29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Отвести от черты

Случай запомнился вроде бы без особых причин. Мы были в одном из детских домов области

Случай запомнился вроде бы без особых причин. Мы были в одном из детских домов области. Вместе с заведующей роно и директрисой, худенькой невысокой, остро переживающей за своих питомцев женщиной, мы ходили из помещения в помещение, где кружок малышей слушал сказку, ребятишки постарше что-то репетировали для будущего концерта самодеятельности. Несколько подростков сидело у компьютера. Все это время директор негромко, чтобы не привлечь внимание ребят, рассказывала о судьбе то одного, то другого воспитанника. Вот и сейчас она обратила наше внимание на мальчика, прикованного взглядом к экрану монитора. Оказалось, что по возрасту он уже не подходил для этого детдома, его взяли на несколько дней, и дальше его ждал либо перевод в другой детдом, либо профучилище. И те несколько дней, когда решалась его судьба, подросток был абсолютно по-детски счастлив. Никто не попрекал куском, не было пьяных драк сожителей матери, которую в конце концов лишили родительских прав, и подросток впервые за долгое время почувствовал себя спокойно. Его познакомили с компьютером (школу он давно бросил, так что компьютера в глаза не видел), а тут разрешили взять в руки «мышь» и попробовать что-нибудь нарисовать. Паренек нарисовал… домик. Да-да, тот самый домик, который дети рисуют где-то лет с трех до пяти. И рисуют не только потому, что это просто, а потому, что дом - это очень важная часть их жизни. Рядышком, как правило, рисуют маму с папой ростом с дом и тоже не только потому, что еще плохо развит глазомер. Просто мама и папа для малыша еще важнее дома. А вот себя рядом с ними ребенок рисует маленьким.

Подросток не рисовал ни мамы, ни папы. Папу не знал, рисовать мать не хотел. И дом был не очень «домашний» - он смотрелся несколько официальным зданием и весьма смахивал на тот самый детский дом, в стенах которого он сейчас находился. Но если верно, что мой дом - моя крепость, то именно этот дом казался парнишке той самой опорой, с которой может начаться новая жизнь. И лицо у подростка, орудовавшего «мышью», было настолько счастливым, что ни у кого из новых его товарищей язык не поворачивался сказать: «Ты же уже порисовал, уступи место другому». Как-то совсем не верилось в этот миг, что этого самого мальчишку и милиция задерживала, и в драках он участвовал, и с водкой знаком, и вообще далеко не подарок.

Увы, «трудные» - это чаще всего несчастные, неустроенные дети. Вот много ли надо - спокойная обстановка, занятия, вызвавшие интерес, - и подростка словно подменили. Пусть пока всего на часок. Каждому бы «трудному» так.

Проблема трудных детей актуальна для нас как никогда, потому что преступность в регионе, к сожалению, «молодеет». Выросло число преступлений, совершенных несовершеннолетними. По данным комитета статистики, в прошлом году их было на 24 % больше, чем в позапрошлом. И в нынешнем году динамика роста сохраняется. Подростки, по сути дела, еще мальчишки и девчонки, воруют (кражи составили 57% всех преступлений несовершеннолетних), участвуют в грабежах и даже в разбойных нападениях. Они становятся жестокими, наши дети. Нанесение умышленно тяжких телесных повреждений и даже убийства перестают быть чем-то чрезвычайным.

В основе подростковой преступности, естественно, лежит целый комплекс социальных, психологических, возрастных мотивов. Здесь и желание самоутвердиться, доказать друзьям, что не лыком шит, и чувство обиды на несправедливую судьбу, а нередко стремление избежать ответственности за ранее совершенный проступок. Почти сто подростков совершили по нескольку преступлений, еще сто - как минимум дважды.

«Питательной средой» для роста преступности подростков становится злополучный отсев учащихся из учебных заведений. В школах счет их идет на десятки. В учебных заведениях начального профессионального образования - на сотни. Средние специальные учебные заведения по неуспеваемости отчисляют почти 1,5 тысячи учащихся.

Если учесть, что досуг подростков в основном уже стал платным, то практически все отчисленные просто выбрасываются на улицу.

Подросткам нужна помощь, но какая и чья? Эта тема достаточно обширна, и я не буду пытаться перечислить все ее аспекты. Но вот уже третий год наша служба занятости совместно с комитетом по делам молодежи работает над проектом «Обучение основам профессии подростков, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних». Финансирование проекта осуществляется из средств, выделяемых комитету по делам молодежи на программу «Молодежь Верхневолжья-2002-2004 гг.», а служба занятости взяла на себя непосредственную организацию учебы. Очень важно, что с подростками, «списанными» школой, ПТУ и техникумами, ведется индивидуальная работа психологов, они принимают участие в коррекционно-развивающем тренинге. Буквально нашпигованные за годы учебы утверждениями типа «ты плохой, злой, непослушный, стыд семьи и школы» и так далее, с помощью психологов они взглянули на себя под несколько иным ракурсом: «Я честный, я отзывчивый, я старательный». Психологи, работающие с ребятами, - профессионалы высокого уровня, часть из них работает в ТвГУ.

В зависимости от специфики районов обучение проводится по разным специальностям. В Твери, Бежецке, Кимрах - это операторы ЭВМ, в Конакове - каменщик, сварщик, продавец, в Старице - столяр-плотник, мастер сельскохозяйственного производства, швея, в Ржеве - газоэлектросварщик, повар, портной.

Нынешним летом в Твери проходило обучение двух групп по 20 человек - пользователей компьютеров ПК и слесарей по ремонту автомобилей. Все подростки - трудные, некоторые - условно осужденные. Большинство не работает и не учится. Однако пилотный проект службы занятости уже снискал себе добрую славу - за руку насильно сюда ребят не тащили, им предложили - они согласились. Кстати, подростков здесь не просто учили, их еще и попросту кормили, что, учитывая финансовое положение большинства семей, было совсем не лишним. Подростки уже осознали, что владея компьютером, на работу всегда устроишься, поэтому в группу компьютерщиков шли охотно. Эту группу вела Светлана Александровна Иванова, в прошлом - сотрудник «Центрпрограммсистем», профессионал высокого класса. Подростки буквально смотрят ей в рот - с ней интересно, она умеет увлечь своей профессией. Впрочем, и те, кто решил освоить профессию автослесаря и пошел в группу Валерия Александровича Большакова, не разочаровался. Отставной майор сумел завоевать авторитет у «дерзких неслухов», и они неплохо ладили все 20 дней, что работали курсы.

Самое главное: к концу занятий у ребят исчезала озлобленность, они становились коммуникабельнее, ответственнее. И, что весьма существенно, получив сертификат об окончании курсов, тем самым получали шанс устроиться на работу. Некоторые прямо просили помочь им в получении работы на свободное от учебы время. Последнее обстоятельство особенно значимо: большинство ребят, ранее бросивших школу, теперь возвращаются к учебе. Двое, занимаясь на курсах, поступили в техникум. Кстати, часть ребят, проходивших обучение, одновременно по своему желанию работали на общественных работах, в основном по благоустройству. На вопрос, как они намерены распорядиться заработанными деньгами, большинство отвечало, что собирается купить себе что-либо из современной одежды. Отставать от других не хочется, а возможности у всех разные, но - отметим это - ребята на модную одежду хотят уже заработать, а не украсть.

Организаторы курсов увидели для себя много поучительного. У нас сложился стереотип мышления: если из обеспеченной семьи - значит лодырь, родители «покупают» ему высокие оценки, переводят из класса в класс. А дети из бедных семей - несправедливо «затираемые». На деле все не так. Все зависит от семейной установки на отношение к труду. Подросток из обеспеченной семьи, мать которого работает на трех работах, чтобы дома был достаток, сам попросился совмещать учебу с работой. А вот несколько девочек, чьи родители стоят на учете как безработные, такой возможностью пренебрегли. Не все так просто, как нам кажется.

После двадцатидневных курсов служба занятости провела укороченные - двухнедельные - занятия для еще двух групп подростков. Часть из них также будет работать в ходе учебного года. А остальных ждет ярмарка вакансий, где можно будет подыскать себе будущего работодателя.

У пилотного проекта службы занятости и комитета по делам молодежи один недостаток - он охватывает ежегодно примерно сто подростков. Все понятно: по одежке протягивай ножки. Но если сравнить это число с сотнями гуляющих по улице без определенных занятий вчерашних школьников и студентов, благостное настроение пропадает. Наверное, руководителям предприятий всех форм собственности не грех подумать о том, что кадры, даже если в них нет особой потребности сегодня, все равно потребуются завтра, и лучше уже сейчас начинать помогать в их подготовке, чем потом кусать локти.

О будущем молодежи говорят почти все партии. Было бы совсем неплохо, если бы они подкрепили свои заявления конкретными, пусть небольшими, средствами.

Ну и, наверное, опыт работы курсов, особенно в части коррекционно-развивающей, должен стать достоянием учебных заведений. Не будем кидать камни в месяцами не получающих зарплату учителей, но ведь курсы - явное подтверждение, что и к «безнадежным» можно найти подход.

…Когда я вспоминаю паренька, севшего в детдоме за компьютер, я очень надеюсь, что ему повезло со встречей с людьми, которые знают эти подходы

Аксана РОМАНЮК.

13

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию