24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Пример для современных реставраторов

Тверской императорский дворец - выдающийся памятник русской архитектуры. Построенный П.Р.Никитиным во второй половине XVIII - начале XIX века, перестроенный К.И.Росси и реконструированный в 1860-е годы А.И.Резановым, он несет в себе черты русского зодчества трех эпох

Тверской императорский дворец - выдающийся памятник русской архитектуры. Построенный П.Р.Никитиным во второй половине XVIII - начале XIX века, перестроенный К.И.Росси и реконструированный в 1860-е годы А.И.Резановым, он несет в себе черты русского зодчества трех эпох (раннего классицизма, ампира, историзма).

Имена первых двух архитекторов-строителей Тверского дворца широко известны. Имя Александра Резанова, увы, почти забыто. Тем не менее он являлся одним из самых заметных русских архитекторов середины - второй половины XIX века, автором известных памятников, которые вошли в сокровищницу российского зодчества.

Александр Иванович родился в Петербурге 10 сентября 1817 года (по старому стилю). В десятилетнем возрасте он поступил в Императорскую академию художеств и, пройдя общеобразовательный курс, перешел на архитектурное отделение, став учеником К.А.Тона. После окончания академии Резанов едет в Москву, где он получает навыки практической работы архитектора, помогая своему учителю К.А.Тону в строительстве храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца.

По возвращении из-за границы, в 1850 году, за выполненные во время поездки архитектурные работы и рисунки Резанов получает звание академика. С 1855 года начинает преподавать в Императорской академии художеств, а с 1871 года становится ректором академии по архитектуре. Он много, увлеченно строит в Москве, Санкт-Петербурге, Вильно, Твери…

Последние пятнадцать лет жизни архитектора, а скончался он в 1887 году, были связаны с памятником, с которого началась его творческая деятельность, - храмом Христа Спасителя. Именно Резанову принадлежал и проект оформления интерьера храма-памятника.

Работы по реконструкции Тверского императорского дворца приходятся на время расцвета творчества Резанова, то есть на 1860-е годы.

К началу 1860-х годов Тверской дворец оказался в аварийном состоянии: протекала кровля, прогнили перекрытия, отдельные части здания грозили обрушением, были повреждены отделка и мебельное убранство интерьеров. Поэтому требовался не просто ремонт, а капитальные работы, затрагивающие конструктивные основы здания. Были укреплены фундаменты, заменены перекрытия, переложены аварийные участки стен, проведена частичная перепланировка помещений, устроены новые коммуникации, по самым современным требованиям той поры.

Но, конечно же, более заметными были изменения, произошедшие с фасадами и интерьерами дворца. Почти не затрагивая объемно-пространственной композиции здания, Резанов пластически обогащает поверхность стен нишами, филенками, замковыми камнями, лепными гирляндами и венками разнообразных форм. Аттик центральной части получает мощное завершение в виде скульптурной композиции из двух женских фигур, поддерживающих гербовый щит (скульптор Д.Иенсен). Ажурные металлические балконы, крыльца, «зонты», появившиеся тогда же, придали композиции фасадов большую сложность и динамичность. Интересно отметить, что, работая над внешним оформлением дворца, Резанов выступил, по сути, как реставратор: используя в декоре элементы стиля Людовика XVI (раннего классицизма), он придал зданию облик, близкий тому, который был создан П.Р.Никитиным в екатерининское время, при строительстве дворца.

Интерьеры дворца подверглись еще большим изменениям. Это можно объяснить сразу несколькими причинами: утратой в процессе ремонта россиевского убранства, изменением функций отдельных помещений и далеко не в последнюю очередь новой архитектурной модой. Парадные помещения в основном также получили оформление в стиле Людовика XVI. Исключение составила, пожалуй, лишь бывшая Зеркальная галерея. Ее стены и свод были обшиты деревянными резными панелями в стиле ренессанс с элементами русского стиля.

В годы революции и Великой Отечественной войны внутреннее убранство дворца было почти полностью утрачено. Однако внешний облик дворца, созданный Резановым, существует вот уже более ста тридцати лет, он хорошо знаком жителям и гостям нашего города и стал одним из главных символов Твери.

Владимир БИБЕРИН, искусствовед

11

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию