25 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Выбирать не личность, а программу

Виктор Семенович Опекунов уже второй созыв подряд представляет нашу область в Государственной думе. В 1999 году он стал депутатом по списку «Отечества», тверскую организацию которого он возглавлял, а после объединения с «Единством» его номер оказался проходным уже по списку «Единой России»

Виктор Семенович Опекунов уже второй созыв подряд представляет нашу область в Государственной думе. В 1999 году он стал депутатом по списку «Отечества», тверскую организацию которого он возглавлял, а после объединения с «Единством» его номер оказался проходным уже по списку «Единой России». Беседу с опытным парламентарием мы начинаем с вопроса о предстоящем обсуждении Госдумой законопроекта об изменениях в системе выборов исполнительной и представительной власти.

- Переход от прямых выборов глав регионов к утверждению выдвинутых президентом кандидатур представительными органами вызывает неоднозначное отношение. То, что ваша фракция его поддержит, сомнений не вызывает. Но, может быть, будут какие-то изменения?

- Мы имеем опыт и назначений глав регионов, и их выборности, что позволяет обобщить и сделать определенные выводы. Пока, я подчеркиваю это слово, пока успех на выборах приносят деньги. Причем развитие идет не в сторону большей демократии, а, напротив, к совершенствованию технологий манипуляции. Цель же у них - не благоденствие регионов, а возвращение затраченных денег с хорошим плюсом. Если в нашей области, по моему убеждению, новая команда пришла с совершенно очевидными стратегическими целями, рассчитанными на выход из совершенно недопустимой ситуации с властью, то в ряде регионов можно наблюдать совсем другую картину, когда решаются задачи выжимания всех возможных ресурсов, которые потом из региона уплывают. Такая ситуация требует искать необходимую симметрию между ветвями власти, которые должны уравновешивать друг друга. Это процесс непростой, поэтому поправки в новый закон, я думаю, обязательно будут вноситься, в том числе и представителями «Единой России». Я совсем недавно беседовал с руководителем комитета по региональной политике, который сейчас работает над этим законопроектом. Уже сейчас ясно, что ко второму чтению обязательно будут вноситься поправки.

- Может быть, вы приоткроете завесу тайны и поведаете нам, что это могут быть за изменения?

- Ну, за тонкости я не ручаюсь, однако принципиальные моменты уже проясняются. Прежде всего речь может идти о праве представительной власти не только назначать губернатора, но и освобождать его от должности. Спорным, на мой взгляд, является право президента распускать Законодательное собрание, если оно дважды не утвердит предложенную им кандидатуру. Есть более эластичный вариант: назначить исполняющего обязанности губернатора, а через какое-то время, когда станет ясно, насколько руководитель региона с этими обязанностями справляется, процедуру избрания можно повторить. Или, скажем, право распускать региональное собрание в случае неутверждения им предложенной кандидатуры предоставить одной из палат Федерального собрания.

- Не возникнут ли в связи с предлагаемым порядком сложности в национальных республиках?

- Сложности возникнуть могут, но это не основание для того, чтобы делать для республик какую-то исключительную процедуру. Все субъекты Федерации остаются равны перед законом.

- А надолго ли, по вашему мнению, вводится этот порядок?

- Учитывая тот факт, что данная мера является частью мер, предложенных президентом для борьбы с терроризмом, очевидно, что успехи в этой борьбе дадут возможность вернуться к наиболее демократичной процедуре прямых выборов главного должностного лица в регионе. Возможно, право выдвижения кандидатур будет закреплено исключительно за партиями. Но когда именно это произойдет, предсказать не берусь.

- Кстати, о партиях. Та настойчивость, с какой законодатели создают все новые и новые нормы, усиливающие роль партий, и то упорство, с каким наши избиратели сохраняют низкий уровень доверия к партиям, заставляют предполагать у депутатов желание перевоспитать народ…

- Ну, перевоспитывать народ я бы никому не советовал браться. Это дело неблагодарное. Думаю, речь идет о другом - о необходимости создать устойчивую политическую систему, подобную той, что существует в большинстве демократических стран. История уже доказала, что традиция персонификации власти - в лице ли царя, генсека или кого другого, с ожиданием от этой власти каких-то благ - к добру не приводит. Вспомним недавнее прошлое, когда разрушение великого государства началось с череды похорон, последовавших из-за того, что власть оказывалась в руках, физически неспособных ее удержать. А потом она досталась хорошо известному персонажу, который увлекся Бог знает чем, забыв о необходимости сохранять стержень власти, на котором держалась страна. И стержень рухнул. И в новом государстве началось с той же персонификации власти уже в лице Ельцина, от которой тоже хорошего было немного. То же самое происходит на региональном уровне: жизнь регионов слишком сильно зависит от личности руководителя. Тверитянам эта ситуация знакома. Отсюда вывод: разумнее выбирать не личность, а программу, идеологию, линию развития. И ответственность за ее исполнение должен нести не человек, с которого и спросить-то сложно, а организация, то есть партия. Другого пути нет, только в тупик.

- Вы хотите сказать, что белорусский вариант не для нас?

- Я думаю, он и не для Беларуси, хотя выбор белорусских избирателей мы не можем не уважать. Но создавать себе идолов мы больше не должны. Поэтому выборы по пропорциональной системе, предложенные президентом, при которых выбираются не личности, а партийные программы, путь наиболее верный.

- Вы полагаете, что полностью партийная Дума будет работать более профессионально?

- Так и в нынешней Думе, более партийной по своему составу, уровень профессионализма заметно вырос. В комитете по энергетике, транспорту и связи, где я возглавляю подкомитет по атомной энергии, вообще не до политики - в смысле участия в привычных по прежним созывам шоу для телевидения. Политическая составляющая здесь минимальна. Преобладает конкретная и, кстати говоря, очень для меня интересная и важная работа. Думаю, что и региональные парламенты, которые сейчас начали избираться наполовину по партийным спискам, со временем полностью перейдут на пропорциональную систему выборов.

- Пять лет назад в нашей с вами беседе вы проявили себя сторонником активного участия государства в экономике. Изменилась ли ваша позиция с тех пор?

- Ну, сторонником сосредоточения в руках государства, скажем, сферы услуг, малой и средней промышленности я никогда не был. А вот передачу в частные руки главных сырьевых отраслей я считал и считаю глубочайшей ошибкой нашего государства. Пути назад теперь уже нет - разве только через проверку законности приватизации тех или иных объектов. Но регулировать потребление ресурсов государство должно очень жестко - в рамках лицензий, их использования, налогового регулирования и так далее. И история с ЮКОСом подтверждает, что государство демонстрирует свою готовность навести порядок в этой сфере. Конечно, избирательности здесь не должно быть. Закон должен быть для всех одинаков. Но в правительстве, к сожалению, сегодня набирает силу линия на полный уход государства из экономики. Она проявилась, например, в новом законе о государственном предприятии, который ставит эти предприятия в заведомо невыгодное положение по сравнению с частными, лишая их руководителей какой-либо самостоятельности при принятии решений.

- В атомной промышленности, которой вы занимаетесь, это тоже проявляется?

- К сожалению. В этой сфере у нас существует множество очень ценных наработок, за которыми сейчас буквально охотятся зарубежные фирмы. У нас, например, имеется колоссальный отрыв от западных стран в области проектирования реакторов на быстрых нейтронах. Но это направление деградирует, из него уходят люди. В то же время сегодня государство располагает достаточными ресурсами для того, чтобы вкладывать средства в это очень перспективное направление. Наш комитет разработал предложения по этому вопросу, и мы надеемся, что с будущего года ситуация изменится к лучшему.

- А к проблеме завоза использованного ядерного топлива вы как относитесь?

- Я был одним из разработчиков этого закона. Речь идет не о ядерных отходах, как говорят в прессе, а о возвращении нами же поставленного топлива, которое мы здесь могли бы использовать в тех же реакторах на быстрых нейтронах. Шум, поднятый в прессе по этому поводу, имел очень мало отношения к реальности. Можно сказать одно: завоз этого топлива был бы нам очень выгоден, но, к сожалению, за три года, кроме одной партии из Болгарии, ничего нам завезти не удалось. Здесь очень жесткая конкуренция. Американцы, французы, англичане давно действуют на этом рынке и уступать его не собираются.

Беседовал Сергей ГЛУШКОВ

10

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость