23 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Султан Ахмеров: Школа существует для ученика

В школах области завершился учебный год, отшумели выпускные балы, получены аттестаты… Однако вместо того чтобы спокойно отдохнуть и готовиться к 1 сентября, учителя обеспокоены своим будущим и будущим школ

В школах области завершился учебный год, отшумели выпускные балы, получены аттестаты… Однако вместо того чтобы спокойно отдохнуть и готовиться к 1 сентября, учителя обеспокоены своим будущим и будущим школ. Связано это с концепцией оптимизации сети образовательных учреждений, предложенной правительством России. Многие педагоги и родители воспринимают слова «оптимизация сети» однозначно: количество школ, особенно сельских, малокомлектных, будет-де сокращено. Сразу же скажем: это совсем не так. Мы обратились к заместителю губернатора Султану Ахмерову и попросили разъяснить суть эксперимента, предложенного Министерством образования и науки, тем более что вопрос этот неоднократно обсуждался в администрации области.

- Султан Раисович, что понимается под формулировкой «оптимизация сети образовательных учреждений»?

- Только не их закрытие. Смысл эксперимента заключается прежде всего в поиске путей наиболее оптимального развития системы образования. При этом главную роль будет играть вовсе не экономическая составляющая, связанная с вопросом, сколько школ нужно бюджету, а сколько не нужно. К сожалению, мы долгое время руководствовались принципом: «сохранить сеть образовательных учреждений любой ценой». Поэтому закрывали глаза на многие проблемы развития системы образования: увеличение разрыва по многим позициям между городскими и сельскими школами, ухудшение их материально-технического состояния, падение профессионального уровня учителей, старение педагогических коллективов. Сложившаяся ситуация все больше напоминала бесперспективную идею - школа ради школы. Результатом явилось снижение качества образования.

Сегодня мы видим всю губительность этого принципа. Мы забыли, для кого и для чего существует школа. Для ученика! Для того, чтобы любой ребенок, где бы он ни жил, получил полноценное образование, соответствующее требованиям базисного учебного плана. Конечно, сделать одинаково высоким уровень подготовки ученика сельской и ученика городской школ вряд ли удастся - не будем идеалистами. Но нам нужно четко видеть ориентиры.

- Как решались проблемы школ в нашей области?

- Для обеспечения учительскими кадрами в нашем регионе, как и в России в целом, внедрялась целевая контрактная подготовка. Поступление по целевому набору позволяло детям из сельской местности, решившим стать учителями, по окончании школы поступать по льготному конкурсу на соответствующие специальности Тверского госуниверситета, с которым администрация области заключила специальный договор.

- И каковы результаты?

- Как показывает практика, это не спасает положение: дети из сельских школ не всегда доучиваются до последнего курса. Что говорить, недостаточная подготовка в школе сказывается и на учебе в вузе.

- А как проходит компьютеризация наших школ?

- Если понимать под компьютеризацией только установку компьютерной техники в каждой школе, здесь все в порядке: мы успешно справились с этой проблемой. Но кто, кроме высококвалифицированного учителя информатики, сможет открыть ученику возможности современных машин? Понятно, что в укомплектованной школе есть соответствующие ставки, а следовательно, и возможности. Но как быть с теми школами, где учится всего 10 человек!? Что они узнают о компьютерных программах?

Сейчас мы вплотную подошли к подключению наших школ к Интернету. Но и этот вопрос необходимо решать на новом уровне понимания проблемы, иначе средства, затраченные на установку дорогостоящего оборудования, не помогут учебному процессу. Если нет специалистов, оборудование будет простаивать, а дети не смогут пользоваться ресурсами глобальной сети.

Не возлагаем мы больших надежд и на введение в школах области Единого государственного экзамена. Безусловно, эта форма аттестации повысит объективность оценки знаний, но изменит ли положение сельского ученика? Пожалуй, нет. Мы только увидим, что слабая школа готовит детей хуже, а сильная - лучше.

- Логично предположить, что нужно по-новому подходить к образовательной политике, поскольку каждый ребенок имеет право и должен получать качественное образование.

- Без всякого сомнения. Поэтому-то смысл оптимизации - в создании системы образования, более четко сориентированной на свои конечные цели, о которых я уже говорил, на потребность ребенка в качественном современном образовании. Может быть, в отдельных случаях и придется ставить вопрос о сокращении некоторых неэффективно работающих школ. Но это произойдет только тогда, когда и ученик, и его родители, и педагоги будут иметь внятные, четкие и приемлемые альтернативы.

Хочу подчеркнуть, что мы далеки от навязывания муниципальным образованиям единого областного рецепта, поскольку каждый район, каждый город имеет свои особенности, свои перспективы. Где-то проблемы доступности современного образования могут быть решены закупкой школьных автобусов, где-то созданием пришкольных интернатов, где-то потребуется открыть образовательные учреждения нового типа (например, образовательные комплексы) или больше поддерживать уже существующую школу и содействовать развитию в ней дистанционных форм обучения. В других случаях - усилить кадровое обеспечение, решив, например, вопрос о выделении благоустроенного жилья молодому учителю…

Подходов множество. И они рассматривались на прошлой неделе в Москве, где проходило совещание, на котором обсуждались предварительные итоги федерального эксперимента по оптимизации системы образования России. На основе многообразия подходов и путей решения проблемы мы и будем выстраивать единую региональную политику в сфере образования, направленную на главный объект нашей деятельности - РЕБЕНКА. Ведь за его судьбу мы несем государственную ответственность.

Подготовил Евгений ПЕТРЕНКО

34

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию