07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Как «удлинить» деньги?

Начало сентября - старт не только новому учебному году, но и новому политическому сезону. С каким настроением и с какими планами возвращаются из парламентских каникул депутаты Государственной думы?

Начало сентября - старт не только новому учебному году, но и новому политическому сезону. С каким настроением и с какими планами возвращаются из парламентских каникул депутаты Государственной думы? Собеседник «ТЖ» - председатель подкомитета по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности Центрального Банка России, Комитета по бюджету и налогам Государственной думы заслуженный экономист России Александр БЕЗДОЛЬНЫЙ.

- Александр Васильевич, начать нашу беседу хотелось бы все же не с будней, а с праздника - 1 сентября свое 140-летие отмечает Главное управление Банка РФ по Тверской области. А вы ведь возглавляли его 18 лет. И каких лет! Временной отрезок «от Брежнева до Ельцина» столь богат крутыми виражами!

- Да, и для нашей банковской системы это была эпоха революционных преобразований, причем в контексте структурной перестройки всей экономики страны. От советского диктатурного варианта управления кредитно-денежной политикой, эмиссионным и валютным регулированием, сосредоточенного в руках Госбанка СССР, в середине 1980-х сначала перешли на частичную децентрализацию путем создания отраслевой системы банков: Промстройбанка, Жилсоцбанка, Сельхозбанка. При этом получили более мобильный кредитно-прикладной ресурс: зародились системы инвестиционного и потребительского кредитования. А с начала 1990-х годов на базе отраслевых банков и отделений Госбанка СССР и Центробанка России стали массово создаваться уже по-настоящему коммерческие банки с акционерным и частным капиталом, ориентированные на работу в рыночной экономике.

- Рыночной ли? Разве можно, не кривя душой, назвать цивилизованным рынком тот экономико-финансовый анархизм, который страна пережила в начале 1990-х годов?

- Конечно, с позиций сегодняшнего дня, когда отечественная банковская система по многим основным параметрам уже соответствует мировым стандартам или находится в шаге от них, виднее перекосы того времени и задним умом понятно, что тогда недоучли, недопроработали и т.д. Но в тогдашней ситуации важно было не упустить заданный темп коренных преобразований и огрехи были неизбежны. Ведь банковская система стартовала в рынок, не имея необходимой опоры в виде адекватной правовой базы. Мне тогда довелось принимать непосредственное участие в ее разработке - я возглавлял группу экспертов-консультантов в Верховном Совете РСФСР, которой было поручено подготовить законопроекты о Центральном Банке России и о банках и банковской деятельности. Насколько качественными получились итоговые документы, можно судить хотя бы по тому, что вот пошло уже почти 15 лет, а они, включив в себя минимальные корректировки, по-прежнему являются для наших банков руководством к действию.

- В те «переходные» годы у руля Центробанка РФ стоял Виктор Геращенко. Как вам с ним работалось?

Все эти годы мы с ним были в одной упряжке. Но необходимо уточнить, что в начале 1990-х годов, когда параллельно работали Госбанк СССР и вновь образованный Центральный Банк РФ, после подписания Беловежских соглашений Геращенко возглавлял Госбанк СССР. А первым председателем Банка России был Георгий Матюхин. На него и легла вся тяжесть первых лет деятельности Банка России, в том числе и проблемы, связанные с приемом дел уже практически ликвидированного Госбанка СССР. Я хорошо помню этот период. Именно наша группа в Верховном Совете РФ готовила необходимые документы по назначению Матюхина председателем Банка России. А Виктор Геращенко, возглавивший Центробанк после Георгия Матюхина, продолжил заново отстраивать банковскую систему, помог ей выстоять в тогдашних экстремальных условиях. Речь здесь идет о банковской системе и страны в целом, и регионов. Центробанку и его главкам на местах приходилось заново строить кредитную, расчетную, эмиссионно-кассовую работу. И в то же время создавать условия для деятельности вновь образованных коммерческих банков. У нас свежи в памяти дефицит «налички», история с криминальными авизо, повальный бартер в расчетах и многое, многое другое.

Что качается построения системы комбанков, то нашему ГУ ЦБ пришлось занимать очень жесткую позицию по поводу экспансии в нашу область иногородних, преимущественно московских банков. Я не преувеличиваю: к концу 1999 года в Главном управлении Центробанка по Тверской области скопилось свыше 100 заявок коммерческих банков, в том числе крупнейших на тот момент, по поводу открытия у нас своих филиалов и отделений. При этом добрая треть таких обращений сопровождалась попытками жесткого давления: и пряник сулили, и кнутом пытались угрожать. Пришлось ответить на множество телефонных звонков из высоких правительственных и центробанковских кабинетов. Но мы твердо стояли на своем, понимая, чем чреват для делающих первые самостоятельные шаги тверских комбанков приход на наше региональное денежно-кредитное поле крупных столичных игроков, имевших к тому же весьма специфическое представление о том, что такое игра по правилам. В ряде случаев мне доводилось высказывать свои соображения по этому поводу и «на ковре» у Геракла. И - за что ему спасибо от имени тверского банковского сообщества - тогдашний глава Центробанка нашу позицию поддерживал. И во многом благодаря этому тверская банковская система получила возможность благополучно развиваться, повышать конкурентоспособность, и теперь появление на нашей тверской почве любого, даже самого мощного финансового оператора нисколько не грозит ей дестабилизацией.

А что могло бы быть? Перед глазами был пример многих других регионов, в том числе Краснодарского края, где в те годы действовало порядка 45 филиалов, отделений и дополнительных офисов банков из других регионов. И что в итоге? Сначала эти «подселенцы» демпинговыми ценами на кредиты и банковские услуги переманили изрядную часть клиентуры местных банков, потом, когда те достаточно ослабли, конечно, цены подняли. Ну а кончилось все, как известно, плачевно: у целого ряда тогдашних банковских гигантов были отозваны лицензии, на местах это обернулось невыплатой вкладов, вывозом капитала из регионов, банкротством компаний-клиентов утративших кредитоспособность банков.

- В этом смысле законодатели в прошлом году предприняли прямо-таки прорыв, даровав населению гарантии по вкладам, не превышающим 100 тысяч рублей. Да и сами банки введенная система страхования вкладов и соответствующей аттестации кредитных учреждений заметно дисциплинировала.

- Добавлю к этому: уверенность вкладчиков в сохранности своих сбережений - это лишь одно из звеньев целой цепочки проблем, решать которые позволяет новая система. В этой цепочке - стимулирование использования банковских капиталов в качестве инвестиционного ресурса, а это, согласитесь, долгожданный и в высшей степени востребованный отечественной экономикой шаг. И, наконец, это один из инструментов усиления роли комбанков в сфере ипотечного кредитования. Я, как специалист в банковской сфере с немалым опытом, могу утверждать: именно за ипотекой будущее наших банков.

- Должно быть, это не самое ближайшее будущее, поскольку сейчас процентная ставка по этим кредитам непомерно высока для большинства желающих улучшить свои жилищные условия.

- Безусловно, 20% - это не та ставка ипотечного или потребительского кредита, которая могла бы реально заинтересовать население. Ипотека по-настоящему будет работать при 5-7-процентной ставке кредитования. И этот уровень для нас на самом деле вполне реален, что я могу подтвердить как член трехсторонней комиссии по формированию бюджета страны на 2006 год и на ближайшие три года. Эта комиссия объединяет представителей обеих палат парламента и правительства. То самое «нулевое чтение» законопроекта о бюджете-2006, о котором столь подробно рассказывалось в центральных СМИ, - это в основном результат работы именно нашей комиссии. Так вот, в ходе обсуждения бюджета возник в том числе и вопрос о бюджетном стимулировании ипотечного процесса. Работающие в составе комиссии члены фракции «Единая Россия», в числе которых и ваш покорный слуга, настаивали: принятый в начале года пакет законов в этой сфере не будет эффективно работать, пока на государственном уровне не решим вопрос о стоимости ипотечного кредита. Как уже сообщалось в прессе, в том числе и в вашей газете, первый шаг к решению этой проблемы уже сделан: в бюджете заложены 3,7 миллиарда рублей для увеличения уставного капитала Агентства по жилищному ипотечному кредитованию.

- Известно, что это - не единственная победа думцев-единороссов в бюджетных дискуссиях с правительством. Главное - это, конечно, увеличение бюджета в целом и его инвестиционного объема, в частности. Но вот как же при этом быть с инфляцией - ведь явно не уложимся в намеченные в начале года 10%. Вопрос в том, насколько именно не уложимся и чем нам это грозит.

- Согласен, в 10% не уложимся, однако не считаю, что превышение этого уровня будет значительным и опасным для экономики. Опасность я на самом деле вижу в другом - в том, что мы на государственном уровне до сих пор никак не решим проблему роста экономики и увеличения объема собственных товарных ресурсов. Частный сектор самостоятельно, без протекционизма государства, с этой задачей не справится. До сих пор же мы шли по пути наименьшего сопротивления - насыщали рынки, в том числе продовольственный, импортными товарами. А этот путь на самом деле ведет к утрате национальной безопасности. И поэтому те приоритеты, что сейчас обозначил Президент России В. В. Путин - удвоение ВВП, продовольственная безопасность, развитие наукоемких, инновационных технологий, импортозамещающих производств - ведь это на самом деле в том числе и противоинфляционные меры. Ведь в странах, где развит рынок собственного производства и собственного труда, инфляция не является жупелом. Конечно, есть у нас и, что называется, особенности национального роста инфляции - это я о безудержном и до последнего времени бесконтрольном росте цен на энергоносители. Вот здесь нужно наводить порядок путем жесткого государственного регулирования. Вопрос нами, думцами, ставится так: тарифы на этом рынке должны повышаться лишь однажды в году и не выше, чем на 10%. Если наши газовики и нефтяники избавятся от непрофильных активов, для них это будет вполне посильным режимом.

Президент и наша фракция в Госдуме настаивают на существенной бюджетной поддержке приоритетных направлений экономической политики. Ведь именно дотации позволили удержать от развала, а затем начать возрождение льняной отрасли, сейчас благодаря им же наш аграрный сектор имеет столь внушительный рост показателей по зерновым культурам. Теперь таким же образом надо поднимать мясомолочное направление. Думаю, уже в ближайшее время мы в Думе рассмотрим подготовленный по инициативе нашей фракции законопроект о развитии сельхозпроизводства. Этот документ призван решить многие проблемы наших аграриев. Конечно, аналогичные законы нужны и в сфере промышленности.

- Александр Васильевич, вот мы с вами - о модернизации да об инновации, а послушать руководителей наших промышленных компаний, так им вовсе не до таких высоких материй: налоги как душили прежде, так и теперь не дают вздохнуть свободно, а кредиты под модернизацию производства взять нереально - слишком дорого. А впереди маячит еще и вступление страны в ВТО с его стандартами и требованиями, от которых большинство наших даже продвинутых топ-менеджеров, не говоря уж о работающих по старинке хозяйственников, прямо-таки в дрожь бросает…

- Ну, это они зря! Среди членов ВТО немало стран с отнюдь не самой развитой экономикой, и ничего, никакой крах местным производителям не грозит. И у нас, я думаю, эти опасения больше психологического плана, а реальной почвы для них нет. Вспомните, когда формировался валютный рынок России, тоже было немало почти панических пророчеств: мол, открытость отечественного кредитного рынка нас погубит, доллар нас задавит, нашу кредитную систему поглотят зарубежные банки и т.д. Но ведь ничего этого не произошло, и принятый нами закон о валютном регулировании - по оценке независимых международных экспертов, один из самых либеральных в мире - как раз создает режим наибольшего благоприятствования для внешнеэкономической деятельности. Полагаю, что и членство в ВТО на самом деле сулит нашей экономике немалые выгоды. Важно только правильно позиционировать себя в этой структуре, не позволяя навязывать неприемлемые для нас условия. К примеру, по ценам на энергоносители: здесь Запад никак не может быть для нас образцом для подражания, поскольку там совсем иной паритет цен.

Если в плане валютного регулирования мы, можно сказать, преуспели, то в использовании налоговых рычагов и стимулов нам еще есть куда расти. Курс налоговой реформы, согласитесь, выбран правильный, здесь важно сохранить последовательность и не упустить темп. Посмотрите: за последние годы налог на прибыль снизился с былых 40 и более процентов до нынешних 24. И это правильно, но надо его и дальше снижать. Так же как и НДС: сейчас обсуждается возможность сделать его ставку в пределах 16 - 18%, однако, думается, можно бы действовать и смелее, установив планку на уровне 10 - 12%.

Что же касается перспектив серьезного кредитования реального сектора, то здесь все зависит от того, как скоро нам удастся создать нормативную базу, гарантирующую возврат таких кредитов. Отечественные банкиры уже, что называется, созрели для плотной работы с промышленной клиентурой, им невмоготу сидеть на больших деньгах, которые практически не работают, что для банков означает фактические убытки. Ко мне нередко обращаются руководители тверских банков: посоветуйте, мол, в какой проект какой компании можно вложить средства. Перспективных проектов в реальном секторе сейчас действительно много, но все по-прежнему упирается в отсутствие «длинных» денег. И это при наших-то ресурсах банков, Пенсионного фонда, Стабилизационного фонда, золотовалютных резервах! Нам, депутатам Государственной думы, часто задают резонный вопрос: почему все это не работает в должной мере на подъем отечественной экономики? Именно таким образом мы ставим вопрос и перед правительством. Опыт нашего с ним взаимодействия в жестком, дискуссионном формате - так, как дело было поставлено зимой-весной этого года, а также в ходе работы нашей трехсторонней комиссии - подтверждает: когда все заинтересованные стороны настроены на конструктив, то все разногласия преодолеваются в рабочем порядке и конечный продукт совместного производства - тот или иной нормативный акт - вполне адекватен вызовам времени. Так что, думается, и вопрос более эффективной нормативной поддержки наметившихся позитивных тенденций в экономике вполне решаем, причем в ближайшее время. Во всяком случае, именно с таким настроем и с конкретными предложениями на заданную тему мы вступаем в новый политический сезон.

Беседовала Светлана БАКАРДЖИЕВА

40

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию