21 Ноября 2017
$59.27
69.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Великий певец

Ушел в историю век XX, покрывшись паутиной прошлого. Век щедрый на войны и немыслимые человеческие беды, век крушений великих империй и грандиозных политических катаклизмов. Но славен и знаменит он не только тиранами и вождями, но и гениальными свершениями человечества в науке, искусстве и культуре. Век подарил нам много славных имен. И одно такое имя прошло рядом с нами, жителями тверской земли, оставив яркий незабываемый след в сердцах истинных ценителей оперного искусства и народной песни. Это имя - Алексей Петрович Иванов, столетие со дня рождения которого мы будем отмечать в следующем году

Ушел в историю век XX, покрывшись паутиной прошлого. Век щедрый на войны и немыслимые человеческие беды, век крушений великих империй и грандиозных политических катаклизмов. Но славен и знаменит он не только тиранами и вождями, но и гениальными свершениями человечества в науке, искусстве и культуре. Век подарил нам много славных имен. И одно такое имя прошло рядом с нами, жителями тверской земли, оставив яркий незабываемый след в сердцах истинных ценителей оперного искусства и народной песни.

Это имя - Алексей Петрович Иванов, столетие со дня рождения которого мы будем отмечать в следующем году.

Выдающийся оперный певец, человек с ярким самобытным русским характером и таким простым русским именем отдал 50 лет беззаветному служению искусству, 40 лет - опере, из которых свыше 30 - сцене Большого театра СССР.

А началось все 22 сентября 1904 года в селе Чижово Бежецкого уезда Тверской губернии, где в семье дьякона Петра Михайловича Иванова родился четвертый ребенок, которого назвали Алексеем. В те относительно благополучные для России дни даже самый прожорливый оракул вряд ли мог себе представить масштаб народных бед, неотвратимо надвигающихся на Россию. Эти беды коснутся всех и каждого, они переломают и исковеркают жизни священнослужителей, сельской интеллигенции, да и большого числа простых людей. Но интеллигенции достанется особо. За беззаветное служение народу, за плоды его просвещения, за то, что она все поняла…

И в семье Ивановых “хлебнут лиха” отец Петр Михайлович, старший брат Сергей, старшая сестра Мария. Младшему, Алексею, по сути дела повезет…

А в начале прошлого века село Чижово процветало. Большое, торговое, на 300 дворов, с величественным православным храмом, церковно-приходской школой, Народным домом и газовыми фонарями на улицах, урядником и чайной-трактиром. Было много детей и молодежи, а по вечерам из разных концов села доносилось пение.

Культ пения царил и в семье Ивановых. С раннего детства Алексей рос в атмосфере высокой духовности, музыкальной и вокальной культуры, уважения и любви к народной песне. Отец семейства, обладая великолепным басом, организовал церковный хор, а следом - и домашний. Все члены семьи - мать, две сестры и старший брат Алексея - любили народную песню, церковное песнопение, владели многими музыкальными инструментами и музыкальной грамотой.

Наступил 1914 год. Первая мировая война.

В тылу появилась масса раненых и гонимых голодом людей. Сельская интеллигенция, охваченная патриотическими настроениями, живо откликнулась на всенародные страдания. Кроме сборов пожертвований и благотворительности, организовывались любительские концерты и спектакли “в пользу раненых”. В большом селе Чижово был организован самодеятельный театр, который расположился не где-нибудь, и в доме Ивановых, и 10-летний Леша наравне со взрослыми был активным участником волшебства Мельпомены. Искусство вошло в его душу, музыка и пение потрясали.

В 1915 году Алексей Иванов поступил в Бежецкое реальное училище. Там и застала его революция. Революция, сеявшая голод и разруху, несправедливость и страдания. Но, по словам самого Алексея Петровича, они, мальчишки, “видели в ней лишь близкое их несформировавшемуся сознанию внешнее романтическое проявление”. Однако уже к середине 1918 года и они ощутили серьезные и неприятные перемены: были проведены “чистки” среди преподавателей, прислали новые программы, отменили закон Божий. В ученическом хоре стали разучивать революционные песни. В городе начался голод. Казалось бы, до искусства ли тут? Но именно в это время в национализированном трактире села Чижово был организован театр, в который часто забредали бродячие труппы голодных актеров. Объявления гласили: “ТОЛЬКО ДВА КОНЦЕРТА СТОЛИЧНЫХ АКТЕРОВ. СПЕШИТЕ ВЗЯТЬ БИЛЕТЫ, ПРИНИМАЕТСЯ ЗЕРНО, МУКА, КАРТОФЕЛЬ”.

Пролетели лихие годы. Алексей Иванов, закончив все-таки среднее образование, поступил в Тверской педагогический институт. Не прекращая самообразовательных занятий музыкой и вокалом, Алексей в институте активно включился в работу студенческого хорового кружка. Руководитель кружка преподаватель музыки Н.П.Ишиев был с первой встречи поражен способностями начинающего музыканта. Удивление преподавателя вызывало только одно обстоятельство: почему Алексей выбрал профессию педагога. Перед ним был очевидный вокальный талант, будущий оперный певец.

В середине 20-х годов Тверь посещали с гастролями лучшие артисты Москвы и Ленинграда. Но наибольшую любовь тверских слушателей снискали братья Пироговы. (Об этом А. П. Иванов впоследствии напишет книгу “Чудо на Оке”, Москва, “Советская Россия”, 1984 г.)

Григорий Степанович Пирогов не имел в России себе равных и после эмиграции Федора Ивановича Шаляпина по праву считался первым басом отечественной оперы. Среди других великолепных басов он стоял особняком. И вот через своего приятеля, коменданта здания концертного зала, Алексею посчастливилось быть представленным великому певцу. Такое событие не могло пройти для него бесследно.

В 1926 г. Алексей Иванов окончил Тверской педагогический институт, успев к тому времени обзавестись семьей. Он стал работать по специальности, но мечты о консерватории его не оставляли. В 1928 году, взяв полный расчет и отрезав тем самым пути к отступлению, Алексей Иванов поступает в Ленинградскую консерваторию. Из пятидесяти человек, поступавших вместе с ним, было принято только четверо. Мечта сбылась. Это был шаг, который определил всю его дальнейшую жизнь.

В своей книге “Жизнь артиста” (Москва, “Советская Россия”, 1978 г.) А.П. Иванов подробно, никого не забывая, рассказывает о своих учителях и наставниках, которые открывали ему секреты своего мастерства. С благодарностью он вспоминает об уроках Г.А. Боссо, живо и интересно повествует о Г.Ф.Гнесине, М.Г.Климове, И.В.Ершове, С.А.Самосуде, предложившему ему, еще студенту, работу в Малом оперном театре. Дебют состоялся в феврале 1932 года. На своем большом жизненном и творческом пути А.П.Иванов встречал много мастеров своего дела, великих музыкантов, политиков и общественных деятелей: выдающихся деятелей театра К.С.Станиславского и В.Э.Мейерхольда, великих оперных исполнителей - М.О.Рейзена, С.Я.Лемешева, И.С.Козловского, Е.В.Образцову, блистательного болгарского баса Николая Гяурова, неподражаемого итальянца Марио дель Монако. Он дружил с гениальным шведским оперным певцом Николаем Геддой (русским по происхождению, настоящая фамилия Устинов, едва ли не лучшим еще и сегодня исполнителем русского романса), творил на одной сцене с Мстиславом Растроповичем, работал с композиторами Р.М.Глиэром, Ю.А.Шапориным, Д.Б.Кабалевским, А.Г. Новиковым, вместе отдыхал и вел бесконечные творческие дискуссии с Сергеем Владимировичем Образцовым. Ему пожимали руки и аплодировали Сталин, Хрущев, Фурцева, Иосиф Броз Тито, прочие генсеки, сенаторы и депутаты, простые зрители более чем в 50 странах мира. Слушатели, особенно люди старшего поколения, знали его голос все до единого, просто многие об этом не подозревают и до сих пор - ведь почти 20 лет страна просыпалась и засыпала под его незабываемое исполнение песни “Широка страна моя родная” по Всесоюзному радио сразу же после Государственного гимна СССР.

Продолжая рассказ о жизненном и творческом пути Алексея Иванова, хочется вспомнить о нем самом не только как о великом певце и артисте, мастере своего дела, истинном профессионале, но и как о человеке незаурядного ума, развившем в себе кроме пения и другие таланты. Он великолепно рисовал, занимался иконописью, был серьезным литератором и публицистом, глубоко и серьезно изучал богословие и историю религиозных учений (спорить с ним на эти темы в те “безбожные годы” было просто бессмысленно - он подавлял оппонента поистине энциклопедическим уровнем знаний предмета, при этом в основе его убеждений лежала истинная вера, а собеседник принимал его доводы, тактичные и интеллигентные). Он изучал языки: свободно владел итальянским и немецким, прилично знал английский и французский, латынь, греческий и церковно-славянский. Уже будучи солистом Большого театра, он приезжал с концертами в родные края десятки раз и всегда находил здесь самых благодарных слушателей. Так было везде - и в Чижове, и в Бежецке, и в Твери.

Ему рукоплескали зрители самых прославленных оперных площадок мира: миланс­кого “Ла-Скала”, нью-йоркского “Метрополитен-опера”, лондонского “Ковент-гардена”, шведской и венской королевской оперы, парижской “Олимпии”, но самые теплые и искренние овации всегда ждали его в скромных зальчиках малой родины.

Алексей Петрович всегда помнил о своих корнях, искренне и преданно любил своих земляков. Даже в биографической справке он не забывает упомянуть о земляках, с которыми ему довелось работать на сцене Большого театра: “Приятно в нем (театре. - Прим. автора) было на работе встречаться со своими калининскими земляками - С.Я.Леме­шевым, С.Н.Колтыпиным, Ф.А. Клюевым, А.И. Смирновым, Н.А.Андреевым, С.А. Боярским, ... Т.Ф.Тугариновой. Все они талантливые земляки, получившие первоначальный импульс музыкальной жизни на нашей родной калининской земле”.

В 1951 году Алексею Петровичу Иванову было присвоено знание народного артиста СССР. Сама дата присвоения этого звания дорогого стоит. Этому предшествовали Государственные премии СССР в 1946, 1948 и в 1950 годах. В его творческом репертуаре было около 100 оперных партий, что по современным театральным канонам является совершенно недосягаемой вершиной.

На сцене Большого А. П. Иванов пел до конца 60-х годов.

В дальнейшем выдающийся советский артист продолжал активно работать в любимом искусстве, передавать богатый творческий опыт молодежи, концертировать, он был деканом народной певческой школы при ЦДРИ СССР, преподавал вокальное мастерство в Загорской духовной семинарии. Последнее так символично! Ведь 60 лет назад со всего этого начиналось...

В последние годы жизни певец тяжело болел. В 1982 году его не стало.

Народная артистка СССР Елена Образцова в статье, посвященной 80-летию со дня рождения певца, пишет: “В наследство Алексей Петрович оставил любителям пения грамзаписи - это бесценный клад для молодых певцов, педагогов пения. И как же это обидно, как неверно, что его пластинок нигде в продаже нет! А ведь с его участием записаны подлинные шедевры мировой оперной классики”.

И в преддверии 100-летнего юбилея великого артиста и нашего земляка, который мы будем отмечать через год - 22 сентября 2004 года, слова Елены Образцовой не потеряли своей актуальности.

У нас еще есть время для того, чтобы воздать должное Алексею Петровичу Иванову.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВ,

внучатый племянник артиста

23

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость