23 Февраля 2018
$56.76
69.63
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Покой им только снится

В рамках новогоднего проекта в Музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной открылась выставка игровых объектов Виктора Григорьева «Арт-механика». Совместными усилиями ее организовали Санкт-петербургский музей игрушек и Тверской областной Дом народного творчества, самым новогодним экспонатом в экспозиции является крутящийся Дед Мороз

В рамках новогоднего проекта в Музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной открылась выставка игровых объектов Виктора Григорьева «Арт-механика». Совместными усилиями ее организовали Санкт-петербургский музей игрушек и Тверской областной Дом народного творчества, самым новогодним экспонатом в экспозиции является крутящийся Дед Мороз. Впрочем, все выставленные кинематические игрушки вертятся, некоторые их части раскачиваются, создавая ощущение непрекращающегося движения.

Под это, в общем-то, программное для художника правило им же подведена и своеобразная теоретическая база, извлеченная из трактата Плутарха «Исида и Осирис»: «Каждая вещь должна быть в непрерывном напряжении и никогда не может прекратить движение. Вещи надо поднимать и потрясать ими всякий раз, когда они впадают в покой и поникают». Для современного кинетизма, коего Виктор Григорьев является признанным мастером, пассаж из древнегреческого автора, как кажется, более чем актуален. В греко-римской мифологии Исида олицетворяла саму природу, у которой множество имен. Именно в таком обозначении богиня и вошла в культуру. С одной стороны разгадать ее тайну нет никакой возможности, с другой же - совсем наоборот. Что и пытается - не без успеха - сделать театральный художник Виктор Григорьев средствами механики.

Каждая его игрушка - своеобразный микромир со своими, отдельными тайнами, скрытыми за крутящимися спиралями, раскачивающимися маятниками, часовыми механизмами и прочими техническими деталями. Все это создает «художественно спроектированную среду», которая ютится в застекленных ящиках, оформлена в массивные, кажущиеся старинными, рамы. В них - масса всего интересного, но понятного порой только одному автору. Есть в экспозиции вещи совсем вроде бы простые, например, «Ихтиандрушка». Литературный герой здесь едва ли не сентиментален, свою роль выполняет и милая рыбка, плывущая брассом и всем своим видом добавляющая в объект некоторую умиротворенность и спокойствие. То же самое можно сказать и о другом, таком же «уменьшительно-ласкательном» герое выставки - «Икарушке». А вот для разгадки объекта «Искушение», потребуется основательная культурная подготовка. Героиню библейской легенды, равно как и змея-искусителя, опознаешь, в остальном же - сплошные механические диковинки, говорящие, что сам процесс искушения был вовсе не так прост.

«Деревянные сны», «Колесо Сансары», «Синее дерево», «Серебряный век» и другие произведения Виктора Григорьева трудно отнести к какому-либо конкретному жанру. В последнее время критики все чаще определяют творения художника как движущую скульптуру, что вполне оправдано и их совершенством, и мастерством исполнения. С точки зрения занимательности, это, без всякого сомнения, игрушки, сложные, многослойные и многоуровневые (в прямом смысле слова). Впрочем, учитывая специальность художника и игровой элемент его творчества, само собой напрашивается иной подход. Каждый объект Григорьева можно воспринимать как некий «маленький театр», что не отрицает и сам автор. Сама «картинка», создаваемая художником, напоминает сложный механизм театральной постановки с неожиданным подчас актерским исполнением, с неоднократной сменой декораций и непременной разгадкой заложенной в самом этом искусстве тайны. Есть, конечно, и другой путь - отойти от театра в современном его понимании, а вспомнить то, что было много раньше. И тогда на ум совершенно естественно приходит сравнение григорьевских композиций с вертепом. К этому стоит добавить, что при создании своего, маленького театра Виктор Григорьев использует самые разные материалы - от специально изготовленных причудливых стеклянных объемов до сломанных будильников и гнутых алюминиевых вилок, купленных на барахолке, по признанию художника, истинном клондайке для мастера художественного кинетизма. Может быть, еще и по этой причине от них так веет духом антикварности?..

Выставка «Арт-механика», которая будет работать до 23 января, необычайно зрелищна и декоративно. Однако, по мнению ее автора, главное - это магическая сила союза механики и игры, заставляющая нас, словно школьников, в восторге замирать перед витриной с золоченой каретой, бегущей по кругу в «никуда».

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ

21

Возврат к списку

В Твери отметили 100-летие Вооруженных сил России
На экране – кадры хроники с красноармейцами времен Гражданской войны. Через несколько секунд мы видим, как чеканят шаг солдаты Великой Отечественной, отправляющиеся на передовую. И вот перед нами уже наши дни – лучшие образцы современной военной техники. Заканчивается фильм ставшей уже известной фразой: «Наша армия вежливая, но грозная».
23.02.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость