18 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Твой дом – чья крепость?

Удивительно все-таки устроен русский человек. Его отстраненность, даже отчужденность от действий и решений власти вполне укладывается в присказку «Мели, Емеля, твоя неделя».

Удивительно все-таки устроен русский человек. Его отстраненность, даже отчужденность от действий и решений власти вполне укладывается в присказку «Мели, Емеля, твоя неделя».

Но случается потоп или холод в одной отдельно взятой квартире, за все в ответе Емеля. Безликий и чужой «слуга» народа. Даже почти единогласно избранный на твоей территории заступник и соратник. Заступник – понятно, всех социально слабых и больных. А соратник? С кем оратаем – пашем единую пашню единственной жизни? Не знаем в лицо и по делам их не судим. Потому что гражданами ощущаем себя крайне редко – разве когда паспорт получаем, голосуем на выборах или едем за рубежи Родины. Что ни осень – стон на весь город: двери в подъездах разбиты, холод в лифтах и подъездах, все стены расписаны похабно. Будто во всей многоэтажке нет двух-трех толковых мужиков, способных вбить пять гвоздей, чтобы укрепить общую дверь и погрозить хулиганистым отпрыскам пальцем. И ведь уже не ничейное нынче жилье. Свое. Быть может, смысл слова «приватизация» жилья не сразу дошел до сознания, но по очередям в госрегистрации не скажешь, что мы, обыватели, столь робки в сделках с недвижимостью. Активно продаем-покупаем. То есть распоряжаемся квартирными метрами, построенными еще при первом капитализме и развитом и не очень социализме, ощущая эти площади законно своими. И тут, как вы уже понимаете, автор гнет к особой теме. Она чрезвычайно сложна для нас, обывателей. Трудность состоит в том, что мы зачастую психологически выключаем себя из процесса управления своей же собственностью, ее сохранением и обустройством. Рассуждаем вроде бы логично: раз платим денежки, и, на наш взгляд, немалые за разные хилые услуги, все остальное нас не касается. А вот касается. Нынче просто самым ощутимым образом, ибо, если ты не решишь проблему, она может «решить» тебя. И угроза эта исходит от нашей гражданской пассивности. Наша газета не раз и не два подробно рассказывала о том, какую реальную пользу может принести – и уже приносит! – объединение жителей в товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Плюсы товарищества – в чем они

Напомним, что 19 января 2007 года на заседании президиума Государственного совета в Казани рассматривался вопрос «О работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и строительству доступного жилья, в том числе для малообеспеченных слоев населения». Тогда Владимир Путин указал на необходимость принятия и реализации комплекса мер по повышению качества и доступности жилищно-коммунальных услуг для граждан, предусмотрев внедрение механизмов стимулирования эффективного управления жилищным фондом, в том числе:

l упрощение и ускорение процедуры оформления товариществ собственников жилья, передачи указанным товариществам придомовых земельных участков (минимизировав соответствующие расходы граждан),

l принятие мер налогового стимулирования,

l формирование механизмов поддержки товариществ собственников жилья при проведении капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов.

Однако этот посыл вследствие целого ряда причин увяз или идет, что называется, со скрипом. Процесс создания товариществ собственников жилья и развития их деятельности происходит недостаточными темпами из-за ряда причин, среди которых основными являются высокий процент изношенности жилищного фонда и боязнь собственников брать на себя ответственность, в первую очередь материальную, за жилые дома, где капитальный ремонт не проводился 30–50 и более лет. Сохранение административных принципов управления и недостаточная информационно-методическая работа с населением органов местного самоуправления – еще один довесок утопленнику, который, как ни крути, все равно должен выплыть – жить-то где-то надо любому человеку….

В послании Федеральному собранию 26 апреля 2007 года президент указал на необходимость выделения бюджетных средств на капитальный ремонт жилых домов и переселение граждан из аварийных домов.

В рамках реализации задачи 21 июля 2007 года был принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как поясняет заместитель начальника департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области Людмила Мишуткина, целями деятельности фонда является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда. Финансирование, кроме того, планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств граждан-собственников. На эти цели в ближайшие пять лет будет выделено только средств фонда 240 млрд. рублей, в том числе 95 млрд. рублей на переселение из аварийного жилья и 145 млрд. рублей на капитальный ремонт. Еще 10 млрд. рублей было выделено уже в 2007 году в рамках внесения изменений в закон о федеральном бюджете на 2007 год.

Делить – тоже наука

Миллиарды рублей… Как бы сказали дети, денег – до неба. Дальше логичен любимый русский вопрос: что делать? Как делить? Средства распределились так: в каждом субъекте Федерации рассчитаны лимиты по предоставлению финансовой поддержки фонда и доля софинансирования за счет бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов и средств граждан-собственников.

Что касается 2008 года, то лимит рассчитан так: объем жилищного фонда региона делится на объем жилищного фонда по стране и умножается на 240 млрд. рублей. Каждому региону выделено не менее 500 млн., но не более 8 млрд. рублей. Тверской области на 2008–2011 годы выделено 3072 млн. рублей – на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Программа будет осуществляться на условиях софинансирования: часть денег даст фонд, часть выделят субъекты, часть муниципалитеты и не менее 5% от общего объема средств внесут сами собственники жилья.

– Надо особо отметить, – говорит Людмила Мишуткина, – что деньги фонда получат только те регионы, муниципалитеты (и в конечном итоге сами собственники), где выполняется целый ряд условий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. При распределении средств федеральной помощи на проведение капитального ремонта преимущества будут иметь те муниципальные образования, которые уже сейчас ведут работу по инвентаризации жилищного фонда, составлению муниципальных программ проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов, привлечению к управлению многоквартирными домами частных управляющих организаций, и где налажена работа с населением по организации общих собраний и обсуждению вопросов участия собственников помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов.

Для справки. В Тверской области образовано более 290 товариществ собственников жилья и 274 жилищно-строительных кооператива, более 53 управляющих организаций. За год количество управляющих компаний в Тверской области увеличилось в 4 раза, а товариществ собственников жилья – на 15,5% (в 2006 году было 245). Прогресс налицо. Наибольшее количество товариществ собственников жилья создано в городе Твери, Кимрах, Вышнем Волочке, Нелидове, Калязине. Если говорить о качественном составе управляющих организаций, то частные управляющие компании занимают около 55,8 процента от общего рынка управляющих компаний. И здесь есть над чем работать.

Жилищный кодекс РФ возложил обязанность содержания жилья, в том числе и капитального ремонта, на собственников. И здесь важно не просто профинансировать капремонт. Стоит более глобальная задача – формирование организационного механизма по дальнейшей эксплуатации жилья. Речь идет о создании товариществ собственников жилья, выборе управляющих компаний. Чтобы простимулировать этот процесс, определено, что именно через эти управляющие многоквартирными домами структуры и будут выделяться государственные средства на капитальный ремонт. Фонд не просто оказывает финансовую поддержку гражданам при приведении их жилья в нормальное состояние. Фонд содействует созданию новой формы управления этим домом с тем расчетом, чтобы, получив средства, выполнив определенный объем работ, собственники и дальше могли рационально, в плановом режиме собирать деньги и содержать свое жилье в нормальном состоянии. Подчеркнем: в соответствии с Жилищным кодексом именно собственники несут бремя расходов за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Логика процесса – солидарность действий

Как видим, в России начинает создаваться основа для новых подходов участия государства в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, помещения в которых находятся в частной собственности.

Но будет ли программа эффективной, удастся ли распорядиться бюджетными средствами наиболее рационально? И что для этого нужно сделать? По мнению Людмилы Мишуткиной, этот процесс может и должен быть абсолютно прозрачным. Для начала органы местного самоуправления публикуют в средствах массовой информации объявление о возможности ТСЖ, ЖСК либо выбранных собственниками управляющих компаний отремонтировать капитально твой дом и тем самым принять участие в муниципальной адресной программе капитального ремонта.

Решение о проведении капремонта в конкретном доме и об участии в муниципальной адресной программе капитального ремонта принимают собственники помещений на общем собрании (либо члены ТСЖ, ЖСК, либо управляющие организации). До завершения формирования муниципальной адресной программы ТСЖ, ЖСК, управляющие компании, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на основании решения общего собрания собственников помещений должны оформить решение об участии в данной программе.

Органы местного самоуправления в свою очередь для реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» призваны выпустить соответствующие нормативные правовые акты (с их содержанием можно ознакомиться на сайте фонда – fondgkh.ru). Стоит особо подчеркнуть, что бюджетные средства (средства фонда, субъекта Российской Федерации и/или муниципалитета) поступают либо товариществу, либо управляющей компании на специально открываемый счет. По закону собственники должны добавить к этим деньгам свои 5%. Контроль также возлагается на муниципалитеты и на фонд. При условии, что фонд принял решение о предоставлении финансовой поддержки, в первый год в регион перечисляется 30% от установленного лимита. При формировании очередного транша надо будет представить документы, в числе прочего и о том, сколько денег заплатило само население. Если эта цифра составит 4,9 процента, а не 5 процентов, как требует закон, финансирование будет приостановлено.

– Мы считаем, что такая система должна максимально заинтересовать собственников, это шанс привести свой дом в порядок. Конечно, остается еще немало сложных моментов и вопросов, но, я думаю, в ходе совместной работы мы найдем на них ответы, – подчеркнула Людмила Мишуткина. – Для функционирования жилищно-коммунального комплекса потребуются не только значительные инвестиции, модернизация основных фондов, обновление нормативной правовой базы, внедрение ресурсосберегающих технологий, структурная перестройка и совершенствование управления. Без комплексного решения важнейших проблем жилищно-коммунального хозяйства, повышения эффективности взаимодействия органов власти всех уровней, органов местного самоуправления, частного бизнеса, общественных организаций и других представителей гражданского общества трудно рассчитывать на успех в реализации нового курса на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

Итак, только солидарные действия власти трех уровней – федеральной, региональной и местной – и активность самого населения позволят реально улучшить условия жизни наших земляков.

Приплыли… кто, куда?

Каковы самые предварительные итоги реализации проекта?

Среди проблемных – города Конаково, Осташков, Ржев, Бежецк, Калининский район, ЗАТО Солнечный, ЗАТО Озерный. Общий минус – отсутствие ТСЖ.

Существенные позитивные подвижки есть в Кимрах, Вышнем Волочке, Бологое, Кашине, Торжке. (Особый разговор о городе Нелидове. Из неофициальных источников нам стало известно, что здесь очень сложно шел процесс, но позитивное вмешательство, четкий диалог эксперта от власти, местного благочинного главы города самым благотворным образом сказались на настроениях и действиях нелидовцев. Здесь в основном выполнены условия по созданию ТСЖ. Кроме шуток, говорят в городе, с Божией помощью.)

Теперь вернемся к цифрам. Напомним, из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ Тверская область претендует с учетом перераспределения остатка на 2008–2011 годы на 3,072 миллиона рублей, из них 60 процентов (1,843 млн.) – на проведение капремонта многоквартирных домов и 40 процентов (1,228 млн.) на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Еще раз подчеркнем: эти средства надо суметь взять, то есть процедурно и законно обеспечить их получение. Лимиты на 2008 год по обеим позициям для области составляют 921 миллион. Сегодня заявками обеспечена сумма в 284 миллиона, что менее трети от возможного. Как говорится, приплыли… Все вместе и по отдельности. Дают средства, а мы не способны их взять.

Не ищи себе дублера

Что показательно, муниципальные образования с малоэтажной застройкой, которые пока не могут создать ТСЖ (экономически нецелесообразно создание ТСЖ в 2–3-этажных домах), успешно справились практически со всеми условиями Федерального закона. Кстати, губернатор Дмитрий Зеленин считает, что несовершенство закона в этой части существенно ущемляет права граждан, и намерен выступить с законодательной инициативой, касающейся поправок к ФЗ в части защиты интересов жителей исторически сложившейся малоэтажной застройки. В нашем контексте, думаю, будет умест-

но назвать районы, где администрацией обеспечена готовность к улучшению условий жизни населения: это Бельский, Весьегонский, Жарковский, Западнодвинский, Зубцовский, Кесовогорский, Краснохолмский, Лесной, Лихославльский, Пеновский, Рамешковский, Ржевский, Сандовский, Селижаровский, Сонковский, Спировский, Старицкий, Торжокский, Торопецкий, Фировский районы.

Однако пришло время вернуться к смыслу заголовка. Ответ на вопрос, чья крепость – ваш дом, дастся непросто. Без гражданского напора и гражданской готовности стать взыскательным партнером власти все теряет смысл. Более расторопные и ответственные получат все, что положено. Остальные – что достанется. Или – ни-че-го! Когда лично над тобой не каплет, надо обладать известной порядочностью, чтобы работать, что называется, на износ в пользу чужих крыш. При этом зарплата чиновника не пострадает, если ты обосновал средства на ремонт не 100, а 10 кровлей. Или переселил из ветхого жилья не 1000 человек, а 50. Парадокс, не предусмотренный инструкцией? Сегодня можно сколь угодно критиковать и сам ФЗ, и действия чиновников, властей всех уровней. Это бесплодное, бесполезное занятие. Пришло время учиться обще-житию, считать домом страну, город, но прежде всего – квартиру, свой двор, подъезд, чердак и подвал. Это твое бремя собственности. И потому дублеров не ищи, их просто не может быть в той данности, что выпала на наше время. Не готов к трудам по обустройству, к контактам с властью, соседями? Есть выход. Это отказ от приватизации или наем жилья. Как на Западе, где более половины просто отказываются от хлопот о своем жилье и платят за право жить в чужом. Жестко? Непривычно для россиян? Конечно же, да. Но таковы условия современного бытия..

Повторим: по решению президента региону на переселение жильцов из ветхого и аварийного жилья выделено почти 1 миллиард на 2008 год, а у нас из этого миллиарда планируется получить всего 200 миллионов. Почему мы упустили 800 миллионов? Потому что муниципалитеты не подготовились к приему этих средств, хотя время на это было отпущено: с лихвой уже 15 лет в стране идут реформы ЖКХ.

Измерить, что найдем и что потеряем, сегодня невозможно. Государство идет на серьезные расходы и требует обеспечить прозрачность финансовых потоков. Это его право. Обязанность граждан и местной власти – не саботировать процесс, а управлять им с обоюдной выгодой. Кто скажет, что это просто, будет глубоко не прав.

Но кто решит, что можно отсидеться в кустах, будет трижды глубоко не прав. Сегодня в столь социально чувствительной сфере реформирования ЖКХ должна быть единая оперативная реакция – грамотные, ответственные действия. Обеспечение нормального жизнеобеспечения должно стать политикой и практикой местной власти, всего гражданского общества и каждого человека.

Твой дом – чья крепость? Этот вопрос уходит из сферы риторики. Его надо задавать лично себе и не уходить от ответа. При этом невнятица, ложь и бездействие местной власти губительны и непрощаемы. В этом человечность политики. Или ее бесчеловечность. Третьего и тут не дано.

Кира КОЧЕТКОВА

11

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость