23 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Эпоха Шолохова. К 98-летию со дня рождения

Когда М.Шолохов приступил к роману «Тихий Дон», ему шел всего 21-й год. К началу этой работы у него уже был немалый литературный опыт

Когда М.Шолохов приступил к роману «Тихий Дон», ему шел всего 21-й год. К началу этой работы у него уже был немалый литературный опыт. Несколько рассказов он опубликовал семнадцатилетним юношей уже в двадцать втором году. В декабре 1924 года в газете «Молодой ленинец» появляется его рассказ «Родинка», отмеченный ярким драматизмом и острым накалом страстей. В мае 1926 года в свет выходит шолоховский сборник «Донские рассказы», о котором первый ценитель таланта юного донского автора А.Серафимович писал: «В литературу пришел писатель огромной творческой мощи, своими корнями уходящий в прекрасную фольклорную стихию». Очередной сборник «Лазоревая степь» собрал под своей обложкой рассказы 1923–1925 гг. В нем же впервые публикуется краткая автобиография М.Шолохова. Привожу выдержки из нее.

«Родился в 1905 г. (24 мая. – В.Ю.) в хуторе Кружилинском, станицы Вешенской Донецкого округа (бывшая область Войска Донского). Отец – разночинец, выходец из Рязанской губернии. Мать – полуказачка-полукрестьянка. Учился я в разных гимназиях до 1918 г. Во время гражданской войны был на Дону. С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г., и банды гонялись за нами. Пишу с 1923 г., с этого же года печатаюсь в комсомольских газетах и журналах. С 1926 г. пишу «Тихий Дон».

Примечательно, что первоначально «Тихий Дон» был задуман как хроника казачьей жизни в годы революционных катаклизмов и носил название «Донщина», а начат автором со второй книги. Но скоро авторский замысел принял столь широкую форму, что потребовалось обратиться к истокам трагедийных событий на Дону и в России. Закончив первую книгу, через семь лет автор вернулся ко второй. В 1933 г. появилась третья книга. Завершена эпопея в 1940 г., т.е. писалась она 14 лет. Удостоена Первой Сталинской премии.

Мне довелось переписываться и общаться со старейшим казахстанским журналистом Петром Гавриленко, который немало дней провел вместе с писателем, беседуя о литературе, искусстве, жизни. Обо всех этих встречах он поведал в книге «Михаил Шолохов – наш современник». В ней Гавриленко сообщил интересные сведения о реальных лицах, послуживших прототипами героев Шолохова: это казак Харлампий Ермаков, из жизни и характера которого взят материал для создания образа Григория Мелехова; флотский механик, потом двадцатипятитысячник Андрей Плоткин – в нем донские колхозники узнали Семена Давыдова, хуторской шутник и балагур Воробьев, с которого, очевидно, «списан» дед Щукарь…

Как-то уже под конец жизни и Михаил Александрович стал говорить о прототипах Григория Мелехова:

«Образы Григория, Петра и Дарьи Мелеховых в самом начале я писал с семьи казаков Дроздовых, у которых мои родители, живя в хуторе Плешакове, снимали половину куреня. Я для изображения портрета Григория кое-что взял от Алексея Дроздова. В разработке сюжета стало ясно, что в подоснову образа Григория характер Алексея Дроздова не годится. И тут я увидел, что Харлампий Ермаков более подходит к моему замыслу. Его четыре Георгиевских креста за храбрость, служба в Красной гвардии, участие в восстании, затем сдача красным в плен и поход на польский фронт – все это меня очень увлекло».

Как только увидела свет третья книга «Тихого Дона», где прямо были названы и обвинены в пресловутом «расказачивании» Троцкий и его пособники, враждебно настроенная к Шолохову рапповская («пролетарская») критика сразу набросилась на нее, обвиняя автора в симпатиях к белогвардейцам.

В начале 30-х годов в Ростове-на-Дону появилась серия статей, в которых Шолохову приписывали присвоение рукописи убитого офицера, затем клеветники стали «уточнять аргументы»: автором «Тихого Дона» мог быть донской писатель Федор Крюков.

Конечно, подобные измышления мешали продвижению романа в печать, но здесь молодому писателю протянули руку помощи Серафимович и Горький. Однако решающую роль в судьбе писателя и его творческого детища сыграл И.Сталин, который в 1929г. писал Ф.Кону: «Знаменитый писатель нашего времени тов.Шолохов в своем романе допустил ряд грубейших ошибок и неверных сведений… Но разве из этого следует, что «Тихий Дон» – никуда не годная вещь?»

Однако И.Сталин не забывал о политических «ошибках» М.Шолохова. Об этом свидетельствует эпизод его встречи с директором Госиздата П.Чагиным.

Когда Чагин приехал в Кремль, вождь спросил, какие книги запланировало издательство на текущий год.

– Нами намечено, товарищ Сталин, переиздание нашего замечательного писателя Шолохова, – начал свой доклад Чагин.

– Шолохов молодой и способный писатель, – перебил его Сталин.

Тогда Чагин понял, что, определяя Шолохова в разряд способных, Сталин указывает на то, чтобы автора «Тихого Дона» не очень выдвигали в советской литературе».

К чести писателя, его отношение к Сталину было объективным и при жизни вождя, и после его кончины. Так, широко известны не лишенные саркастической иронии над ниспровергателями «культа личности» Сталина шолоховские слова: «Да, был культ. Но – была и личность!».

В этой же связи характерен судьбоносный эпизод из жизни писателя – его встреча со Сталиным, состоявшаяся в июне 1931 года на даче А.Горького. О ней, решившей судьбу «Тихого Дона», автор романа в сентябре 1972 года рассказал К.Прийме, по записи которого она частично приводится.

«…Сталин начал разговор со второго тома «Тихого Дона» вопросом: «Почему в романе так мягко изображен генерал Корнилов?» Я ответил, что в разговорах Корнилова с генералом Лукомским, в его приказах Духонину и другим он изображен как враг весьма ожесточенный, готовый пролить народную кровь. Но субъективно он был генералом храбрым, отличившимся на австрийском фронте. В бою он был ранен, захвачен в плен, затем бежал из плена в Россию. Субъективно, как человек своей касты, он был честен, закончил я свое объяснение… Сталин, видимо, согласился со мною и задал вопрос: откуда я взял материалы о перегибах Донбюро РКП (б) и Реввоенсовета Южного фронта по отношению к казаку-середняку? Я ответил, что в архивах документов предостаточно, но историки их обходят и зачастую гражданскую войну на Дону показывают как борьбу всех казаков против иногородних, что не отвечает правде жизни. Сталин подымил трубкой, а потом сказал: «А вот некоторым кажется, что третий том «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвардейской эмиграции…» Я ответил Сталину: «Хорошее для белых удовольствие! Я показываю в романе полный разгром белогвардейщины на Дону и на Кубани!» Сталин снова помолчал. А в заключение твердо сказал: «Третью книгу «Тихого Дона» печатать будем!».

Читатели всего мира признали «Тихий Дон» шедевром. Однако недоброжелатели не успокоились и после Великой Отечественной войны, особенно после получения Шолоховым Нобелевской премии. К сожалению, первым на этот раз выступил А.Солженицын в 1965 году. Его сильно раздражало то, что «осенью сунули Нобелевскую премию в п а л а ч е с к и е (!) р у к и Ш о л о х о в а» (разрядка моя. – В.Ю.), затем этот писатель активно поддержал клевету целого ряда диссидентов и чужестранцев, которые вспомнили и Крюкова, и других «соавторов» писателя…

У защитников Шолохова трудность состояла в том, что в его архиве не сохранилось рукописей романа: они были утеряны в 1942 году при эвакуации семьи писателя из станицы Вешенской. Однако одну рукопись в Институте русской литературы обнаружил критик Л.Колодный. Но недоброжелатели и после этого продолжали гнусную клевету о «плагиате». Дело дошло до того, что в Швеции стали изучать текст романа при помощи электроники, которая в конце концов подтвердила: и «Тихий Дон», и «Поднятую целину», и «Судьбу человека» писало одно и то же лицо – М.Шолохов. Однако злостные нападки на писателя сделали свое дело: в энциклопедическом словаре (1995 г.) Шолохову отведено весьма скромное место, а «Тихому Дону» всего несколько строк. Нынче не только школьники, но и студенты филологических вузов зачастую не читают «Тихого Дона», поскольку это произведение включено в списки для так называемого «альтернативного» прочтения, а иные их наставники по-прежнему скептически относятся к шолоховскому гению…

Недавно обнародована долгожданная весть: многолетний поиск рукописи «Тихого Дона» увенчался успехом. В Союзе писателей России состоялось общественное представление рукописи великого романа, насчитывающей 885 страниц.

Владимир ЮДИН,

профессор ТвГУ, депутат Законодательного собрания Тверской области

9

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию