13 Декабря 2017
$58.84
69.3
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
ЖКХ 01.06.2010

Течение реформ ЖКХ – тверские мели и водовороты

Приватизация жилья, положившая начало жилищной реформе, сделала простых квартиросъемщиков собственниками-миллионерами. Теперь жители, озадаченные свалившимся на них «богатством» в виде жилища с высокой степенью износа, с одной стороны, управляющие компании, с боями пробивающиеся на жилищный рынок, но не знающие, с какого края приступить к латанию дыр, и муниципальная власть, пытающаяся сохранить контроль над жилищным фондом и деньгами, на него выделяющимися, с другой стороны, – вот на сегодня две стороны одной медали – реформы ЖКХ.

Приватизация жилья, положившая начало жилищной реформе, сделала простых квартиросъемщиков собственниками-миллионерами. Теперь жители, озадаченные свалившимся на них «богатством» в виде жилища с высокой степенью износа, с одной стороны, управляющие компании, с боями пробивающиеся на жилищный рынок, но не знающие, с какого края приступить к латанию дыр, и муниципальная власть, пытающаяся сохранить контроль над жилищным фондом и деньгами, на него выделяющимися, с другой стороны, – вот на сегодня две стороны одной медали – реформы ЖКХ.

Пока в ее гранях преобладают тревожно-мутные оттенки. Но в том, чтобы придать им радужные тона, заинтересованы очень многие и разные силы. В рамках своих возможностей и, конечно, интересов. Это население и общественность, управленцы и чиновники, специалисты и ученые. Свести их усилия воедино, чтобы выполнить требования Жилищного кодекса, – задача важная. Обсудить ее за «круглым столом», организованным Тверской областной общественной организацией «Качество жизни» в редакции газеты «Тверская Жизнь», руководитель организации Елена Юлегина пригласила специалистов научной среды и руководителей жилищных организаций. Это представители филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в Твери – заведующий кафедрой экономики городского хозяйства, кандидат экономических наук Наталья Федорова, старший научный сотрудник Евгений Ильмер и выпускники университета, экономисты-менеджеры Людмила Дешева, Ольга Пудова, Светлана Уварова, директор МУП ТДЕЗ Юрий Примак, председатели ТСЖ Александр Балесный и Нина Сорокина, председатель ТОС поселка Химинститута Борис Клюшник.

Для обсуждения была предложена тема –«Формирование конкурентной среды в сфере управления домами и предоставления жилищных услуг».

Дискуссию открыла исполнительный директор ТООО «Качество жизни» Наталья Алябышева:

– С момента введения в действие Жилищного кодекса РФ одной из самых важнейших проблем, возникших перед населением, стал выбор способа управления многоквартирными домами. Наиболее перспективной и выгодной формой управления для жителей с точки зрения осуществления контрольных функций и выстраивания договорных отношений с подрядными и коммунальными организациями является товарищество собственников жилья. Но кадровый дефицит и отсутствие необходимой материально-технической базы ТСЖ являются тормозом при принятии решения в пользу товарищества.

На рынке жилищных услуг Твери появились частные управляющие компании, их количество растет. Есть примеры, когда свои услуги предлагают управляющие компании, «заглянувшие» на наш рынок из других городов. Уже сегодня они готовы сразиться друг с другом за каждый дом. Но их развитию мешает низкий уровень доверия и информированности населения о деятельности и надежности этих компаний.

Есть муниципальные управляющие и обслуживающие организации: ДЕЗ, РЭУ, ЖЭУ, которые в срочном порядке перерегистрируются в ООО и ОАО, чтобы «вписаться» в требования жилищного законодательства. При этом меняется только название, а суть управления остается прежней.

В связи с формированием региональной программы по проведению капитального ремонта в прошедший весенний период активизировался процесс проведения общих собраний собственников жилых помещений по выбору способа управления домами. В основном на них люди отдали предпочтение муниципальным структурам, полагаясь на уже сложившиеся взаимоотношения и связи. Однако по многочисленным обращениям граждан в нашу организацию известно, что на многих домах общие собрания собственников помещений сводились к формальному сбору подписей, порой под нажимом, с многочисленными нарушениями законодательства, без заключения договоров управления домами.

В перспективе эта ситуация может спровоцировать различные правовые коллизии, в том числе и отмену принятых решений.

Но, как говорится, закон суров, но справедлив. И реформа ЖКХ предполагает присутствие на рынке жилищных услуг частного бизнеса и снижение доли участия органов власти. А управляющие организации должны удовлетворять потребностям и интересам жителей и работать на результат улучшения качества жизни населения. Именно этот результат и надо оценивать. Думаю, что собственники помещений со временем научатся это делать. А вот как этого добиться, мы и поговорим сегодня.

Наш бронепоезд – на рыночном пути

Юрий Примак:

– Сегодня в ЖКХ период юридического безвременья. Отношения в этой сфере значительно отстали от перемен, произошедших в стране с 1992 года. Рынок ЖКХ не был сформирован. И это понятно. От Советского Союза достались убыточные фонды, а предприниматели двигаются туда, где можно «снять больше сливок». Сейчас в стране сформировался рынок, отвечающий самым жестким критериям мировой экономики. Никакого своего российского пути не получилось.

Еще в начале 90-х годов было четко сформулировано, куда идти ЖКХ, – на рынок. То, что здесь существует монополия государства, муниципалитетов, регионов, очевидно везде. Было много шагов по реформе отрасли. Госдума разработала пакет законов, но они не сработали. Жилищный кодекс сначала не поняли, думали: может, это случайность. Кодекс был недоработан, выдан в срочном порядке, в нем была масса несогласованных вопросов. Мне приходилось видеть, как в МУПах люди сидели и курили, не зная, как им свою работу «притянуть» к новому закону. Законодатели были терпеливы, дали срок для адаптации. Сегодня понятно, что Жилищный кодекс – это единственный закон, по которому мы будем развиваться. А 185-й Федеральный закон – это материальное стимулирование для перехода на рыночные рельсы. Он в категоричной форме объявил: люди, создавайте рынок, вам обеспечивают условия, дают деньги – 240 миллиардов, но выполните требования, установленные законом. И сегодня с населением нужно вести откровенный разговор: никто за вас ничего делать не будет, дотировать не будет. Люди, вот деньги, но вы выйдите во двор, сосед с соседом познакомьтесь, выберите старшего по подъезду, председателя ТСЖ. А они приватизировали квартиры, но собственниками себя не ощутили. Люди не поняли, что являются миллионерами, и до сих пор считают, что бремя ответственности несут мэры, губернаторы и прочие.

Наталья Алябышева:

– Мы, как общественная организация, ведем большую разъяснительную работу с населением. Вы правы, что люди надеются на власть. Однако сегодня законодательство вынуждает принимать самостоятельные решения, делать свой выбор. И нужно, чтобы было из чего выбирать. Как вы, руководитель муниципального предприятия, видите пути развития конкурентной среды?

Чего хочет ООО?

Юрий Примак:

– МУП изначально выполняло две функции: наймодателя и управляющей компании. С городской властью мы решили, что до конца года МУП ТДЕЗ должен прекратить функции управления. Все должно перейти в управляющие компании. Но поскольку все бросить мы не можем, не на кого, то МУП ТДЕЗ совместно с ЕРКЦ – две фирмы, позволяющие осуществлять муниципальный контроль, организовали ООО – коммерческие формы по районам города. И в отличие от других частных управляющих компаний, цель которых – получить прибыль, мы ставим перед собой задачу прежде всего социальную. Наши новые управляющие компании не будут просто руководить ЖЭУ. Сегодня мы ищем ресурсы для формирования в каждом районе аварийной службы, и мы заставим конкурировать с нами другие ЖЭУ по качеству, по цене.

Наталья Федорова:

– У каждого предприятия должна существовать своя стратегия развития, направленная на конечный результат. После изменения организационных форм муниципальных предприятий, определения их самостоятельного статуса, МУП ТДЕЗ продолжает свое существование. Какова стратегия его развития? На какой результат будет работать ДЕЗ?

Юрий Примак:

– В отличие от любого ООО у нас заложена социальная функция. Экономические и социальные начала, противоречащие друг другу.

Наталья Федорова:

– Это не стратегия. Как по годам будет развиваться МУП ТДЕЗ?

Юрий Примак:

– МУП ТДЕЗ будет просто наймодателем, маленькой организацией. И будут управляющие компании от МУП ТДЕЗ.

Светлана Уварова:

– Мой дипломный проект был по стратегиям развития. ДЕЗ перешел на другую организационную форму – ООО. Сейчас многие осознают, что ТСЖ наиболее выгодно. Когда люди это поймут и изберут именно эту форму управления своим домом, останется только ветхое аварийное жилье и небольшой муниципальный фонд. Зачем тогда переходить на частную форму?

Юрий Примак:

– Это не рыночное решение, а политическое. Мы прекрасно понимаем, что все ООО на базе ЖЭУ забирают новые дома, никто старые не берет. ООО позволяет гибко осуществлять ценовую политику. А МУП должен применять установленные тарифы, несмотря на инфляцию. Это страшно с точки зрения рынка.

Мы понимаем, что ТСЖ – выгодная форма контроля, и готовы выступать за создание ТСЖ в ряде домов.

Светлана Уварова:

– Большинство жителей перейдет на форму ТСЖ, ваша компания просто рассыплется. Есть ли у вас альтернативные виды деятельности?

Юрий Примак:

– Естественно, любая деятельность, не запрещенная законом, будет рассматриваться. Сегодня сидеть на одном стуле невыгодно.

Елена Юлегина:

– Прибыль от других видов деятельности вы будете вкладывать в дома, которыми управляете?

Юрий Примак:

– Нет.

Елена Юлегина:

– Тогда зачем жителям ваша дополнительная деятельность?

Александр Балесный:

– В ООО первым пунктом записано: получение прибыли. А вы вдруг говорите о социальной функции.

Борис Клюшник:

– И мне так интересно слушать о социальной функции. Но это просто ширма, за которую прячется ООО. Необходимо ставить задачу воспитания эффективного собственника, а 80% населения в городе, если не больше, живет в депрессивных районах. Давайте думать о населении. Нас, жителей поселка Химинститута, просто кинули, отказались от управления, даже не предупредив заранее.

Юрий Примак:

– С вами еще кошмар впереди. Химинститут – самый тяжелый район.

Стерео

против моно

Наталья Федорова:

– И все-таки какова же стратегия?

Юрий Примак:

– Стратегия – это создать хорошую монопольную компанию, которая будет отвечать всем требованием, обслуживать на 5 баллов.

Наталья Алябышева:

– Ведем речь о формировании конкурентной среды, а договорились до создания монополии.

Юрий Примак:

– Я оговорился – лидера рынка.

Елена Юлегина:

– При советской власти была жесточайшая монополия, сбалансированная система, но она изжила себя. Невозможно было, не включив человеческий ресурс, нормально дальше существовать. Не свое никто сохранять не хотел. Только отремонтируют подъезд, его тут же испакостят. При средних зарплатах в 200 рублей мы платили по 3 копейки за квадратный метр, квартплата была немногим больше 2 рублей, что не могло стимулировать рачительное отношение к жилью и высокой уровень обслуживания. Сфера ЖКХ по своей природе не может быть монопольной. За каждым дворником, теплотехником нужно было ставить контролера.

Время контролеров

Наталья Алябышева:

– По сути, муниципальные предприятия сегодня Жилищным кодексом упраздняются, даже являются тормозом в развитии конкурентной среды.

Юрий Примак:

– Не так. Если МУП в учредителях частной компании, то есть рычаги контроля за ее деятельностью. У организации открытый баланс. Поэтому люди стальной рукой держались за МУП, твердили: «Мы доверяем ДЕЗу». Потому что можно прийти к мэру, его заместителям, в прокуратуру, все затребовать, доказать.

Масса людей уже столкнулась с частным бизнесом и набила себе шишки. Потому что оказались незащищенными. Как легко – открыл ООО, тут же продал долю, потратил и ищи потом свои деньги. Или сейчас ко мне приходят за помощью некоторые ЖЭУ. Утверждают, что нет возможности вывозить мусор, а сами занимаются извлечением прибыли. А когда говоришь им: вам помочь? Покажи мне баланс. – Не могу. Значит, есть что скрывать.

ЖЭУ вдруг получили материально-техническую базу, вдруг стали предпринимателями. Занимаются бизнесом по-разному. Есть добросовестные предприниматели. Есть и те, которые имеют кафе, рестораны, казино.

Почему жители не доверяют ООО? Потому что легко продать – 10 тысяч уставный капитал. Так давайте создадим ассоциацию, одним из условий членства в которой будет наличие страхового фонда основных средств, которые сразу не сбросишь. И мы идем по этому пути.

Функция муниципального предприятия в том числе контрольная.

Наталья Алябышева:

– Контрольные функции всегда выполняли специализированные организации, такие, как КРУ, и в рамках своих полномочий – прокуратура. А теперь это возложено в первую очередь на собственников. Поэтому у людей должно появиться чувство хозяина. Необходимо воспитывать ответственного собственника, понимающего, как нужно расходовать и на чем экономить деньги, как управлять процессами и осуществлять за ними контроль. Вот основа создания конкурентной среды и правильного выбора формы управления своим домом.

Нина Сорокина Юрию Примаку:

– А кто вас контролирует?

Юрий Примак:

– Мэр, департамент ЖКХ и прокуратура. Я каждую неделю в какой-нибудь районной прокуратуре.

Нина Сорокина:

– Наше ТСЖ создано совсем недавно. До этого домом управлял ДЕЗ. До сих пор дом не передан по акту. Мы много раз запрашивали техническую документацию на дом, но так ее и не получили. Жители дома хотят знать, на что потрачены деньги, собранные по статье «Ремонт и содержание»? Какие подрядные работы выполнены, существуют ли договоры?

Юрий Примак:

– Я не знаю конкретно вашей ситуации. Но когда передавались ведомственные дома, по многим из них документация отсутствовала. Существует множество бесхозных сетей, которые потерялись между ведомствами.

Нина Сорокина:

– А как теперь эти документы оформлять? У товарищества собственников жилья денег не больше, чем у МУП ДЕЗ. Нет проектной документации на дом, ни одной схемы. А наш дом сравнительно новый.

Евгений Ильмер:

– Восстановить техническую документацию – обязанность города. Люди приватизировали жилье, находящееся в муниципальной собственности. А значит, предыдущий собственник должен передавать свое имущество в соответствии с установленными требованиями.

Помощники в кавычках и без

Александр Балесный:

– Как собственник, я не вижу роли ЕРКЦ, ДЕЗ в содержании жилья. Нужны только ТСЖ и обслуживающая компания. Все остальное, что сюда примыкает, будет питаться за наш счет.

В переходном периоде было бы логично опереться на домоуправления, заключить с ними договор на обслуживание. У них много наработок, они знают дома, инфраструктуру. Но мое предложение не принималось. Почему? Из собираемых нами денег до них дошло бы 50–60%. Деньги расходятся, утекают. Город и сейчас не хочет упускать их. Когда провалили первый раз с подачей документов в фонд на федеральную помощь по капремонту, город хотел повернуть все эти деньги на МУП. Но деньги-то эти даются государством, прежде всего чтобы поддержать ТСЖ и ЖСК, минуя муниципальные власти, непосредственно людям. Такова основная задача 185-го закона. Говорить о том, что это очень хороший закон, я бы не стал. Хотя бы потому, что он предусматривает мизерную сумму – 5–10% от потребности.

Руководство города не хочет понять одного: ТСЖ сегодня – это малое дите, новорожденное, не научилось еще ходить, бьет себе шишки, а никто на это не обращает внимания.

Юрий Примак:

– Вы не владеете ситуацией.

Александр Балесный:

– Очень хорошо владею. Я обошел все кабинеты. В других городах, это я знаю из журнала «Управление многоквартирными домами», создают инфраструктуру для взаимодействия с ТСЖ и ЖСК. Например, мне понравился опыт расчетных центров. Они не вмешиваются во внутреннюю жизнь ТСЖ, но оказывают помощь, причем не дорого – 2,5% от общих сборов. Мы горюем, что не можем держать юристов и некоторых других специалистов, а необходимость в профессиональных консультантах сейчас огромна. У нас большие трудности по заключению договоров с поставщиками. Молодцы «Качество жизни», работают в этом направлении и дают хоть какую-то зацепку. Есть над чем спорить, а спорить бывает необходимо. Я бы предложил на базе организации «Качество жизни» создать такой расчетный центр.

Юрий Примак:

– Наш ЕРКЦ вас полностью удовлетворит. Лучший в России, он оказывает консалтинговые услуги, и притом дешевле.

Александр Балесный:

– ЕРКЦ только пожирает деньги. В личном разговоре со мной Александр Голодный про этот центр не упомянул, зато сказал: вы стали председателем ТСЖ, вот и занимайтесь сами.

Юрий Примак:

– Приходите ко мне, все будет хорошо.

Александр Балесный:

– Я был у вас. Пытался вернуть деньги, которые у нас перебрали. Я ровно полгода ездил, доказывал свою правоту. Принес документы в департамент ЖКХ, а мне сказали «Ваша папочка номер 10» и на полку поставили. В чем дело? Денег на возврат у нас не предусмотрено.

Елена Юлегина:

– Если у вас, Юрий Дмитриевич, есть хорошее коммерческое предложение для ТСЖ, ЖСК по обслуживанию, решению расчетных вопросов, мы вам поможем собрать людей, чтобы вы смогли довести до них ваши предложения. Но имейте в виду, что большинство из них имеют негативный опыт общения с ДЕЗом и, возможно, на слово вам не поверят.

Больше платишь – лучше живешь?

Александр Балесный:

– Беда еще в другом. Приняв Жилищный кодекс, государство с себя громаднейшую ношу сбросило и определило: хотите быть собственниками – забирайте. Но у людей зарплаты низкие. И получаются ножницы. Взвалили на людей нагрузку… А какие мы миллионеры? Но другого выхода, как повышать цены эксплуатации в ТСЖ, ЖСК, нет.

В своем ТСЖ мы убеждаем людей: привыкайте, это ваша частная собственность. Хочешь хорошо жить – надо платить. Я не навязываю ничего. Предлагаю: если хотите стоянку, клумбы – это будет стоить столько-то. Решайте сами, что строить и сколько платить. Мы собираем по 11 рублей с квадратного метра. И я могу отчитаться за каждую копейку.

Юрий Примак:

– Молодцы! Мы весь город к этому приведем.

Елена Юлегина:

– Вот это квинтэссенция вашего выступления – прозрачность баланса.

Если же говорить о повышении цен за содержание дома, то дело нехитрое – собирать по 50 рублей с квадратного метра и содержать дом в порядке. Я хочу привести конкретный пример: за 100-метровую квартиру в ТСЖ и 50-метровую в доме, обслуживаемом ДЕЗ, семья платит одинаково. За эти деньги дом в ТСЖ содержится гораздо лучше, чем дом в управлении ДЕЗа. В ТСЖ, в котором я живу, среди жителей много желающих возделывать клумбы, быть председателем ТСЖ, хотя зарплата минимальная. И мне нетрудно самой ввернуть лампочку на лестничной площадке. Мы работаем для себя.

Колхоз закрыт

Людмила Дешева:

– Хочется заступиться за обслуживающие организации. Как практик, я скажу: никто там не ворует. Могу доказать на конкретном ЖЭУ, где я до недавнего времени работала. На обслуживании 109 домов, 250 тысяч квадратных метров, собираем около 7 рублей за метр, перечисления от ДЕЗа составляют 1 миллион 300 тысяч рублей ежемесячно. Зарплата, вывоз крупногабаритного мусора, аренда помещения и прочее. В ведении ЖЭУ дома, которым и 10 лет, и 50. И они обязаны эксплуатировать и содержать дома, которые находятся в разном состоянии. Поэтому со всех домов берутся деньги одинаково. А как иначе? Только «колхозно» выживает ЖЭУ.

Наталья Алябышева:

– Получается перекрестное субсидирование. Собирают одинаково с жителей всех домов, а расходуются эти деньги в разном пропорциональном соотношении, в зависимости от степени износа конкретного дома.

Елена Юлегина:

– Почему меня как собственника должны волновать проблемы города с ветхим аварийным жильем? Если власти не справляются с содержанием такого фонда, поставьте ящичек в центре города, и мы будем бросать денежки на помощь домам, требующим немедленного ремонта. Но проблема ветхого и неблагоустроенного жилья – это проблема города, а не каждого городского собственника.

Наталья Алябышева:

– Вывод – грамотно организованные ТСЖ конкурентоспособны и дают возможность направлять деньги, собранные с жильцов конкретного дома, на нужды только своего дома.

Рулить процессами

Евгений Ильмер:

– Сейчас нужно очень плавно решать проблемы реформирования жилищной сферы. Страсти здесь совершенно не нужны. Рынок жилья сложился, а структура управления жильем пока не выстроена.

Если продолжать традиционно управлять жильем, у нас появятся стагнирующие районы, в которых плохие дома при любой форме управления не выгодны для тех, кто управляет. Новый подход – адресно собирать и тратить деньги, постоянно поддерживая дом в нормальном состоянии. Город должен проводить мониторинг и управлять этим процессом. Лучший опыт собирать по капелькам, доводить до общего сведения, распространять его, а негативные ситуации по возможности исправлять. Это длительный, но необходимый процесс. В противном случае мы получим такие жилые кварталы, куда будет не рекомендовано заходить ни вечером, ни днем.

И не надо забывать о законах экономики. Будет происходить процесс укрупнения управляющих компаний. По расчетам, в управлении нужно иметь не менее1000 квартир, чтобы управляющая компания была конкурентоспособна. А еще лучше, когда на стадии строительства заказчик сразу формирует свою управляющую компанию, которая уже делает все, чтобы впоследствии было легко управлять этим жилым массивом. Закладывает и диспетчерскую связь, и автоматику. На старые дома ставить автоматику дорого.

Юрий Примак:

– Чтобы поставить счетчик, нужно всю систему розлива изменить – из вертикальной сделать горизонтальную.

Евгений Ильмер:

Совершенно верно. Таким образом, задача получается многоярусная. И базируется она на становлении эффективного собственника. Нужно делать демонстративные зоны управления, пропагандировать опыт. И ДЕЗ будет помогать таким компаниям, потому что когда с него снимется эта забота, найдется другая работа, более выгодная с точки зрения города.

Управляющие компании, как и ТСЖ, должны объединяться в ассоциации и выступать не один на один против наших коммунальных монстров, а объединенными силами, представлять интересы друг друга.

А ругать ДЕЗ сегодня– занятие бесполезное. Хотя некоторое раздражение вызывает то, что городская власть свои планы и намерения бережет как сверхсекретную тайну. Примером тому – последний позорный случай, когда мы не могли претендовать на поддержку Фонда содействия реформирования ЖКХ. Должна быть принята городская программа реформирования ЖКХ, и она должна широко обсуждаться в обществе.

Фронт у входа в фонд

Юрий Примак:

– На нас давили, почему мы не передали дома в част-ные управляющие компании. Но люди категорически не хотели уходить от нас. Мы потратили массу денег, массу людей привлекли, чтобы уговорить население выбрать альтернативные компании. Было озвучено, что последняя дата подачи заявок – 31 мая. Но в федеральном фонде пояснили, что региональные заявки принимаются по мере их готовности и поступления, хоть в июне, хоть в ноябре. И тогда мы стали спокойно работать. Сегодня в МУП ТДЕЗ из 2338 домов в управлении осталось 857. До конца года мы отдадим и эти дома.

Я согласен, что городскую программу реформ мы должны опубликовать. На меня сейчас очень много возложили, семь бухгалтерий. У меня есть оппоненты, но в спорах мы идем вперед. И ИНЖЕКОН нам очень помогает в этом.

Елена Юлегина:

– Ситуация по подготовке городской заявки на участие в Программе по проведению капитального ремонта действительно была чрезвычайная. И сложилась она не потому, что люди категорически не хотели уходить от МУП ДЕЗ, а потому, что людям давалась неправильная информация. На последних экстренных собраниях старшие по домам говорили: почему нам в течение последнего года твердили – только МУП ДЕЗ, без него не сможете? Почему мы только вчера выбрали управляющую компанию, а сегодня вы нас заставляете переголосовать? Если мы сейчас не разберемся, что нужно сделать, чтобы создать конкурентную среду, мы и в 2009 году столкнемся с такими же проблемами. Мы уже в этом году могли получить из федерального фонда не 200 миллионов рублей, а почти два миллиарда. 200 миллионов рублей, заложенных в региональную программу, – это только 10% от утвержденного для Тверской области лимита. И мы можем не войти в программу следующего года, если сейчас опустим руки, если не освоим деньги, не продолжим движение к созданию конкурентной среды. Полтора месяца назад наша организация начала работать в Медновском сельском поселении над выполнением требований закона для составления заявки на капитальный ремонт многоквартирного жилого фонда. Вместе с администрацией поселка Медное мы провели собрания во всех многоквартирных домах. Люди там еще тяжелее воспринимают перемены, чем в Твери. Сегодня они практически все провели голосования, оформили документы и приступили к составлению заявки на финансирования капитального ремонта на 2009 год. Если бы администрация Твери не упрямилась и не стремилась во что бы то ни стало сохранить муниципальное управление, то мы бы получили гораздо больше. Вот что такое временной фактор.

Александр Балесный:

– Как председатель ТСЖ, я собрал всю документацию по участию в программе фонда и подал заявку в город. Но мне сказали, что я не прошел. Я так и не понял почему.

Молодым – дорога

Наталья Алябышева:

– Сегодня в нашем разговоре принимают участие выпускники Государственного инженерно-экономического университета – экономисты-менеджеры городского хозяйства. Именно в их руки в ближайшем будущем перейдут бразды правления городом. Хотелось бы услышать мнение молодых специалистов. Какой вам видится структура управления одной из важнейших составляющих городского хозяйства – жилищным фондом? В доме с какой формой управления вам бы хотелось жить, чтобы было комфортно и экономно и все соседи понимали, что имеют общее имущество?

Ольга Пудова:

– На сегодня, я думаю, домами должны управлять частные управляющие компании. Потому что для создания ТСЖ у населения еще недостаточно опыта и понимания, что это выгодно. И нужно совершенствовать законодательную базу.

Юрий Примак:

– У нас несовершенство законов в том, что мы не научились их выполнять. Например, в 185-й закон поверили только в этом году.

Есть спорные вопросы, но их можно решить в рабочем порядке. Приходите ко мне, встретимся, найдем ответы.

Сейчас ДЕЗ очень изменился. Мы заключаем подрядные договоры на каждый дом, отвечаем по запросам жителей. Мы взяли сильного кадровика, социолога. Мы начинаем работать в системе «единого окна», чтобы видеть всю информацию.

Я бы хотел, чтобы молодые специалисты приходили к нам работать.

Что в конце туннеля?

Наталья Федорова:

– И все-таки хотелось бы вернуться к вопросу о внедрении управления по результату и проектного управления. Вот передо мной муниципальная программа. Почему в городе не было создано управление проектом по внедрению ТСЖ, т.е. муниципальная структура, которая оказывала бы организационную, правовую, методическую помощь населению при создании товарищества собственников жилья и обеспечивала бы консультативное сопровождение их деятельности? Результат был бы очевиден.

Юрий Примак:

– Сколько нужно на это средств и людей?

Наталья Федорова:

– Нисколько. Вы передаете функции ООО и потом не знаете, что с ними делать. Программы целевого управления так и не получилось, как и перехода на управление по результатам. Никто не отвечает за результат. Нужно не ООО создавать, а научиться управлять процессами? Я защищала диссертацию по оргструктурам и знаю, что это не требует дополнительных усилий. Вы выделите бюджет и поставьте цели. Программно-целевой метод рассматривается опять как метод планирования, а должен рассматриваться как метод получения результата.

Елена Юлегина:

– Город пытается управлять домами, а не процессами.

Наталья Алябышева:

– Нигде в законе не сказано о форме управления домами муниципальными предприятиями. Возможно, это неправильно, но таковы требования закона. Что происходит в городе сегодня? Всеми правдами и неправдами осуществляются попытки сохранения прежних форм управления домами, но уже в завуалированном виде, через придание муниципальным предприятиям нового статуса. Под формы, которые предлагает законодательство, подгоняются существующие структуры. На самом деле преобразование МУП в ОАО подразумевает смену собственника предприятия. И какую позицию займет новый собственник – будет вкладывать деньги в развитие или «выкачивать» с жителей до последней копейки – вопрос остается открытым.

Юрий Примак:

– Это не так.

Наталья Алябышева:

– Если в составе учредителей частной компании участвует муниципалитет – это хорошо. Значит, действительно можно сохранить муниципальный контроль за ее деятельностью и говорить о выполнении социальной функции. Но обращаю ваше внимание, что в данном случае в составе учредителей участвует не администрация города, а муниципальное предприятие ДЕЗ, которое по разным причинам в любое время может быть просто ликвидировано. О каком контроле тогда идет речь? Кроме того, ООО – коммерческая организация, независимо от состава его учредителей. И цель его – извлечение прибыли, которая направляется не только на развитие жилого фонда. Сегодня законодательство предполагает финансовую помощь только коммерческим структурам и ТСЖ. Цель законодательства – создание конкурентной среды, увеличение доли частного бизнеса в системе управления домами, развитие инициативы и повышение ответственности собственников жилых помещений.

Рынок в стране, регионе, городе формируется, он еще слаб. Задача органов местного самоуправления – создание равных условий для развития конкуренции, для деятельности любой компании, а не противодействие им. Задача общественности, в том числе и нашего «круглого стола», – нести информацию людям. Безусловно, прозвучавшие сегодня мнения участников разговора не являются бесспорными. Нам очень интересно мнение читателей «Тверской Жизни», и мы надеемся, что они продолжат этот разговор по затронутым проблемам.

P.S. И первоочередная задача СМИ – нести объективную информацию. Сегодня как никогда необходим ликбез собственников и участников рынка. «ТЖ» готова предоставлять свои газетные площади для диалогов, споров, пропагандирования положительного опыта, консультаций. Это наша стратегия, результатом которой должны стать растущие ряды эффективных собственников и разумное объединение интересов органов местного самоуправления, управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Татьяна ИВАНЧЕНКО

191

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды жителям Тверской области
Спортсмены и учителя, краеведы и журналисты, художники и работники. Сегодня, в День Конституции Российской Федерации, в Правительстве Тверской области чествовали тех, благодаря кому Верхневолжье развивается по всем направлениям. Федеральные и региональные награды получили 33 наших земляка.
12.12.201720:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость