18 Января 2017
$59.4
63.29
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Будущее по выбору

С 1 сентября этого года в общеобразовательных учреждениях ряда регионов России начат эксперимент по внедрению профильного образования. В 2006 году на новую систему обучения перейдут старшие классы всех школ страны

С 1 сентября этого года в общеобразовательных учреждениях ряда регионов России начат эксперимент по внедрению профильного образования. В 2006 году на новую систему обучения перейдут старшие классы всех школ страны. В Тверской области экспериментальная предпрофильная подготовка обучающихся в 9-х классах начнется в I квартале будущего года, а на 2005 год намечен переход к профильному обучению десятиклассников и подготовка к осуществлению этого эксперимента в 11-х классах. Об этом беседа с начальником департамента образования областной администрации заслуженным учителем РФ, доктором психологических наук, профессором Евгением МУРАВЬЕВЫМ.

- Евгений Михайлович, чем обусловлено это нововведение и какова его задача?

- Профильное обучение призвано устранить такой недостаток традиционной подготовки учащихся, как нарушение преемственности между школой и вузом, что, как известно, породило многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и т.д. Его внедрение будет осуществляться в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Правительством РФ в конце 2001 года. При этом ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся и кооперацию старшей школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

- Надо полагать, речь идет прежде всего о более раннем разделении физиков и лириков и их целенаправленной подготовке?

- Совершенно верно. И при этом предлагается старшие классы сделать гуманитарными, техническими и естественно-научными, что позволит немного разгрузить программу обучения в каждом из них. Нет, перечень школьных предметов не только не сократится, но даже может быть увеличен. Однако учебный материал будет распределен более рационально. Так, например, в гуманитарных классах математику и физику будут изучать в меньшем объеме, а «технаря» не станут перегружать гуманитарными дисциплинами. Естественно, это позволит им более глубоко изучать свои профильные предметы.

- А если старшеклассник еще не определился со своими склонностями?

- Для таких учащихся будут сохранены непрофильные классы. Более того, непрофильными могут быть и малокомплектные школы, каких немало на селе. Но при этом школы, имеющие возможности открыть несколько профилей, будут выделены как базовые или опорные. Их задачи - координация школ в организации предпрофильной подготовки, разработка программ курсов по выбору, формирование для таких курсов межшкольных групп, профориентированная подготовка учителей, информационная и психолого-консультационная работа со школьниками.

- Видится реальной и такая ситуация: кто-то уже по ходу учебы вдруг осознает, что ошибся в выборе профиля…

- Во-первых, чтобы минимизировать такие ошибки, и создается система предпрофильной ориентации, включающая меры психолого-физиологического, педагогического и прочего характера. А, во-вторых, если старшеклассник все же решит сменить профиль, он без проблем сможет это сделать по истечении года, то есть в конце 10-го класса.

- Есть ли подобная практика в других странах мира?

- В большинстве стран Европы все учащиеся проходят одинаковую подготовку до 6-го класса включительно. К седьмому году обучения им предлагается два варианта продолжения учебы в школе - «академический», открывающий путь к высшему образованию, и «профессиональный» - с обучением по упрощенной программе. В США профильное обучение существует в двух-трех последних классах, в которые учащиеся идут, выбрав академический, общий или профессиональный вариант.

- Есть ли опыт профильной школы в нашей стране?

- Еще в 1864 году были организованы 7-классные гимназии двух типов: классическая с подготовкой к поступлению в университет и реальная, цель которой - подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения. В советский период уже в 1918 году было разработано Положение о единой трудовой школе, согласно которому в старших классах обучение велось по гуманитарному, естественно-математическому или техническому направлению. В 1957 году Академия педагогических наук предложила экспериментальное обучение по физико-математическому и техническому, биолого-агрономическому или социально-экономическому и гуманитарному направлению. Наконец, нынешние лицеи и гимназии ориентированы на углубленное обучение школьников по избранным ими направлениям. Приплюсуем к этому художественные, спортивные, музыкальные и другие школы, и станет ясно, что мы логически шли к профильному обучению, имея для его внедрения все основы.

- А чем профильная школа будет отличаться от тех же лицеев или гимназий?

- Общедоступностью и большей гибкостью системы обучения, призванной устранить перегрузки учащихся.

- Впечатление такое, что профильное обучение ориентировано прежде всего на вуз…

- Профильное обучение ориентировано в первую очередь на предельно полный учет способностей учащихся, их намерений и склонностей к тому или иному роду профессиональной деятельности. А вуз в дальнейшем или, скажем, техникум - это не заведомо указанная цель, а реальное осознание каждым своего призвания и возможностей.

- И что при этом видится устраняющим сегодняшний разрыв между школой и вузом?

- Прямая соотносительность профилирования обучения в старшей школе с вводимым единым государственным экзаменом. Это значит, что соответствующие стандарты должны вводиться как для базовых, так и для профильных предметов. И при этом профильное обучение дает возможность ученику практически все внимание уделять необходимым для будущей профессии предметам, что, несомненно, скажется на качестве его подготовки к вступительным экзаменам.

- Итак, уже в ближайшее время нашим девятиклассникам предстоит начать предпрофильную подготовку. В чем конкретно она будет заключаться?

- Это 100 часов, отводимых на специальные курсы по выбору и мероприятия профориентационного характера. При этом будет подготовлена «Образовательная карта» каждой муниципальной сети. Предусматриваются дни открытых дверей и выпуск информационных бюллетеней образовательных учреждений. К такой работе будут привлечены социологическая служба, служба занятости и центры профессиональной ориентации. Причем все это адресуется как ученикам, так и их родителям, роль которых на данном этапе тем более важна.

Беседовал Владимир БЛИЗНЕЦОВ

4

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию