04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Магия XXV Московского кинофестиваля

Ежегодно Московский кинофестиваль обращает особое внимание на одну из национальных кинематографий. В этом году в фокусе - кинематограф Германии

Ежегодно Московский кинофестиваль обращает особое внимание на одну из национальных кинематографий. В этом году в фокусе - кинематограф Германии. Открыла эту программу картина «Гудбай, Ленин!», режиссера Вольфганга Бенера имевшая большой успех на Берлинском кинофестивале. По жанру фильм - трагикомедия, сами немцы назвали ее «остальгической» (нем. «Ost.» - восток) - ностальгией по Восточной Германии…

Героиня фильма «Гудбай, Ленин!» - немолодая коммунистка - получила инфаркт, когда застряла в день 40-летия ГДР в пробке во время выступления оппозиции. Ее сын - активный участник уличных беспорядков, - избит на глазах у матери и посажен в обезьянник. Потрясение было настолько сильное, что повлекло за собой кому без надежды на выздоровление. Восемь месяцев женщина провела без сознания, а за это время полностью поменялся строй: как и во времена прощания с СССР у нас, Германия пережила пустые полки и спад экономики, переход к рынку, политический кризис, в итоге была разрушена стена между Восточной и Западной Германией. Случилось чудо: женщина стала приходить в себя. Больше всех любящий маму 16-летний фантазер-сын при поддержке членов семьи и своей девушки - медсестры, ухаживавшей за его мамой (играет ее российская актриса Чулпан Хаматова), - решают всячески оберегать ее от всевозможных потрясений и повернуть время вспять. Сын снимает в гараже любительской камерой теленовости в духе государственного телевидения, в которых звучат обвинения западным капиталистическим странам, ищет по помойкам банки из-под маринадов времен социалистической Германии, в день рождения соседи (сочувствуя) и «пионеры» (за несколько марок) поют ей коммунистические песни, а бывший начальник в день рождения передает ей привет от членов партии. В фильме очень много смешных мест: когда дети в период деноминации пытаются найти для обмена мамину сберкнижку, а она, оказывается, деньги хранила не в банке, а под старой клеенкой в секретере (он уже давно переехал на свалку), или когда женщина в отсутствии близких почувствовала, что может ходить, и вышла на улицу в халате… На вертолете летит подвешенный памятник Ленина, всюду неоновые рекламы кока-колы и МакДональдсов, на улицах разгуливают панки и разъезжают такие редкие в бывших соцстранах «иномарки»… Все признаки свободы - но она пришла для отдельно взятой семьи слишком поздно: отец семейства, задвигаемый в свое время партийной системой, эмигрировал в Западную Германию, а любящая жена за ним последовать не рискнула, боясь, что ее разлучат с детьми. Под влиянием случившейся трагедии дети, ранее относящиеся, мягко говоря, иронично к партийной деятельности своей мамы, пришли к «золотой середине» - поняли (а значит - простили), что есть люди, принадлежащие определенной эпохе, не готовые к переменам. После вторичного инфаркта женщина умирает, ее последняя воля, чтобы ее прах был развеян над страной, которую она потеряла. Колбу с ее пеплом поместили в корпус сборной ракеты, которую собрал грезивший космосом сын, и в День Республики она была запущена в расцвеченное фейерверками небо. Финал-прощание у семьи светел: дети, друзья, внучка и любимый муж покойной воссоединились. А вот у зрителя, чутко откликающегося и на весь спектр юмора автора, во время последних кадров сдавило горло. Многие выходили из зала в темных очках, несмотря на поздний вечер…

Третий и последний фильм, который мне посчастливилось посмотреть в рамках XXV Московского кинофестиваля, называется «Intacto». Автор - испанский режиссер Хуан Карлос Френадильо. Все 108 минут зрители находятся в напряжении, поскольку герои фильма, а это Томас - молодой вор, выживший в авиакатастрофе, Федерико, переживший землетрясение, Сэм, сохранивший жизнь в пекле второй мировой войны, Сара - женщина-полицейский, чудом избежавшая аварии, в которой погибла ее семья, - все они вновь должны встретиться с опасностью, причем некоторые по своей воле. Автор фильма полагает, что каждый, кто сумел избежать грозящей ему смертельной опасности, имеет от природы замечательный дар Удачи. Героям фильма мало было избежать смерти - они организовали тайный клуб, где каждый счастливчик мог вновь и вновь испытывать свои силы, получая помимо морального удовлетворения вполне материальные призы от проигравших. Испытания были разные: на вощеные патокой волосы одного из трех участников должно было приземлиться насекомое. Везунчику доставались дворец и шикарная машина двух проигравших. Мне показалось самым неприятным испытанием следующее: игроки должны бежать максимально быстро по засаженной соснами роще - деревья стоят плотно, а глаза у участников завязаны! В зале многие закрывали глаза, настолько было жалко испытуемых, которые с глухим звоном лбами стукались о деревья…

Финал состязания проходит в пустыне, в подвале мегаказино. Его хозяин - пожилой мужчина по имени Сэм. Его играет замечательный актер Макс фон Сюдов (на премьере в Москве именно он представлял картину). Во время ВОВ он попал в концлагерь для евреев, где на его глазах ежедневно уводили на казнь вначале взрослых, а потом и детей. Выжил только он:

- Однажды утром пришли вновь, я был один. Я выжил, потому что в тот день солдаты были уже в другой униформе.

Сэм тогда почувствовал в себе огромную силу удачи. По-видимому, ему постоянно надо было ее испытывать, вот он и искал людей, которым хоть раз в жизни крупно повезло. Правда, он привык и бизнес вести, и играть по-крупному. Высшее испытание, конечно, «русская рулетка». В финале фильма случайно или нет, но все герои погибают, кроме вора Томаса, который пришел поставить на кон свою жизнь, чтобы отыграть украденную у него судьбу своей невесты. У Сэма было предчувствие - он знал, как опасно играть с теми , кто идет под знаменем любви.

Фильм «Intacto» по своей динамике и стилю сильно напомнил мне «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера. Да и критики и тот, и другой фильм окрестили «мистическим триллером», а им виднее!

В XXV Московском кинофестивале мне поучаствовать удалось весьма скромным образом. Три картины я увидел в одном из лучших кинотеатров Москвы. Пусть не имеет он сейчас (но над этим идет работа) дорогого оборудования, такого, каким гордится «Кодак» или «Пушкинский», но в нем присутствует традиция, душа гениев российского кинематографа, своего рода это храм Кино, где никому не придет в голову мусорить попкорном, или скрывать за циничным смехом свои человеческие эмоции. Центральный Дом кино - место, куда незаметно приходят режиссеры, чтобы увидеть непосредственную реакцию своего зрителя, зрителя, способного оценить кино вне времени и обстоятельств.

Николай ВИХРОВ

14

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию