18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Свято место пусто не бывает

Вы тоже думаете, что это присказка? Спасибо отцу Василию, настоятелю церкви Владимирской иконы Божией Матери, теперь и я знаю, что истина эта из Божественного откровения. А речь сегодня поведем об одной из величайших российских святынь - Ордынской Пустыни, что географически и по судьбе совпадает с Жарковским районом и всей Русью. …И она явилась люду, благодатная Владимирская икона Божией Матери. Святой лик писан в ХV (в пятнадцатом) веке и явил верующим не счесть благодеяний и чудес

Вы тоже думаете, что это присказка? Спасибо отцу Василию, настоятелю церкви Владимирской иконы Божией Матери, теперь и я знаю, что истина эта из Божественного откровения. А речь сегодня поведем об одной из величайших российских святынь - Ордынской Пустыни, что географически и по судьбе совпадает с Жарковским районом и всей Русью.

…И она явилась люду, благодатная Владимирская икона Божией Матери. Святой лик писан в ХV (в пятнадцатом) веке и явил верующим не счесть благодеяний и чудес.

В тверской глубинке ее сохраняли в суховей атеизма, в мор и войны. Ни за какие блага земные не передали - не предали. Простые русские люди, движимые единственным чувством православной веры. Мы и сегодня можем назвать только имя нынешней хранительницы - Мария, продли Господь твои годы.

Зато с величайшим чувством благодарности назову имя нынешнего главного строителя часовенки на месте древнего Ордынского мужского монастыря с тремя церквами.

Словам «главный строитель» Сергей Шоля застенчиво запротестует: все по воле Божьей. И вправду, надо было случиться ветровалу, что несколько лет назад покорежил наши леса и тому, что заготовители с юга приехали в жарковскую деревеньку. Там-то Сергей и влюбился, и остался. Теперь у фермера, старосты деревни и его прекрасной жены Анны четверо ребятишек: сыновья Василий, Павел, Кирилл и дочь Александра.

А как не причислить к строителям главу района Валентину Ивановну Сергееву и отца Василия? При малейшей возможности помогали они духовному строению. Кстати сказать, жарковские окрестности за последние годы украсили сияющие купола невеликих часовен: насколько сил хватает. Но явление этих часовенок словно спасительная влага в суховей. Идут туда стар, и млад. «Часовенки небеса открывают», - сказала одна из прихожанок, и точнее не выразишь суть. Теперь поставить свечку во здравие и за упокой можно в Жарковском, в Данилине, в Зеленькове. Невелика капличка у деревни Вороны, и хранят ее в чистоте и украшении Мария Ивановна Забалуева и дочь ее Люба и все добромыслительные соседи.

Но вернемся в Ордынок. Три с лишним года назад, стоя на берегу Межи, директор Жарковского лесхоза Петр Михайлович Белявский без пафоса, скорее для себя сказал: будет тут часовня. Лес, что положен лично ему по льготной выписке на ремонт или строительство, пошел именно сюда. Как и купленная на семейные деньги краска, часть железа. Спасибо жене Светлане Степановне - не каждая так поймет. Спасибо и тем, кто обо всем этом мне поведал. Потому что Петр Михайлович о своем участии не обмолвился ни словом, все других благодарил.

К сожалению, за кадром остались меценаты из Жарковского, Твери, Москвы - без их согласия не решусь называть имена. Правда, в начале сентября состоится чин освящения часовни архиепископом Тверским и Кашинским Виктором, и тогда, возможно, будет кому еще сказать спасибо. Впрочем, это, пожалуй, лучше нас сделают юные воспитанники воскресной школы при церкви Владимирской иконы Божией Матери во главе с наставницей Зоей Ивановной Зинченко. Их здравица «Многая лета» - достойная награда за труды, а пение завораживает красотой и стройностью. Недавнее 30-летие района открывали именно они, обращаясь к заступнице: «Царице небесная…».

Согласитесь, что-то меняется в нас, в нашем духовном восприятии. Применительно к поселку Жарковскому эти перемены люди видят явственно и связывают с согласием, которым объяты помыслы власти духовной и власти светской. Невеликие часовенки, возведенные всеобщими трудами, - они как свечи негасимые, как приют изверившейся душе.

Притягательная сила обители Небесной заступницы - она явственна и проявляется в том, что жизнь людей отдаленного района все больше устраивается. Не было инвесторов - пришли, и налогообразующее предприятие возрождается, вовлекая в честные труды молодежь. А есть работа, значит не будет пьянства и наркотиков. Эта аксиома, вполне материальная, сущностью имеет духовное устроение, негромкое, истинное.

…На «Ниве» Центра защиты леса мы ехали минувшим вторником в Жарковский. Стена дождя лупцевала наше авто, водитель Владимир был почти за речного капитана, так залита была вся дорога. После Западной Двины дождь истощился, а на въезде в Жарковский успокоился. Часам к двенадцати, уже на пути в Ордынок, небо стало чисто-голубым. При большом стечении местного и приезжего люда отец Василий и отец Александр отслужили молебен. Сюда же, в Ордынок, доставили святыню Пустыни, и люди благоговейно припадали к ней, прося каждый свое, а вместе мира и благоденствия. А небеса единственного облачка при ячном солнце нежно оросили молящихся.

Ордынская Пустынь ждет своего исследователя. Спасибо газете «Жарковский вестник», в 2000 году она опубликовала летопись Пустыни и заметки местного жителя Михаила Радивилова об источниках, хранящихся в собраниях и библиотеках столицы.

Согласно летописи Поречской Ордынской Пустыни, изданной в 1879 году, «в 150 верстах от своего губернского города, в 106 - от своего уездного и в расстоянии около 100 верст от самых ближайших к ней городов - Духовщины, Белого, Велижа и Тороща, на берегу реки Межи, находится мужская общежительная пустынь - Ордынская. Местное предание относит начало Пустыни к половине ХV века, ко временам Великого Князя Василия Васильевича Темнаго, именно к 1451 году, когда хан Ногайской орды, Седи-Ахмат, вторгся в пределы России и когда два инока одного Московского монастыря, страшась появления татар под Москвою, удалились из города, взяв в благословение себе большую икону Владимирской Божией Матери и уходя все больше в леса, поселились, наконец, в шалашах и пещерах, на берегу впадающей в Межу речки Жидовки, переименованной из страха в Ордынку, где построили деревянную церковь, а когда пожар истребил эту церковь и их помещение, иноки переселились в большое удобное место, именно туда, где находится ныне Пустынь.

Не мало тревог и испытаний перенесла Ордынская Обитель с того времени. В начале ХVIII века чудотворная икона Владимирской Божией Матери была перенесена, без согласия этих иноков, в церковь села Устья протоиереем того села и ктитором-дворянином Поплонским: но вскоре их обоих постигла болезнь и они поспешно возвратили икону в монастырь».

Летопись рассказывает о настоятелях, монахах и трудниках, о жестоких испытаниях судьбы людей и обители от века и до дней упадка и разора. К чести местных жителей, в оставшихся строениях, вопреки обычаю атеистов, так и не было допущено ни скотного двора, ни тракторных мастерских. Пилорама была. Ныне пока пусты еще крепкие стены, и они дожидаются человеческого участия. На месте развалин стоят кресты, как знак надежды на возрождение. Оно и началось, прежде всего в самих людях, их отношении к святым родным местам.

В надежду и укрепление духа стоит поведать об одном из сотен и тысяч чудесных заступничеств иконы Владимирской Божией Матери: «Когда о. Палладий со своим любимым учеником иеромонахом Паисием в 1858 году путешествовал по св. местам Востока, обитель в отсутствие его испытала очевидное заступление Божьей Матери. Лето того года было жаркое и сухое, реки, ручьи и даже болота пересохли, и начались лесные пожары. Загорелся лес, лежащий по обеим сторонам Межи, и пожар, непрерываемый никакими препятствиями, 14 августа подошел к самому монастырю. За гостиницей загорелись собранные в кучи сосновые пни и корни: искры посыпались на гостиницу и стали перелетать через ограду на тесовые крыши монастырских строений. Во втором часу по полудни обитель была в крайней опасности. Видно было, как по сухой траве огонь подходил ближе и ближе к монастырю. Братья пробовали было возить воду бочками и тушить пожар мокрыми вениками, но при безуспешности труда, возложив все упование на Бога и Пресвятую Богородицу, решились вынести на пожар чудотворную икону Ее. Священнослужители, с о. Аполлонием во главе, по прочтении молитвы к Пресвятой Богородице с коленопреклонением, подняли икону Ее и лишь только вышли за церковные врата, легкий ветерок стал относить от монастыря дым и искры; послышался гул отдаленного грома; на небе появились тучи и скоро полил дождь. Дождь до того усилился, что для прочтения акафиса должны были внести Икону в часовню. Дождь продолжался часа три и совершенно затушил пожар».

Икона-заступница не раз спасала от глаза и мора, от разорения и раздора. Воздавалось каждому по его вере. Ныне хранительница святыни Мария мечтает о времени, когда на она со спокойною душою передаст ее в местную церковь: «Икона здесь жила и жить должна, и Матерь Божья да пребудет с нами».

Церковь будет - эта мысль здесь, в Жарковском и Ордынке, зреет, наполняется волей людской по воле Божией. И счастливы будут свидетели нового чуда нашего времени, ибо свято место пусто не бывает.

Кира КОЧЕТКОВА

54

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость