пути наименьшего сопротивления, она зачастую считает, что ей легче дать директивную установку, особенно имея в своем распоряжении кнут для оценщика в виде лицензии, требовать от него заключений, выгодных на данный момент власти, с учетом якобы государственных интересов. Такой вот получается сплав цинизма и некомпетентности. Согласитесь, наказывать по всей строгости за такие сделки с законом и профессиональной совестью следует и чиновников, и предпринимателей-оценщиков, участвующих в подобных коррупционных сговорах. Полагаю, от профессиональных объединений оценщиков требуется разработать и ввести этические стандарты, кодекс поведения. Это моральные принципы, которым должны следовать все участники рынка оценочных услуг. Думается, такие профессиональные стандарты в дальнейшем должны обрести ранг нормативно-правовых документов и стать общеупотребимыми. И именно профессиональные организации, а не чиновники, которых можно как-то «уговорить» или увести от данной проблемы в потоке текучки, могут и должны стать форпостом в борьбе за продвижение этих стандартов. И в этом аспекте чем больше власти возьмет себе профессиональная саморегулируемая организация, тем у меня больше надежд, что атмосфера бизнеса и экономики станет более лояльной к предпринимателям.

Посмотрите, как он без страховки пойдет

Что ж, действительно, есть прямой резон освободить доказавших свою способность к эффективной самоорганизации профессионалов от чрезмерной опеки со стороны государства (читай: чиновничества). Институт российской оценки, зарожденный в первые реформенные годы, изначально был ориентирован на рыночные условия, в которых можно выжить, только оценивая себя «по Гамбургскому счету», то есть объективно, безо всяких щадящих скидок и поправок. Так что в новых для себя условиях саморегулирования им не придется начинать с нуля хотя бы на концептуальном уровне. А что касается опасений заказчиков оценочных услуг по поводу того, что с отменой лицензирования утрачивается инструмент отсева профессионально несостоятельных или уличенных в нечестности оценщиков, то, как поясняют сами оценщики, лицензии на самом деле отнюдь не являются в этом смысле «сдерживающим фактором». Ведь что происходит сейчас в рамках лишения лицензии? Отзывают, к примеру, лицензию у дискредитировавшей себя компании с условным названием «Оценка», а вскоре на рынке появляется компания, допустим, «Оценщик» с тем же персоналом. Действительно реальным механизмом удержания, считают оценщики, могла бы стать дисквалификация. То есть подход, аналогичный действующему в адвокатуре: в отношении оценщика, подписавшего отчет некачественный, договорной, что доказано в суде, вступает в силу запрет на профессию, на его диплом.

Вопрос в другом. Ведь кроме государства есть не менее серьезные интересанты в оценке активов - крупный бизнес, финансово-промышленные группы. Такие заказчики для обеспечения нужных им результатов оценки могут задействовать множество разнообразных рычагов - и финансовых, и административных, и т.д. Смогут ли устоять саморегулируемые организации оценщиков под таким натиском? Или же ФПГ сделают еще проще - создадут свои карманные оценочные общественные структуры, как это у них фактически получилось с объединениями арбитражных управляющих?

Это вряд ли, считают оценщики. В сфере их деятельности достаточно жесткие требования саморегулирования. Саморегулируемые организации, которые будут создаваться на базе таких общественных объединений, как РОО и НП «Партнерство РОО», должны иметь большое количество членов - не менее 500 физических лиц или минимум 100 юридических лиц и иметь свои структуры не менее чем в трети субъектов федерации. Это создает общероссийскую структуру, которую сложно взять под контроль даже крупнейшим группам. Оценщики ведь имели возможность учиться на ошибках саморегулирования института арбитражных управляющих - у них возникло свыше 40 разных локальных саморегулируемых организаций, и они легко попали под контроль ФПГ. А у оценщиков совсем другой масштаб. К тому же будет висеть дамоклов меч лишения статуса саморегулируемой организации. «По крайней мере до сих пор не ощущается никаких попыток со стороны «подмять» наш бизнес, - подытожили тему оценщики, - но ежели что - наверняка отобьемся!».

Оценки и расценки

Итак, саморегулируемой организации оценщиков предстоит самостоятельно определять облик профессии и путь ее развития. Но при этом государство останется как основным заказчиком оценки государственной собственности, так и регулятором рынка оценочных услуг. В проекте закона об оценочной деятельности есть целый раздел, посвященный государственному регулированию - уполномоченным органам, которые будут контролировать ведение реестра организаций. На первом этапе перехода российской оценки на новые, мирового уровня, стандарты задача государства, по мнению оценщиков - обеспечить со своей стороны соблюдение высоких стандартов. Создан национальный совет, которому постепенно отойдут все полномочия в этой сфере. Есть у оценщиков и еще одно чаяние - чтобы государство, будучи заказчиком оценки, не допускало, увы, весьма привычного несоответствия уровня запросов и оплаты за результат.

- Здесь еще предстоит много поработать всем заинтересованным сторонам, чтобы прийти к взаимопониманию и в конечном итоге действительно конструктивному партнерству, - говорит Алексей Каминский. - А пока что типична ситуация, когда власть декларирует, что хочет качественного результата оценки, но в то же время говорит: дайте оценщика, который все сделает быстро и дешево. И при этом зачастую поручает оплату оценки третьему лицу, например, арендатору, у которого свои интересы в ее результатах. Понятно, что оплата должна производиться из бюджета, заказчиком и плательщиком должен выступать собственник. Это намного выгоднее. Но эту выгоду еще нужно объяснить ветвям региональных и муниципальных властей. В нашем случае государство говорит: нужен правильно оцененный объект, при таких-то объективных ограничениях (по финансовым и временным затратам). Чтобы получить эту добротную оценку, которая на ура пройдет экспертизу, надо, во-первых, не ставить перед оценочной компанией сверхзадачи в части определяемой стоимости объекта. Второе требование - предоставлять оценщику всю исходную информацию, а не дозированную, как зачастую привыкли заказчики, то есть ту, которая им выгодна, чтобы получить нужный результат оценки. Третье - отвести реальный срок исполнения работ и установить адекватную оплату. Несоблюдение любого из этих условий неизбежно и весьма существенно отразится на качестве отчета оценщика. В свою очередь закономерным следствием этого должно стать отрицательное заключение Росимущества или другого контролирующего органа. Таким образом, заказчик напрасно потеряет массу времени и денег.

Между тем есть реальные механизмы обеспечения оптимального сочетания цены и качества оценочных услуг для государственных целей. К примеру, заказчик - муниципалитет может организовать в виде единого заказа оценку не по одному, а, к примеру, по ста объектам. Еще вариант - оказывать определенную поддержку административным ресурсом, в том числе в пиаре, оценочным компаниям, готовым, идя навстречу государству, проводить добротную оценку по расценкам чуть выше ее себестоимости. Ведь партнерство надежное тогда, когда оно взаимовыгодное.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

8

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость