17 Августа 2017
$59.65
70
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Любовь, увенчанная искусством

По случайному совпадению вечер памяти художницы Марии Клещар-Самохваловой состоялся в день рождения ее мужа - художника Александра Самохвалова, уроженца Бежецка, в котором он прожил первые двадцать лет своей жизни

По случайному совпадению вечер памяти художницы Марии Клещар-Самохваловой состоялся в день рождения ее мужа - художника Александра Самохвалова, уроженца Бежецка, в котором он прожил первые двадцать лет своей жизни. В этот день в выставочном зале Тверской областной галереи, где сейчас экспонируются живописные работы Марии Алексеевны, своими воспоминаниями о ней и о ее супруге делились их родственники. Из Петербурга в Тверь приехали племянник Александра Самохвалова Герман Николаевич Ионин, его жена Наталья Владимировна, их сын Алексей и внук Федор, студент Академии художеств.

Сотрудников Тверской картинной галереей и Мариею Клещар-Самохвалову связывала искренняя дружба, которая началась в первой половине 1970-х годов и закончилась только со смертью художницы в 2000 году.

- Мы очень любили эту женщину, - говорит директор галереи Татьяна Куюкина, - но основной темой наших бесед была не она сама, а ее муж - Александр Самохвалов. И это была ее инициатива. На все вопросы о собственном творчестве Мария Алексеевна отвечала не охотно и всегда переводила разговор на личность и творчество супруга. Показывала нам графические и живописные работы из его мастерской, литературные наброски, фотографии, архивные материалы.

Мне кажется, что о Марии Алексеевне можно говорить как об идеальной вдове художника. Всю свою жизнь после смерти Александра Николаевича она посвятила тому, чтобы его имя, его авторитет закрепился в сознании современников. Ее стараниями организовывались выставки Самохвалова, издавались альбомы и монографии о его творчестве. В последние дни своей жизни Мария Алексеевна значительную часть архива своего мужа передала в коллекцию галереи. Только спустя почти 25 лет после нашего знакомства она показала нам несколько своих удивительных работ, а потом несколько из них подарила. В каждой ее картине - мир красивой женщины, в котором много тепла, света. В самом незначительном она всегда умела увидеть жизненную красоту.

Именно о внешней и внутренней красоте Марии Алексеевны вспоминал и Герман Ионин, профессор университета имени Герцена, сын петербургского художника Николая Ионина.

- Я помню ее чрезвычайно красивой, - рассказывает Герман Николаевич. - У Марии Алексеевны была изумительная фигура, походка. Она обладала великолепным по своей силе и красоте голосом - драматическим сопрано, часто пела украинские песни, а Александр Николаевич относился к этому очень ревниво…

Заниматься искусством Мария Алексеевна начала неожиданно для меня, а, может быть, и для себя самой. Она не прошла академической школы живописи, не имела вообще никаких университетов, кроме жизненных. Удивительный случай! В той области искусства, где требуется техника, неустанная работа над собой, она стала мастером.

…В семье Самохваловых я бывал очень часто, особенно после смерти отца. Александр Николаевич был человеком ярким, полемически острым, знал цену себе и «объяснял» себя тому, с кем общался, хотя в определенные периоды жизни сам далеко не все понимал в себе… Жизнь, история советского искусства очень сильно поломала такую яркую индивидуальность, как Самохвалов. При мне он говорил о том, что лучшие десятилетия его творчества - ошибка. Над иллюстрациями к «Анне Карениной» он восклицал: «Столько времени отдал формализму!». А потом вдруг выяснилось, что его творчество 20-х годов, его так называемый формализм, на самом деле - мировая классика.

Я был свидетелем того, как заново рождалось его самоощущение. Этот сложившийся художник оказался не только великим мужем, но и великим педагогом. И он не просто указывал на недостатки. Зная, какой хрупкий инструмент творческое начало в человеке, он подавал критику как вызов, на который надо было ответить. Именно так он относился, например, к моим поэтическим опытам.

Став его ученицей, Мария Алексеевна принесла с собой ярчайшую свежесть восприятия жизни. А перенесенная в сферу какой-либо творческой деятельности - словесной, живописной, она всегда становится творческим началом, даже если оно не подкреплено мастерством.

- Герман Николаевич, почему в семье Самохваловых никогда не говорили о том, что делает как художник Мария Алексеевна?

- Она стала членом Союза художников, выставлялась, некоторые ее работы, например, портрет Ольги Бергольц, с которой она была дружна, печатались на открытках. Внимания к ней не было, может быть, потому, что ни Самохвалов, ни сама Мария Алексеевна, ни мы сейчас не можем до конца осознать, что же это такое, ее работы. Это удивительное сочетание двух творческих индивидуальностей, их разговор, в котором полная свобода дана только одному голосу - голосу Марии Алексеевны. Ее работы абсолютно не похожи на картины мужа. Однако в них присутствует не только его поддержка, но и человеческое, творческое соприкосновение, не подавленное мастерством. Это классика, причем прошедшая испытания позднего социалистического реализма, сложившегося вопреки Самохвалову, но при его вынужденном участии.

Они боялись, что, появись выставка, все будут говорить: «Нет, это не Мария Алексеевна, это Самохвалов, он что-то сделал, кое к чему прикоснулся». Сейчас совершенно ясно, что именно так и было, и это прекрасно. Мария Алексеевна и Александр Николаевич, такие не похожие, не могли существовать друг без друга. Мария Алексеевна была его ипостасью. Это не тождество, но вместе с тем - единство. При их жизни это не могло быть осознано и оценено. Вот почему они молчали. Теперь же понятно, что творчество Клещар-Самохваловой - одна из замечательных страниц мирового искусства, а их отношения с Александром Николаевичем - прекрасная новелла двух совершенно не случайно встретившихся людей, любовь которых увенчалась искусством.

Евгений ПЕТРЕНКО

179

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость