24 Мая 2017
$56.56
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Реформа ЖКХ: как смягчить последствия

Этой теме был посвящен состоявшийся на днях брифинг для тверских СМИ, который провел заместитель губернатора Юрий Серковский. Вот что он рассказал

Этой теме был посвящен состоявшийся на днях брифинг для тверских СМИ, который провел заместитель губернатора Юрий Серковский. Вот что он рассказал.

О сегодняшней стадии реформа ЖКХ в области

Реформа ЖКХ ведется уже не один год, идет тяжело. Одна из проблем - отставание законодательной базы. Теперь принят новый Жилищный кодекс, который вступит в действие с марта текущего года, а также ряд законодательных актов в этой сфере,которые позволят наконец-то завершить ее в ближайшее время.

Безусловно, ЖКХ осталось наиболее регулируемой сферой как со стороны федеральных ведомств, так и на уровне субъектов Федерации. В первую очередь регулированию подлежит ценовая и тарифная политика. Так вот, в тех муниципальных образованиях нашей области, где к этому вопросу подходили разумно, положение сейчас намного легче и население спокойнее, чем там, где в угоду политическим амбициям и другим популистским соображениям долго сдерживалось введение экономически обоснованных тарифов, в которых учтены все затраты поставщика услуги в соответствии с нормативами. На местах же в ряде случаев до последнего времени, вопреки экономической и социальной целесообразности, путем администрирования удерживались тарифы, не покрывающие значительной доли затрат на оказываемые услуги. Так, полученная в Андреапольском районе стоимость тепловой энергии составляет, по расчетам РЭК, 1887 рублей за г/кал., а депутаты местного представительного органа установили ее в размере 1764 рубля. А в Оленинском районе искусственное замораживание тарифов на протяжении последних четырех лет, при игнорировании местными властями необходимости корректировать их хотя бы с учетом инфляции, обернулось в итоге в августе минувшего года вынужденным одномоментным четырехкратным ростом тарифов на ряд услуг. Понятно, сколь негативно это сказалось на социальном самочувствии оленинцев.

О ценовой и тарифной политике в коммунальной сфере

Были и другие перекосы. В ряде городов и районов области столь рьяно взялись за выполнение одного из положений Постановления правительства № 441 от 26 августа прошлого года - о введении федерального стандарта оплаты ЖКХ в размере 100%, что совершенно упустили из виду другие положения того же документа и других нормативных актов, в частности Постановления правительства № 89 от 17 февраля 2004 года о необходимости, прежде чем утвердить на местном уровне тарифы на услуги ЖКХ, заручиться заключением независимой экономической и технологической экспертизы, подтверждающей обоснованность затрат оказывающих эти услуги организаций.

На областном уровне приняты региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждены стандарты для каждого муниципального образования. Мы напоминали руководству органов самоуправления о необходимости в процессе ценообразования в сфере ЖКХ учитывать и результаты экспертизы, и уровень платежеспособности местного населения, а также о возможности корректировать производственные программы, уровень рентабельности и зарплату персонала коммунальных предприятий таким образом, чтобы их услуги в конечном итоге могли быть доступны большинству населения.

К настоящему моменту на новые тарифы перешли в 25 городах и районах области. Администрация области, региональный департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства контролируют коммунальную обстановку в этих муниципальных образованиях. По нашим данным, самая большая прогрессия в тарифах и ценах на коммунальные услуги отмечена в Западнодвинском районе по водоснабжению и водоотводу, в городе Торжке - по обслуживанию и содержанию жилого фонда.

При этом далеко не во всех случаях мы соглашаемся с решениями местных властей и коммунальных структур. Так, например, в Конаковском районе, по нашему мнению, не используется должным образом резерв снижения экономически обоснованного тарифа на содержание и ремонт жилья путем сокращения явно превышающей необходимость численности обслуживающего и административного персонала обслуживающих организаций корректировки ставок работников коммунальной сферы с учетом показателя средней зарплаты по району. По нашим расчетам, эти меры могли бы сократить стоимость обслуживания одного квадратного метра жилья в Конакове и поселке Редкино с установленных тарифом 12 рублей до 9 рублей, то есть на четверть. Или взять город Тверь: здесь с начала текущего года на 40% подняли тариф на водоснабжение и на 44% - на водоотведение, и это при том, что прибыль «Тверьводоканала» только за 9 месяцев 2004 года составила 34 миллиона рублей! Да, конечно, коммуникации, которые содержит «Водоканал», нуждаются в ремонте, а это дорогое удовольствие, но ведь при такой прибыли можно себе позволить в большей степени учитывать платежеспособность населения!

Отдельно упомяну о ситуации, когда население обеспечивается теплом и горячей водой от котельных, принадлежащих промышленным компаниям. Здесь региональная исполнительная власть исходит из понимания того, что продажа тепловой энергии - такой же бизнес для предприятия, как и производство основной продукции, и если этот бизнес ведется по цивилизованным правилам, его можно только приветствовать и строить с такими предприятиями взаимовыгодные партнерские отношения. Так, в Твери несколько промышленных компаний успешно работают на местном рынке теплоносителей. Но есть и другие примеры, когда предприятия явно завышают цены на поставляемое от своих котельных тепло, закладывая в себестоимость услуги массу издержек основного производства и немалую рентабельность. В этих случаях приходится напоминать владельцам котельных, что получаемые ими лимиты на газ - вовсе не их личная собственность, что они предоставляются компанией, контрольный пакет акций которой принадлежит государству, и распоряжаться ими следует опять-таки с учетом государственных интересов.

Об энергосбережении и модернизации котельных

На сегодняшний день качественно возрастает значение энергосбережения как эффективного резерва снижения тарифов на поставки энергоносителей. Удешевляет стоимость этой услуги и модернизация самих котельных, к примеру установка оборудования, работающего в автоматическом режиме и не требующего обслуживающего персонала. Федеральный закон об энергосбережении стимулирует потребителей энергии внедрять энергосберегающие технологии за счет амортизационных и инвестиционных вложений, однако по нынешним временам требуется системный и более ориентированный на специфику каждого региона подход к стимулированию энергосбережения и модернизации производства энергоносителей. Администрация нашей области, департамент ЖКХ планируют разработать региональную концепцию энергосбережения.

Для потребителей энергии, в том числе для населения, основное мероприятие в рамках этой концепции - это установка приборов учета потребления электро- и теплоэнергии, воды, газа и т.д. И в этом плане мы считаем совершенно недопустимыми имеющиеся факты отказа «коммунальщиков» вести расчеты с потребителями, исходя из показаний этих счетчиков. Населению, в свою очередь, следует в подобных случаях активнее отстаивать свои права, обращаясь с письменными заявлениями в компетентные органы и в органы исполнительной власти.

О жилищных субсидиях

Как известно, жилищная субсидия начисляется всем гражданам, у которых расход на оплату жилья и коммунальных услуг превышает 22% от их совокупного дохода. При этом для региональных льготников установлен более низкий порог - им полагается субсидия, если их расход на оплату жилья и коммунальных услуг превышает 18% от их дохода. При этом при расчете совокупного дохода не учитываются суммы компенсационных выплат, введенных в результате монетизации льгот.

К концу 2004 года получателями жилищных субсидий были 19,8% семей жителей области. По данным на конец минувшего января, с заявлениями на предоставление субсидий в органы социальной защиты обратилось более 22 тысяч семей, которые смогут воспользоваться субсидиями. По нашим прогнозам, к завершению I квартала текущего года получателями субсидий станут около 30% семей жителей области.

Сегодня жители области задаются вопросом: как повлияют монетизация и изменение с начала года порядка начисления жилищных субсидий вкупе с повышением цен на жилищно-коммунальные услуги на расходы семей на квартплату? Рассмотрим ситуацию на конкретных примерах. Итак, одинокий пенсионер - ветеран труда живет в однокомнатной квартире. При установленной социальной норме в 33 квадратных метра и пенсии в 2041 рубль, с учетом того, что стоимость ЖКХ в пределах этой социальной нормы составляет 911,55 рубля, размер субсидии для него составит 544 рубля 14 копеек, а из собственных средств он заплатит за квартиру 367 рублей 41 копейку. Если пенсионер при прочих равных условиях не имеет звания «Ветеран труда», он получит субсидию в 462,5 рубля и заплатит за квартиру из своих средств 449 рублей 05 копеек. Еще пример: пожилая пара, оба - ветераны, для них установлена социальная норма в 42 квадратных метра, совокупный доход семьи, складывающийся из двух пенсий, составляет 4082 рубля 30 копеек, им причитается субсидия в размере 347 рублей 65 копеек, а доплата за квартиру из своих средств составит 734 рубля 81 копейку. Такая же пожилая семья, проживающая в тех же условиях, имеющая тот же доход, но не имеющая льгот, получит субсидию в 183 рубля 35 копеек, а из своих средств заплатит за квартиру 898 рублей 11 копеек.

Известно, что сейчас сама процедура получения субсидий связана с большим документооборотом и требует существенных временных затрат, что очень утомительно для людей, особенно пожилых. На недавнем совещании у губернатора с участием депутатов Госдумы от нашей области было решено обратиться в правительство с предложениями об упрощении порядка оформления субсидий. Также подготовлен проект распоряжения губернатора об улучшении организации работы службы социальной защиты, дабы процесс оформления документов, связанных с выплатой субсидий, проходил для их получателей максимально безболезненно.

Понятно, что у жителей нашей области есть много вопросов, связанных с темой монетизации льгот, начисления жилищных субсидий, коммунальных платежей и т.д. В настоящее время в администрации области завершается работа над специальной брошюрой, которая будет содержать подробные, снабженные конкретными примерами разъяснения по интересующим темам. Брошюра будет распространяться среди населения.

Записал Павел ЛОСЕВ

29

Возврат к списку

Крупнейшие компании России идут делать бизнес в Тверской области
На этой неделе в Верхневолжье открылся новый операционно-логистический комплекс. Объем вложенных в него инвестиций – 1,5 млрд рублей.

23.05.201717:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию