23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Гражданский форум. Местное самоуправление: между мечтой и реальностью

Что такое местное самоуправление, если не одна из существеннейших составных частей гражданского общества? Казалось бы, эта истина в доказательствах не нуждается. Тем не менее в массовом сознании структуры, относимые к МСУ, воспринимаются исключительно как один из уровней власти, причем власти по сути государственной

Что такое местное самоуправление, если не одна из существеннейших составных частей гражданского общества? Казалось бы, эта истина в доказательствах не нуждается. Тем не менее в массовом сознании структуры, относимые к МСУ, воспринимаются исключительно как один из уровней власти, причем власти по сути государственной, а никак не общественной. Связано это в первую очередь с тем, что формируются органы так называемого самоуправления точно по таким же принципам, что и органы государственной власти, да и зависят они от последней куда больше, чем от общества, которое практически не имеет механизмов воздействия на местную власть между выборами.

И вот характерная деталь: на прошлой неделе в Лихославле в рамках подготовки к Гражданскому форуму Тверской области по инициативе и при активном участии Общественной палаты проходит дискуссионная площадка на тему «Местное самоуправление и развитие местного сообщества», а во всех информационных сообщениях об этом событии и тема Гражданского форума, и упоминание Общественной палаты куда-то исчезли. Дескать, собрались представители разных ветвей власти, пригласили как бы для проформы общественников и журналистов, чтобы обсудить проект, а фактически уже утвержденный в новой редакции закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». То есть общественность присутствует при этом обсуждении скорее как внимающая гласу свыше аудитория, реакция которой не очень-то и интересна, поскольку решает не она, а те, кто наверху. И даже тот факт, что тема дискуссии напрямую связана с развитием этого самого общества, как-то не замечается.

Проблема тут вовсе не в амбициях руководителей Общественной палаты, которые давно и упорно раскручивают идею Гражданского форума как одного из механизмов взаимодействия общества и власти и уже достаточно много сделали для этого, а в том, что, забыв о могучем потенциале общественного мнения, руководители районов и городов вынуждены бессильно наблюдать, как медленно, но верно ущемляются их права и возможности. Если бы самоуправление на местах было реальным, а не декларируемым и местные сообщества имели бы ощутимую для них возможность влиять на решение местных проблем, лишить их этой возможности давлением сверху было бы чрезвычайно сложно. Такого рода меры были бы крайне непопулярны, и серьезные политики, чтобы не рисковать электоральной поддержкой, шли бы на них только в чрезвычайных обстоятельствах. В нынешних же условиях органы МСУ оказываются крайними, опереться им практически не на кого, и посему им остается только жаловаться на утеснения.

Нынешняя редакция закона разрабатывалась примерно так же, как и предыдущие, то есть без широкого общественного обсуждения, путем утрясок и согласований между разными уровнями власти. С комментариями к нему на дискуссии выступила председатель комитета Законодательного собрания по государственному устройству и местному самоуправлению Надежда Егорова, которая отметила, что он весьма существенно затрагивает такую деликатную и болезненную сферу, как межбюджетные отношения. При этом, несмотря на продекларированную необходимость четкого финансового обеспечения всех полномочий, возлагаемых на МСУ, соответствующие изменения в Налоговом и Бюджетном кодексах явно запаздывают. К тому же серьезная перетряска границ муниципальных образований и возможное резкое увеличение их количества (в нашей области их может быть до 600 вместо нынешних 43) создают весьма серьезные проблемы - прежде всего кадровые. О них говорили практически все участники дискуссии.

Нетрудно сообразить, что наличие активной и дееспособной общественности на местах могло бы существенно ослабить болезненность этой проблемы. Но ее, как правило, нет. Наши сограждане слабо верят в возможность, а главное, в необходимость самим решать местные вопросы. Никогда не забуду, как лет пять назад в том же Лихославльском районе жители большого села собрались писать письмо Президенту России о том, что у них некому рыть колодцы и организовать вывоз мусора. Мысль о том, что это их местная, а никак не президентская задача, им в голову почему-то не приходила.

Отсюда следует, что местная власть в не меньшей, а большей степени, чем региональная и центральная, заинтересована в том, чтобы создавать условия для активизации общественных структур, поощряя, развивая, пропагандируя все мало-мальски достойное.

Еще одна важнейшая задача, которую никакая власть не сможет решить без участия общественных структур - это стратегическое планирование развития территории. Владимир Гайдуков, выступая на дискуссии, назвал такое планирование обручем, который стягивает территорию, обеспечивая ее единство. Но никакая стратегия не может быть плодотворной без учета интересов людей, живущих на этой территории. Одними научными изысканиями здесь не обойтись. Необходима реальная опора на общественное мнение, которое наиболее полно и адекватно способны выразить общественные организации самого разного профиля: ветеранские и молодежные, просветительские и правозащитные, экологические и досуговые.

Участники дискуссии в Лихославле поддержали инициативу общественности по разработке региональной целевой программы поддержки и развития муниципальных образований. Необходимость такой программы особенно очевидна в условиях перехода на фактически новую систему МСУ, который, как известно, продлится вплоть до начала 2006 года. Времени не очень много, но успеть что-то сделать для того, чтобы местное самоуправление обрело наконец-то реальную опору в обществе, еще можно. Однако всем должно быть ясно, что решать эту задачу можно только при реальном взаимодействии властных и общественных структур.

Сергей ГЛУШКОВ

Возврат к списку

Дорожные работы развернулись у Дома Союзов в Твери
В 2017 году финансирование дорожной отрасли выросло еще в 1,7 раза – с 4,5 до 7,8 млрд рублей. Планируется ремонт свыше 365 км дорог.
22.05.201723:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию