06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

О кредитах и акциях - по-взрослому

Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Вот у нас весь город увешан рекламой про беспроцентные товарные кредиты, про нулевой первый взнос и т.д. Но разве магазины и банки станут действовать себе в убыток? Наверняка здесь что-то не так. Но в чем именно подвох?».

Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: «Вот у нас весь город увешан рекламой про беспроцентные товарные кредиты, про нулевой первый взнос и т.д. Но разве магазины и банки станут действовать себе в убыток? Наверняка здесь что-то не так. Но в чем именно подвох?»

Ребенок ждал толковых разъяснений, однако родителя его вопрос застал врасплох. Ведь его, родителя, в школе экономической науке не учили, да и после как-то не пришлось освоить хотя бы ее азы. И потому для него все, что касается и потребительских кредитов, и размещения акций его родного предприятия, и векселей, о которых он вообще слышал только краем уха, и прочих там инвестиций-инноваций, лизингов-франчайзингов и и т.д., - непролазный темный лес.

Ну, в конце концов взрослые люди в состоянии при желании сами позаботиться о восполнении пробелов в собственном образовании. Почему, прожив уже 15 лет в условиях рыночной экономики и пройдя через множество перипетий переходного периода, большинство наших сограждан так и не собрались научиться пользоваться ее правилами хотя бы в плане защиты собственных прав акционеров и потребителей - это тема отдельного разговора. Беда, если дети окажутся столь же мало адаптированными к сегодняшним реалиям, как и их родители.

Сами-то они в массе своей стремятся к нужным знаниям, и многие из них в гораздо большей степени, что называется, «в теме», чем их теряющиеся в столь радикально изменившейся окружающей среде «предки». Однако знания эти, понятное дело, весьма отрывочны и поверхностны. А где им получить глубокие и систематизированные? Дома? Едва ли. На школьных уроках экономики? Но таковые на сегодня есть менее чем в четверти школ Твери, а что уж говорить о районах области? Да и где их взять в нужных количествах, - квалифицированных школьных преподавателей экономики? Не действовать же по аналогии с 80-ми годами, когда новый предмет - этику и психологию семейной жизни - в школах давали вести предпенсионного возраста учительницам биологии с несостоявшейся личной жизнью. Примерно такой же эффект можно получить, поручив преподавать экономику, к примеру, учителям истории или математики: битые «постперестроечной» жизнью бюджетники, поднаторевшие в свое время в дискуссиях на тему «Нужны ли детям карманные деньги?» и в глаза не видевшие ни одной ценной бумаги, они смогут привить воспитанникам разве что стойкое отвращение к экономической проблематике.

А требуется-то как раз обратное! Требуется, чтобы выпускники школ на пороге взрослой жизни были как можно более готовы к любым ее поворотам, связанным с деловой сферой. Такие не позволят топ-менеджменту заключить сомнительную сделку с активами компании, пойти на невыгодное акционерам слияние с другой фирмой и т.д. Чтобы, наконец, не дали элементарно обвести себя вокруг пальца, к примеру, при участии в ипотеке или долевом строительстве жилья, не повелись на обманные посулы строителей всяческих «пирамид» и т.д. И это, как говорится, программа-минимум. А о программе-максимум в этом направлении предметно говорилось на состоявшемся в минувшем сентябре в Твери выездном заседании комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Совета Федерации. В выступлениях губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, руководителя РО ФСФР России в ЦФО Юрия Сизова много внимания уделялось важности инвестиционного просвещения населения, особенно в плане функционирования фондового рынка как инструмента привлечения инвестиций. При этом участники совещания сошлись во мнении о том, что наиболее перспективными в плане обучения всем этим премудростям являются именно сегодняшние школьники из старших классов, то есть наш будущий кадровый потенциал. Именно от них через каких-то 10 лет будет в значительной степени зависеть уровень жизни в стране. И это не преувеличение: в ведущих мировых державах доля человеческого капитала в интегрированном показателе национального богатства достигает 80%, на природные и воспроизводимые ресурсы приходится лишь до 20%. Вот такая планка установлена нашими будущими партнерами по ВТО…

Итак, как нам вырастить экономически подкованную, способную удерживать курс на демократию и цивилизованный рынок смену? Здесь ведь одной лишь теории недостаточно: ориентированию на фондовом рынке, в инвестиционном пространстве, как и спортивному ориентированию, по книжкам не научишь, надо постоянно выезжать на местность. И упорно тренироваться в условиях, максимально приближенных к «боевым». Где можно создать такие условия? И кто выступит в роли инструкторов? А кто в свою очередь вооружит самих инструкторов соответствующими методиками, не даст им отстать от экономической жизни? Словом, как обеспечить тот самый системный подход, без которого эта идея на стадии реализации рискует превратиться из безусловно перспективного проекта, рассчитанного на реализацию в массовом масштабе, в нечто штучно-демонстрационное, доступное лишь узкой группе элитных учебных заведений и никак не влияющее на ситуацию в целом? Свой вариант решения проблемы предлагает региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦФО, наработавшее опыт участия в реализации проекта по инвестиционному просвещению. Этот опыт позволил вывести несколько обкатанных практикой правил.

Правило первое: учить, опираясь на историю. История российского предпринимательства в самом деле богата и поучительна. Думается, сегодняшние продвинутые менеджеры сильно удивились бы, узнав о том, что еще в начале прошлого века в отечественной экономике имели широкое применение несколько форм банкротства компаний, ничуть не уступавших по эффективности нынешним антикризисным технологиям, что уже тогда активно использовалась антиреклама недобросовестных производителей и т.д. Обширный материал собран в экспозиции созданного региональным отделением ФСФР музея акционерного дела и финансовой истории России. Организуемые для старшеклассников и их преподавателей экскурсии в этот музей получаются весьма поучительными.

Правило второе: учить на практике. Здесь речь идет не только о том, чтобы подключать к ведению в школах уроков экономики представителей бизнес-сообщества и студентов экономических вузов - это само собой разумеется ,- но и о возможности выхода самих ребят на практические площадки, для начала для ролевых игр, а затем и в качестве стажеров в реальной работе принимающих компаний.

Правило третье: учить учителей. Ведь те, кто преподает детям уроки взрослой экономической жизни, должны не только сами досконально владеть темой, но и уметь доступно и интересно подать ее подростковой аудитории. Специалисты регионального отделения разработали несколько соответствующих методик, которые уже успешно применяются в ряде московских школ.

И наконец, любому серьезному проекту необходим координирующий центр. В данном случае, как считают специалисты регионального отделения ФСФР, было бы целесообразным создание в регионах центров инвестиционного просвещения, которые объединяли бы в себе функции координатора, базы для повышения квалификации преподавателей, аккумулятора и распределителя привлеченных финансов (международных грантов, целевых бюджетных поступлений, средств заинтересованных компаний и т.д.), а также ресурсного центра, помогающего желающим опробовать полученные знания на практике подросткам, их преподавателям и потенциальным работодателям найти друг друга. Сейчас региональное отделение ФСФР изучает возможности вовлечения Тверской области в проект по инвестиционному просвещению с созданием здесь соответствующего центра. Первые впечатления специалистов отделения в этом плане вполне обнадеживающие.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

1

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию