19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Садисты за микшерским пультом

В истории развития популярной музыки известно множество коллективов, которые снискали себе славу, подражая уже известным группам

В истории развития популярной музыки известно множество коллективов, которые снискали себе славу, подражая уже известным группам. Достаточно вспомнить "Манкиз", которые не только исполняли песни "Битлз", но и поведением на сцене копировали своих кумиров. Есть примеры и в российской музыкальной тусовке. Так в свое время Сергей Минаев в личном творчестве использовал чужую музыку, накладывая на нее собственные пародийные тексты. Однако всех "переплюнули" никому не известные музыканты, выпустившие в прошлом году пластинку "Pearl", обозвавшись именем одного из популярнейших технопроектов Portishead. Насколько удалась их подделка, судить трудно, так как многие поклонники Portishead приняли ее за чистую монету. Но для того чтобы правильно оценить творческую работу самозванцев, наверное, следует немного узнать о нелегком труде над перлами (иначе их песни и не назовешь) самих Portishead.

"Да, мы делаем все по-другому, - говорит о поисках неповторимого звучания Джефф Барроу (лидер Portishead). - Для каждой песни мы продумываем свою процедуру записи, но, как правило, работа начинается с того, что мы семплируем несколько музыкальных осколков и немного импровизируем на музыкальных инструментах. Так получается двухминутный трек. Далее мы прогоняем результат через аналоговые усилители... чем старее и изношеннее усилитель, тем лучше он звучит".

Кассета с предварительным вариантом трека высылается певице Бет Гиббсон, и та в своей домашней студии записывает вокал. Все переговоры с ней ведутся по телефону. В результате получается лишь демо-версия песни.

Потом эту песню собирают из кусочков, но каждый использованный в демо-версии фрагмент заботливо воспроизводят на живых музыкальных инструментах, но... Если в демо-версии использованы две ноты, сыгранные на какой-то виолончели, то для окончательной записи созывается большой симфонический оркестр, который много раз играет те же самые две ноты.

Дальше начинается самое интересное.

Промежуточные варианты трека печатаются в виде виниловых пластинок, после чего эти грампластинки подвергаются старению - по ним, попросту говоря, ходят ногами. Пластинки царапают, прогоняют через проигрыватели с разными звукоснимателями, отдельные пассажи переписываются на пленку или загоняются в семплер. Если нужно, добавляется новая партия - скажем, барабанный бит, после чего снова изготавливается виниловая грампластинка, топчется, потом из нее выдирается маленький кусочек, который загоняется в семплер. Семплер же позволяет крошечный акустический осколок повторять до тех пор, пока из него не получится самостоятельный - хотя и довольно монотонный - трек. К нему опять можно что-то добавить и напечатать новую грампластинку. А ее - состарить. После нескольких повторений этого цикла результат теряет последнее сходство с первоначальным треком.

Можно сразу сказать: это уникальный случай, больше себя никто так не мучает. Portishead в четыре раза превысили бюджет, выделенный на запись альбома "Portishead" (1997), группа оказалась на грани распада, а сам Джефф Барроу чуть не загремел с тяжелой депрессией в дурдом. Ему понадобился целый год, чтобы прийти в себя, закончить первый трек и продолжить работу над альбомом, которая шла еще целый год.

"Конечно, мы могли взять синтезатор, нажать на кнопку "духовые" и получить правдоподобно звучащий аккорд, - объясняет Джефф. - Но современные машины принуждают тебя применять стандартизированные звуки. Они не дают тебе реализовать твои идеи и в конечном итоге разрушают твои творческие способности. Синтезатором пользуются лишь те, у кого мало денег. Настоящий профессионал с большим удовольствием наймет настоящий оркестр".

Впрочем, Джефф не очень высокого мнения и о профессионалах звукозаписи: "В записи звука нет никаких законов, нет ничего, что тебе нельзя делать. Все средства допустимы, чтобы достичь такого саунда, который тебе угоден: нет никакого единого правильного способа записывать звук гитары, барабанов или человеческого голоса. В 80-е были выработаны чудовищные правила профессиональной звукозаписи: скажем, ударную установку следует записывать только с тридцатью микрофонами. Все было пропитано омерзительным технологическим духом, никакая творческая самостоятельность не допускалась, все записывалось чисто, звонко и плотно. В результате убивались все эмоции, ошибки и тысяча других вещей, которые делают из просто музыки хорошую музыку".

Итак, конечно, у наших суперпиратов нет и не было таких возможностей для записи звука. Весь саунд их альбома определяет синтезатор, вероятно, даже не самый дорогой, а голос вокалистки дрожит словно травинка на ветру. И хотя композиционно и мелодически песни с пластинки самозванцев напоминают Portishead, все-таки эмоционально это прямая противоположность. А посему считать пластинку "Pearl" творением настоящих Portishead просто смешно.

Вадим КАБАНОВ

16

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию