21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Человеку нужна колея

Разговор с тверским педагогом Ларисой Леонидовной Морозовой о питомцах гимназии

Разговор с тверским педагогом Ларисой Леонидовной Морозовой о питомцах гимназии

Моя собеседница в педагогике уже почти сорок лет. В гимназии № 8 работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учит детей математике. В школу едут учиться со всего города. Попасть сюда несложно, но все же вначале ребенка должны протестировать психологи, а комиссия учителей - посмотреть на его общее развитие.

Для затравки разговора на животрепещущую тему о детках наших родных цитирую Ларисе Леонидовне поэтические строки:

Выбора человеку не надо,
Если он не дорос.
Человеку нужна колея,
И это совсем не стыдно…

Как она смотрит на такое утверждение?

- Тут речь ведь идет о колее в хорошем смысле слова, не о той, что в песне у Высоцкого. Такую накатанную дорогу, когда ребенок чувствует себя защищенным, уверенным в себе, можно только приветствовать.

- А какие наши дети сегодня? Чем они отличаются от тех, кого вы учили в годы вашей юности?

- Я не сторонница рассуждать о моральных качествах детей по пластам времени. Добро, зло, любовь, ненависть - категории устойчивые. Сегодняшние школьники нисколько не хуже тех, кого я учила после института. Но есть и то, что внимательный учитель обязательно заметит. Ребенок стал больше отвечать за самого себя. Раньше его «я» могло раствориться в коллективе. Нынешние дети в большей степени индивидуалисты. Изменился даже характер их игр. Куда-то подевались «казаки-разбойники», лапта. Они даже меньше стали списывать друг у друга. Сейчас не хочется быть беспомощным, слабым в глазах товарища. Изменилась сама жизнь: если раньше слабака брали на поруки, то сегодня его быстро выталкивают на обочину. Кому этого хочется? Задача учителя - поддержать ребенка. Помочь ему стать уверенным, выявить и закрепить способности. Стартовые возможности есть у всех, но нужно воспитать волю. Как сейчас говорят: «Хочешь шедевры - пиши шедевры, хочешь деньги - куй деньги, хочешь славу - аркань славу. Не можешь? Иди работай, выучись делу».

- Одна ваша коллега однажды посетовала, что ученики больше не боготворят учителя.

- Вы знаете, в этом есть доля правды. Всем известно, как оценивает наш труд государство. Дети слышат: «Бедные учителя, они не доедают!» Это не способствует их высокой миссии. Я вспоминаю, кем для меня был мой школьный педагог. Истина в последней инстанции, судья, законодатель моды. Я даже думала, что учитель не кушает, как обычный смертный, он сыт своими уроками. Лишний раз боялась к нему подойти. Сегодня нет такой дистанции между взрослым и ребенком. Это хорошо. Он подходит и без страха задает щепетильный вопрос, к примеру: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?» Нормальная картина.

- Я вижу в глазах взрослых большую тревогу: дети совсем не хотят читать. Книга навязывается уже в виде повинности.

- Насильно она мила все равно не будет. Интерес к чтению у детей действительно ослаб. Это повсеместный факт. Нас это тоже волнует. Сегодня телевидение мощно влияет на человека, я уж не говорю о всемирной паутине. Ребенок многое узнает с экрана…

- Но это часто знания без внутренней работы души…

- Согласна. Кстати, когда я была на курсах повышения квалификации в Москве, то подходила к одному известному педагогу, автору учебников, и задавала ему этот вопрос. Он сказал, что пугаться не надо. Новое время, новые возможности. Ребенок будет получать информацию там, где ему легче. Но плодов этого мы еще не знаем.

- Лариса Леонидовна, сейчас много говорят о перегрузках в школе. Как обстоит дело в вашей гимназии? Ведь когда поднимается планка качества обучения - это всегда перегрузка.

- Думаю, что не всегда, ведь качество - это далеко не количество знаний. Как таковая, перегрузка есть и у нас. Но она не ложится тяжким бременем на плечи ребенка. Особенно это заметно теперь в младших классах. И оценки малышам начинают выставлять позже, и в субботы их не так напрягают. Развивающий урок - это не математика с контрольной. У нас проводятся даже специальные педсоветы о дозировке домашних заданий. Но все равно учеба в школе - труд, его нужно уважать. Не все родители это понимают.

- Насколько часто они приходят с претензией, что гимназия недооценивает их ребенка?

- Бывает, конечно. Завышенные ожидания и требования больно бьют по их чаду. Отсюда у ребенка нервные срывы. В этих случаях учитель предлагает взрослому посидеть на уроке, посмотреть, как отвечают другие. Единственное, нужно получить разрешение администрации гимназии и уведомить учителя.

- Вы много лет преподаете математику. Откровенно говоря, я вспоминаю этот предмет со скрежетом зубовым. Гуманитарный склад ума, ничего не поделаешь. Я очень страдала от строгости учителя, его желания обязательно вбить мне в голову этот предмет. А как вы смотрите на таких детей? Есть у вас к ним какая-то жалость?

- Не жалость, а понимание, что этот ребенок устроен так. В чем-то другом, возможно, он талантливее. Математические основы мы даем всем, а в старших классах уже идет корректировка: ученик с явными математическими способностями получает возможность углубить свои знания. Для гуманитария открываются свои горизонты. «Физики» и «лирики» больше не страдают. Вспоминаю ученика, который не мог ответить на самый простейший вопрос по математике. Я старалась не выставлять его в беспомощном виде перед классом. Свою тройку он получил. Теперь он хороший юрист, доволен. По большому счету оценки в жизни не все.

- В свое время достаточно сильный резонанс в педагогической среде получила фраза заслуженного учителя из Калужской области Вячеслава Махрова. Он говорил о назревшей моральной реформе школы: «Знаний хватает, совести маловато».

- Я всегда боюсь таких громких слов, как «моральная реформа». Реформ у нас достаточно. Не надо все переворачивать с ног на голову. Просто в любой школе всегда важна личность учителя. Его культура, мировосприятие, патриотизм, порядочность, доброта. Это обязательно. Он пропускает знания, представления о жизни через себя, а не выдает их схоластически. Так должно быть! Говорят, что, чем более сужен ум, тем он успешнее в жизни. Я не согласна. Гимназия должна дать ребенку многое из того, что поможет ему решать жизненные проблемы, понимать людей. И здесь важен дух… Многое идет от директора заслуженного учителя России Веры Николаевны Смирновой. И о детях, и о учителях проявляется забота. У нас в гимназии порядок, дисциплина, но не муштра. Время такое, мы особенно чувствуем ответственность за детей.

- А что вас сейчас больше всего волнует в гимназии?

- Не только меня и не только в нашей гимназии. Очень плохо в школах закрепляются молодые кадры. Приведу такой пример: к нам на практику уже пять лет приходят современные парни, выпускники математического факультета университета. И ни один после не остался в школе. Причем всем было интересно, они с удовольствием давали уроки. Причина, по которой школа не вошла в их планы, банальная: «На эту зарплату мне не прожить сейчас и в будущем не прокормить семью». Только в этом году гимназию покинули две красивые талантливые учительницы. Пивзавод, администрация города, торговля - много мест, куда перетекают кадры.

- С кем же вы остаетесь?

- С проверенной закаленной гвардией. Вера Николаевна, наш директор, как может, ее оберегает. Ведь это уже не просто профессия - это призвание.

- У вашей гимназии есть гимн?

- Есть любимая песня: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» У нас уютно, сюда долго тянет выпускников. Вот сейчас ребята поступили в институты, но все равно почти каждый день приходят. И учителю это радостно. Хочу от всей души поздравить с грядущим профессиональным праздником - Днем учителя - своих коллег.

Вела беседу Татьяна МАРКОВА

8

Возврат к списку

ТГМУ дал старт новому студенческому движению
Эти молодые люди учатся не только лечить людей, но и спасать их в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Инициатором общероссийского движения спасателей среди медицинских вузов выступил Тверской государственный медицинский университет.
19.07.201719:42
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость