18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Больше века на ходу!

С этим уникальным автомобилем мы познакомились на автомобильном фестивале «Экзотика» в Москве

С этим уникальным автомобилем мы познакомились на автомобильном фестивале «Экзотика» в Москве.

Что поражает, так это дата выпуска этого уникального транспортного средства (в XXI веке автомобилем ЭТО назвать все-таки крайне сложно). Табличка сзади кузова подтверждает слова владелицы: автомобиль Holsman выпущен 15 апреля 1902 года в городе Чикаго, штат Иллинойс. Честно говоря, «Хольсман» (так называется автомобиль) на момент своего производства был уже довольно устаревшим. В 1902 году самоходные аппараты уже чем-то напоминали автомобили, но эта «вуатюретка» так и осталась похожей на карету с прилаженным к ней мотором.

Огромные колеса подтверждают наши предположения о родстве автомобиля с каретой. В начале века такие уже постепенно выходили из моды. На современные авто уже стали устанавливать каучуковые шины. А на «Хольсман» продолжали ставить большие деревянные, лишь обтянутые резиной по ободу. Над узкими колесами большого диаметра закреплены подобия «крыльев», сделанных из плотной кожи.

По словам владелицы Людмилы Лен, машина отстала от своего времени лет на двадцать. Подобные машины, деиствительно, делали на заре автомобилизации человечества. На стыке XIX - ХХ веков авто стали отходить от, так скажем, «каретной» схемы и приобретать другие очертания (с выраженным капотом, багажником и прочими деталями).

Кузов машины изготовлен из дерева! Еще странно, что оно дожило до наших времен, могло бы попросту сгнить. Но как бы то ни было, кузов остался «в живых» и до сих пор может вместить в себя до четырех человек. Сиденья набиты настоящим конским волосом и обтянуты кожей. Правда, сейчас кожа кое-где протерлась и набивка стала пробиваться наружу. Под местом водителя установлен бензобак, там же коробочка, откуда подается масло, рядом аккумулятор. Над задним диванчиком мог устанавливаться навес от дождя или снега. Никакой заботы о водителе!..

А тот должен управлять сложным механизмом - целым самодвижущимся экипажем. Для этого спереди выведено несколько рычагов. Один рычаг управляет передними колесами... короче, это руль в современном понимании. А тогда он был такой вот «кочергой». Рядом с ним другой рычаг, управляющий работой двигателя. На него выведены управление газом и сцеплением. Скорость меняется там же.

Двигатель - простейший. Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, оппозитный. Мотор выдает около 26 лошадиных сил. Эти силы могут разогнать «коляску» до приличных 40 километров в час. Заводится этот агрегат от рычага, который вставляется справа. Что интересно, пока нам владелица рассказывала про автомобиль, она ни разу не упомянула про... тормоза. Похоже на то, что их вообще-то и нет!

Интересно сделано освещение. На «Хольсмане» стоят фары ацетиленовые. Для того чтобы их «включить», нужно насыпать карбид в колбочку, зажечь спичкой. И по трубочке уже идет свет.

Честно говоря, мы даже не думали, что эта «штуковина» способна сама передвигаться. Но не зря же она носит гордое название автомобиль?! По словам Людмилы, она машину заводила, и даже ездила немножко. Но компрессия у древнего двигателя уже не та, и портить мотор не хотелось.

Интересна история того, как этот доисторический автомобиль добрался до нашей страны. Создан он был, как уже говорилось, в Америке. Возможно, этот экземпляр долгое время стоял в американском музее, но, оговорюсь, точных данных по машине нет. Много лет спустя «Хольсман» оказался в Бельгии, где летом 2003 года чета Ленов выменяла автомобиль 1902 года выпуска на мотор от «Хорьха 853». Эта деревянная коляска настолько понравилась владельцам реставрационной мастерской, что они так благополучно и обменялись. Авто совершенно не «профильное» для фирмы (они занимаются восстановлением довоенных машин, но не настолько старых), но понравившуюся «штучку» взяли.

Многие эксперты отмечают феноменальную сохранность «американца». Сохранившиеся транспортные средства того времени все сплошь реставрированные-перереставрированные, а этот полностью оригинален! Вот и сами Лены, ранее задумывавшиеся о восстановлении машины, сейчас все больше склоняются к сохранению машинки в первозданном виде. Под колбочку, и хранить так. Поскольку в таком состоянии автомобиль ценится даже больше, чем реставрированный. А пока «Хольсман» стоит в мастерской без всяких температурных и влажностных режимов. Сто лет продержался и еще постоит! Тогда же на века делали!

Андрей КОМАРОВ

7

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость