27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Бюджет-2006: мобилизация и результативность

Как уже рассказывала «ТЖ», департамент финансов Тверской области подготовил проект областного бюджета на 2006 год и, проведя пресс-конференцию для местных СМИ, представил его общественности

Как уже рассказывала «ТЖ», департамент финансов Тверской области подготовил проект областного бюджета на 2006 год и, проведя пресс-конференцию для местных СМИ, представил его общественности.

Проект главного финансового документа года - всегда предмет повышенного внимания и повод для дискуссии в деловых кругах. На сей раз, должно быть, скептики не преминут отметить, что в бюджете заложен дефицит в размере 1,087 миллиарда рублей. Оптимистам наверняка понравится, что проектом бюджета предусмотрено значительное увеличение финансирования по ряду социальных статей. Ну, а реалисты, безусловно, по достоинству оценят объективный подход к формированию бюджета и его ориентированность на результат.

Рассмотрим теперь проект подробнее именно с этих позиций. И начнем с главного: Тверская область стала одним из первых российских регионов, сформировавших свой бюджет на принципах бюджетирования, ориентированного на результат. Это стало логичным продолжением начатой еще в прошлом году реформы межбюджетных отношений. Следующий закономерный шаг - реформа функций органов власти, перестройка их организации с переходом от нормативного финансирования к результативному. Цель преобразований - сделать власть реально ответственной перед населением за свои действия и за расходуемые ресурсы, полученные от налогоплательщиков. С начала этого года администрация области, органы исполнительной власти, рабочая группа по эффективности бюджетных расходов формировали отраслевые бюджетные целевые программы, нацеленные на решение стратегических задач региона. Разработан и внесен в ЗС области законопроект, вводящий в полном объеме принципы результативного бюджетирования уже с 2006 года. Таким образом, отраслям предстоит не просто «осваивать» выделенные из областной казны средства, а стремиться к достижению конкретных целей и отчитываться о том, насколько это получилось. Реформа позволит обеспечить повышение эффективности бюджетного рубля, прозрачность бюджетной политики, а также четко фиксировать цели регионального менеджмента и их реальное достижение.

А теперь подробнее о том, как в предстоящем году будет пополняться областная казна и каким образом будут расходоваться бюджетные средства. Итак, анализируя работу по формированию доходной части бюджета области в течение последних лет, следует признать, что заложенные в них цифры ожидаемых поступлений в областную казну с досадной регулярностью оказывались завышенными. Должно быть, одной из причин тому служила приблизительность ежегодно составляемых прогнозов развития социально-экономической ситуации в регионе: кто возьмется проверить, насколько достоверны на самом деле предоставляемые в администрацию области данные от муниципальных образований и промышленных компаний об их налогооблагаемой базе и тенденциях ее развития? Или же, если смотреть глубже, дело было в недостаточном стимулировании увеличения этой самой базы на местах, и, как следствие, получение вместо роста объемов производства рост числа предприятий-банкротов? Как бы то ни было, но в итоге всякий раз приходилось вносить изменения в закон об областном бюджете на очередной год, то есть секвестировать его расходную часть. А это весьма болезненная для бюджетополучателей процедура. Конечно, верстая столь серьезный документ, как областной бюджет, невозможно предусмотреть все до мелочей. Но вполне реально, опираясь при расчете будущих бюджетных доходов на данные прогноза социально-экономического развития области, делать необходимую поправку и на фактические показатели работы области в текущем году. Ну и, конечно, коррелировать расчеты с учетом всех макроэкономических факторов, изменений нормативной базы в русле самых новых тенденций реформ, проводимых федеральным центром.

Именно это и было сделано в ходе работы над проектом бюджета-2006. При этом применялось задание по увеличению поступлений в бюджет, то есть мобилизация. Мобилизационные задания установлены по семи доходным источникам - по ряду налогов и по акцизам. Причем разработанная контрольно-аналитическим управлением аппарата губернатора методика расчета сумм мобилизации по одному из этих источников - налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) - основана на данных экспертной оценки о скрытой заработной плате и соответственно неуплаченном НДФЛ. Такой вот облом для тех, кто по сей день предпочитает получать зарплату в конверте, минуя официальные ведомости: теперь, помимо потерь в будущем пенсионном обеспечении, им не удастся и на налогах сэкономить.

Значительно большие, чем в прошлые годы, поступления в областную казну ожидаются в будущем году от уплаты земельного налога. С 1 января 2006 года этот налог, введенный и установленный представительными органами муниципальных образований, будет уплачиваться, исходя из кадастровой стоимости земли. В области в основном завершена работа по государственной кадастровой оценке земель и в распоряжении департамента финансов были результаты этой оценки. По первоначальным расчетам предполагалось собрать свыше миллиарда рублей в виде выплат по этому налогу. Но когда эту сумму назвали муниципальным образованиям, с мест посыпались обращения по поводу проблемности сбора этого налога в установленном объеме. В итоге из категории налогооблагаемых земель в 2006 году исключены земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки под многоэтажной застройкой.

Что касается расходной части бюджета-2006, то основной затратной статьей проекта бюджета являются расходы на повышение в будущем году заработной платы работникам бюджетной сферы и сотрудникам правоохранительных органов. Забота о благосостоянии региональных и муниципальных бюджетников теперь полностью ложится на плечи местных властей - из федерального бюджета на повышение им зарплаты в будущем году не поступит ни копейки. В проекте закона «Об областном бюджете на 2006 год» предусмотрено трижды повысить зарплаты бюджетникам - с 1 марта, 1 мая и 1 сентября. И к концу года их зарплата должна превысить нынешнюю примерно на четверть. Бюджетная обеспеченность этой меры составляет более миллиарда рублей. При этом будет сохранена губернаторская надбавка к зарплате в объеме 2005 года.

Запланировано также увеличение расходов по ряду отраслей - здравоохранения, образования и особенно социальной защиты. В полтора раза будет увеличен базовый размер пособия на ребенка для многодетных семей, а для обычных семей размер пособия на ребенка увеличится на 10% и составит 105 рублей. По-прежнему ощутимой остается нагрузка на бюджет, связанная с реформой коммунальной сферы и переходом на стопроцентную оплату за жилье и ЖКУ. Администрация области, отстаивая интересы населения на федеральном уровне, добилась увеличения в 2006 году федерального стандарта стоимости ЖКУ с ныне установленной суммы в 27 рублей за квадратный метр до 40,7 рубля. Соответственно значительно - в 3,2 раза - увеличивается субвенция Тверской области из федерального бюджета для обеспечения льгот по оплате жилья и ЖКУ федеральным льготникам. Вырастут расходы областного бюджета и на возмещение субсидий населению по оплате жилья и «коммуналки» с 467 миллионов рублей в текущем году до 700 миллионов в 2006-м.

Еще в прошлом году при формировании бюджета-2005 администрация области пошла на резкое сокращение числа областных целевых программ. Принципиально новый подход к ОЦП был продиктован простыми резонами: на самом деле реально нуждаются в дотациях лишь те отрасли и сферы, которые обладают наибольшей социально-экономической значимостью и при этом на данный момент не имеют возможности иных путей решения своих проблем. Этот же стратегический курс сохранен и в проекте бюджета будущего года. При этом, как и в текущем году, реализация программы по развитию ипотеки остается одним из важнейших направлений региональной социально-экономической политики. Речь идет прежде всего о строительстве массового жилья, доступного широким слоям населения. Чтобы стимулировать этот процесс, было необходимо заложить в бюджете будущего года возможность предоставления участникам ипотеки субсидий на первоначальный взнос, а также частичной компенсации им процентных ставок по ипотечным кредитам. На эти цели в проекте бюджета предусмотрено выделить соответственно 105,44 миллиона рублей и 13 миллионов рублей.

Администрация области ежегодно формирует адресную инвестиционную программу, которая утверждается законом об областном бюджете. Программа ориентирована в первую очередь на возможность сооружения и ввода в эксплуатацию наиболее социально значимых объектов. В будущем году расходы на реализацию этой программы, согласно проекту бюджета, должны составить 712 348 000 рублей.

Столь весомая нагрузка на бюджет, утяжеленная еще и подоспевшей необходимостью погашения областного облигационного займа 2003 года и кредиторской задолженности области прошлых лет, не позволила на сей раз сверстать бездефицитный бюджет. Планирующийся дефицит бюджета-2006 в объеме 1,087 млрд. рублей не превышает установленной бюджетным законодательством планки максимально допустимого. Средства, привлеченные в качестве источников финансирования дефицита, в проекте бюджета предлагается направить на обслуживание госдолга области и финансирование развивающих программ, перекрывающих дефицит, - фонд муниципального развития (427 млн. руб.), адресная инвестиционная программа области (330 млн. руб.), а также фонд ипотечного кредитования (120 млн. руб.).

Заложенная в проекте бюджета концепция межбюджетных отношений выстроена как логическое развитие системы, созданной еще год назад в ходе работы над проектом бюджета-2005 с ориентацией на известные федеральные нормативные акты, вступающие в силу с января 2006 года. Новая схема дотаций из областного бюджета - через несколько фондов - успешно прошла обкатку в течение этого года, и теперь области будет намного проще адаптироваться к новой редакции Бюджетного кодекса, разграничению полномочий и введению новой системы муниципального самоуправления.

К настоящему моменту в полном объеме завершилось законодательное закрепление нормативов доходов по муниципальным образованиям области, повышающее их доходную часть. Это в том числе обеспечит рост налоговых и неналоговых доходов в целом почти на 40%. По городским округам (так теперь на бюджетно-финансовом языке называются самые крупные города области - Тверь, Ржев, Вышний Волочек, Кимры и Торжок) рост только их налоговых доходов относительно показателя 2005 года составит 646 миллионов рублей, из них 490 миллионов - для Твери. Причем теперь эти средства, согласно закону, не могут быть, как прежде, перераспределены муниципальным районам. Так что у городов-доноров наконец-то не будет повода для сетований по поводу вынужденного «спонсирования» депрессивных территорий. Но уж зато и просчеты собственного муниципального менеджмента теперь не получится списывать на эти «поборы»…

А как быть в этой ситуации муниципальным районам, которым с 2006 года придется нести дополнительную нагрузку в связи с введением поселенческого уровня бюджетной системы? При составлении бюджета области учли их трудности и заложили значительное - до 1470 млн. рублей, то есть более чем в 2 раза - увеличение объема фонда софинансирования социальных расходов (ФССР). Однако при этом муниципальным властям на местах не стоит забывать о необходимости работы над повышением доходной части бюджетов своих территорий. Один из резервов значительного наращивания налогооблагаемой базы - привлечение инвесторов на местные промышленные площадки. Однако муниципалитеты его до сих пор практически не используют. А напрасно: региональная власть уже не раз давала понять, что иждивенческие настроения поощряться не будут, и принятая концепция межбюджетных отношений - очередное тому подтверждение.

Теперь касается формирования поселенческого уровня бюджетной системы - основной особенности межбюджетных отношений в будущем году. В соответствии с БК РФ с 2006 года в составе областного бюджета сформирован фонд финансовой поддержки поселений. Объем фонда для начала будет минимальным. Это связано в основном с тем, что в соответствии с принятыми 21 сентября Госдумой поправками к известному закону 131-ФЗ «О местном самоуправлении» в нашей области планируется разработать и принять закон о передаче на переходный период муниципальным районам 11 полномочий поселений, положенных им согласно закону, а затем поэтапно возвращать, по мере готовности поселений, им эти полномочия. Таким образом, задумано обеспечить преемственность власти - от района к поселению. При этом запланировано субсидирование через региональный ФССР расходов по заработной плате муниципальных служащих поселений, что должно способствовать формированию сбалансированных бюджетов вновь создаваемых поселений.

Самое главное - бюджеты поселений будут формироваться, и с 1 января 2006 года они будут работать.

Еще одна новация бюджета-2006 - расчет по новой методике субвенции на обеспечение государственных гарантий получения бесплатного начального и основного (полного) общего образования в муниципальных школах. Кроме того, в фонде муниципального развития (ФМР) в 2005 году предусмотрено субсидирование расходов муниципальных образований области на приобретение школьных автобусов. В целом ФМР увеличился с 305 миллионов рублей в текущем году до 428 миллионов рублей в будущем году, добавлены новые направления субсидирования из него - дорожное хозяйство, капитальный ремонт гидротехнических сооружений.

Светлана БАКАРДЖИЕВА

13

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию