23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Обоснуйте же тарифы, господа!

Обоснованы ли “экономически обоснованные” тарифы?

Обоснованы ли “экономически обоснованные” тарифы?

“Что значит - цены обоснованны? Почему тарифы такие высокие?” Эти вопросы звучат не только у нас на кухнях. Изменения тарифов на услуги ЖКХ в нашем регионе и нормативы потребления на отдельные виды услуг в городе Твери стали предметом серьезного анализа на совещании руководителей федеральных и территориальных органов исполнительной власти в Центральном федеральном округе.

Олег Николаевский, председатель Региональной энергетической комиссии Тверской области:

- РЭК осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, природный и сжиженный газ, поставляемые населению области. На 2005 год тариф на электроэнергию для городского населения хотя и установлен на 20,4% выше, чем в предыдущий период, но не превысил предельный максимальный уровень, определенный приказом Федеральной службы по тарифам. На 14% увеличилась плата за покупную энергию с ФОРЭМ, на 24% - абонентская плата РАО “ЕЭС России”. Цены на топливо для технологических нужд (газ, топочный мазут) выросли в среднем на 20%.

Увеличение расчетной средней розничной цены на природный газ для населения на 23,7% вызван ростом оптовой цены на газ (на 31,1%) и ростом эксплуатационных затрат поставщиков. Рост цен на сжиженный газ для населения в 1,8 раза обусловлен значительным снижением объема субсидий из областного бюджета (в 2,5 раза) на возмещение убытков уполномоченным газоснабжающим организациям.

Тверские коммунальные системы просили увеличить тариф на 40%, но сумели доказать обоснованность роста лишь на 23%. Этот тариф утвержден для ТКС только до 1 апреля, а потом РЭК проверит реальную обоснованность цифр.

Тверской регион - самый большой по площади среди всех областей ЦФО, но самый малонаселенный, протяженность сетей очень велика, а потребителей недостаточно. Электро-, газо-, теплосети изношенны, требуют ремонта и обновления. Необходимо принципиально менять схему энергоснабжения в области и переходить от протяженных магистралей к мини-электростанциям, автономным системам энергоснабжения в муниципальных образованиях, а не оплачивать содержание многокилометровых трасс труб и проводов. Кроме того, все говорят о больших потерях в сетях, которые якобы оплачивает население, а никто не доказал, что эти потери есть, никто не сформулировал, что это такое. Самые большие потери - на открытых системах водоснабжения. Там действительно население здорово переплачивает, но виноваты не энергетики, а проектировщики и строители.

Александр Бужланов, и.о руководителя управления Ростехнадзора по Тверской области:

- Хочу возразить: потери есть, и немаленькие. Протяженность электросетей действительно велика, причем 30% эксплуатируется уже более 30 лет, следовательно, потери достигают как минимум 30%, и это тоже включено в тариф! Кроме того, на старых сетях высока аварийность, что вызывает перебои в электроснабжении, увеличивает затраты на ремонт коммуникаций и содержание аварийных служб.

На теплосетях потери составляют от 6 до 45%, и в основном из-за плохой теплоизоляции труб и утечки сетевой воды. Большие потери тепла заложены в дополнительных расходах на приготовление подпиточной воды, связанной с несанкционированным разбором сетевой воды. Нередко расход подпиточной воды вообще не учитывается (как, например, на муниципальных предприятиях ЖКХ Западной Двины и Максатихи), а расходы перекладываются на добросовестных плательщиков путем увеличения тарифа. В структуре тарифа необходимо особо выделять инвестиционную составляющую и жестко контролировать использование средств на обновление сетей. На ремонт котлов и котельных деньги закладываются, а вот на обновление электро- и теплосетей - нет. В год необходимо менять 100 км, а мы меняем в среднем 30 км, что совсем недостаточно.

Энергоснабжающие организации, как правило, не проводят испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, как этого требуют ПТЭ, один раз в 5 лет, а потому не знают величины фактических потерь. Расчетный же метод не дает истинной картины. Исходя из результатов выборочных проверок, обнаруживших многочисленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в Твери, можно сказать, что здесь создается угрожающее положение в системе теплоснабжения, что может привести к срыву гидравлического режима тепловой сети города, системной аварии.

Реализуется ли в области программа энергосбережения?

Олег Николаевский:

- Практически нет, так как областная прокуратура опротестовала соответствующий областной закон. Деньги, заложенные в тарифе на энергосбережение, остаются у энергосбытовых организаций, а не перечисляются в областной центр энергосбережения, как это было раньше.

Владимир Комиссаров, начальник департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства:

- Помимо экономических причин рост тарифов на ЖКХ имеет и политическую составляющую. Последние массовые выборы в муниципальные органы самоуправления прошли в конце прошлой осени, новые руководители только формируют свои команды и серьезно тарифами не занимаются. Например, в Нелидове проблем с ростом тарифов нет, там местные органы самоуправления серьезно продумали схему монетизации. Можно сделать повышение цен постепенным, например, поквартальным, что смягчит негативные последствия.

Ирина Демина, руководитель территориального управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства:

- Наша служба изучала ситуацию, связанную с тарифообразованием, и динамику изменения цен и тарифов на товары и услуги, подлежащие государственному регулированию на территории области. По результатам работы можно сделать выводы, что в стране необходимо в целом менять сложившуюся систему регулирования тарифов, поскольку она не выполняет основной функции - защиты интересов граждан-потребителей от низкого качества услуг и высокого уровня цен. На государственном уровне давно назрела необходимость совершенствования антимонопольного законодательства в плане нормативного закрепления понятия “локальная монополия” - нужна система мер, локализующая негативное воздействие “местечковых” монополий на положение потребителей.

Предлагаю выйти на Законодательное собрание области с предложением принять закон о порядке регулирования тарифов. В законе установить единые принципы реализации тарифной политики на территории Тверской области, включить в него требования по проведению технологического аудита, независимой экспертизы качества услуг, величины тарифа, запрашиваемого поставщиками и производителями. Закрепить в законе структуру распределения собранных с населения средств, порядок контроля за их целевым использованием.

Ни одна экспертиза для обоснования повышения тарифов в Твери за последние 10 лет не проведена должным образом. Об этом не раз уведомлялась в надлежащем порядке городская Дума, но мнение Тверского территориального управления по антимонопольной политике России во внимание депутатами не принималось, и результаты экспертиз, как правило, без особых препятствий утверждались. Объективно, при 100-процентном стандарте оплаты услуг ЖКХ местные органы самоуправления не заинтересованы в снижении доходов своих МУПов и сдерживать цены на услуги сейчас не будут. Раньше их останавливало то, что часть средств, которая требовалась для покрытия расходов коммунальщиков, закладывалась в муниципальный бюджет. Если тарифы росли резко, то и бюджетных средств на покрытие выпадающих доходов требовалось больше. А в бюджете средства ограничены. Теперь этот барьер снят. Поэтому необходимо инициировать создание на уровне региона независимого регулирующего органа.

Владимир Комиссаров:

- Кстати, реально в снижении тарифа не заинтересованы не только МУПы, поставляющие услуги, и муниципалитеты, поскольку они могут “перекачивать” в свои МУПы деньги через систему субсидий, но и так называемые “независимые” эксперты. Им важно получить деньги за работу, которую оплачивает заказчик (МУП или муниципалитет). Дело доходит до абсурда: например, в Мокшине тариф повысили на 1192%! Экспертиза тарифов и качества услуг, конечно, нужна, но оплачивать ее приходится муниципалитетам, у которых таких денег может и не быть (одна экспертиза стоит 50-70 тыс. рублей). Возможность таких экспертиз необходимо закладывать в тариф.

При принятии решения об увеличении тарифа учитывается ли качество оказываемых услуг, их соответствие стандартам качества?

Олег Николаевский: - Нет, мы, в основном, проверяем правильность расчетов.

Владимир Комиссаров:

- Качество услуг ЖКХ достаточно низкое. Это подтверждается тем, что ежедневно в департамент ЖК и ГХ области приходит более 50 обращений граждан. Поэтому считаю необходимым ввести региональный контроль за тарифообразованием на услуги МУПов. Необходимо иметь реальные рычаги воздействия - и экономические, и административные - на уровень цен и качество услуг, предоставляемых населению.

Виталий Синода, главный государственный санитарный врач области:

- Необходимо обязательно проводить экспертизу качества услуг перед утверждением нового тарифа, ужесточить контроль за достоверностью количественных измерений потребления ресурсов на всех уровнях производства, транспортировки и реализации от производителя до конечного потребителя и изменить порядок тарифообразования на услуги, потребляемые гражданами.

Что было рекомендовано сделать?

На уровне администрации области инициировать принятие регионального закона о порядке регулирования тарифов, где установить единые принципы реализации тарифной политики.

Отделу Госнадзора по Тверской области ЦМТУ Ростехрегулирования совместно с управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы Ростехнадзора по Тверской области провести проверку системы учета энергоносителей и водопотребления в Твери и области. Материалы проверки передать уже в марте в РЭК для принятия обоснованного решения о величине тарифов и норм потребления энергоресурсов ТЭК.

На предприятиях-поставщиках услуг ЖКХ населению придерживаться заработной платы, не превышающей среднюю по области более чем в два раза, согласовывать повышение тарифа только при 100-процентном качестве услуг и потерях, не превышающих нормативные показатели.

Участники совещания решили, что для повышения надежности теплоснабжения и снижения удельных расходов топлива необходимо разработать и принять новую областную программу энергосбережения. В программе предусмотреть, в том числе установку коммерческих приборов по отпуску тепла и учету расхода подпиточной воды; систему постоянного контроля тепловых потерь и утечки в тепловых сетях и систему оперативных меры по их устранению; организацию контроля качества поступающего топлива; приведение тепловой изоляции в тепловых сетях и многие другие мероприятия.

Материалы этого совещания направлены в прокуратуру области и региональную энергетическую комиссию. Результатов осталось ждать недолго: с 1 апреля решение РЭК о тарифах должно быть скорректировано в строгом соответствии с постановлением Правительства РФ “О федеральных стандартах оплаты жилья…”.

Публикацию подготовила Маргарита СИВАКОВА

37

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость