27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Тот самый Вульф

И в этот пушкинский вечер на сцене Тверской академической филармонии Виталий Вульф был верен себе: та же импозантность (одеваться-то он предпочитает в парижских салонах), то же аристократическое грассирование и та же магия его рассказа, на этот раз открывшего нам Наталью Гончарову как несчастную женщину, которая вовсе не вела Пушкина к Черной речке, а как могла удерживала его в самой жизни.

И в этот пушкинский вечер на сцене Тверской академической филармонии Виталий Вульф был верен себе: та же импозантность (одеваться-то он предпочитает в парижских салонах), то же аристократическое грассирование и та же магия его рассказа, на этот раз открывшего нам Наталью Гончарову как несчастную женщину, которая вовсе не вела Пушкина к Черной речке, а как могла удерживала его в самой жизни. Разве что однажды Виталий Яковлевич чуть «отошел» от самого себя, как показалось, с некоторым раздражением ответив на один из вопросов: «С тверскими Вульфами у меня никакого родства». Может, уже устал объяснять, что он «не тот Вульф», а может, причиной было хорошо скрытое от зала неважное состояние, чуть не сорвавшее его поездку в Тверь. Но это был лишь момент, который легко убирается из вульфовского «Серебряного шара» на филармонической сцене. Причем этот приезд позволил сделать на газетной странице нечто аналогичное популярнейшей телепередаче, посвятив ее печатную версию самому Виталию Вульфу.

Он был единственным и поздним ребенком в семье, которой впору было быть французской или английской, но только не советской. Достаточно сказать, что его отец в сталинские времена был исключен из коллегии адвокатов, а мама всячески старалась дать сыну домашнее воспитание и образование. А если учесть, что Виталия лелеяли и прочие многочисленные родственники таких же взглядов, то станут понятными и ежегодный Кисловодск порою вместо школы, и «Анна Каренина», прочитанная им уже в шестом классе, и раннее овладение как роялем, так и английским языком. Еще один из штрихов в портрете этой семьи - категорическое «нет» решению сына поступать в театральный институт и строгое предписание посвятить себя адвокатской деятельности. Результат родительской воли - правовой факультет МГУ, быстрая защита диссертации, работа в адвокатуре и одновременно в Институте права при Академии наук СССР. Но на этом период «послушания» Виталия Вульфа завершился, поскольку через полтора года он навсегда прощается с юриспруденцией и уходит к своему любимому театру, в Институт международного рабочего движения. Как можно было изучать американский театр в таком «революционном» заведении? Очень даже хорошо, если учесть, что институт был назван именно так в угоду главному советскому идеологу Михаилу Суслову, на самом деле занимаясь исследованиями в области философии, политологии и западной культуры. Достаточно сказать, что здесь имелась уникальная библиотека иностранной литературы, куда ежедневно приходили свежие газеты ведущих стран мира, а в этих стенах работали ученые, представлявшие весь цвет советской интеллигенции 1960-х годов. Что касается самого Вульфа, то он проработал в этом институте с 1967-го по 1997 год, в этот период не раз выезжал в США, в конце концов стал одним из крупнейших театраловедов и театральных критиков, что и определило его приглашение на телевидение.

Идея «Серебряного шара» принадлежит Владу Листьеву, который и привел Вульфа в телекомпанию «ВИД», предоставив ему полную самостоятельность как в выборе своих героев, так и в их представлении с экрана. Виталий Яковлевич и сегодня называет Листьева Владиком, вспоминая о нем с нескрываемой любовью: « В кабинете сегодняшнего руководителя «ОРТ» Эрнста я был считанные разы. А Владик сам часто приходил в студию для интереснейших бесед. Он был очень дипломатичным, добрым и открытым и на телевидении, и в бизнесе. Думаю, именно это его и погубило».

С не меньшей теплотой Вульф говорит и об Альбине Листьевой, считая, что она как талантливый дизайнер, очень тонкая и чувствительная женщина и жена, многое давшая своему мужу, полностью соответствует критериям, по которым он выбирает персонажи для своей передачи. А это люди с глубоким содержанием, драматической судьбой и загадочностью, предоставляющей возможность открывать аудитории даже тех, о ком, казалось бы, известно все.

При этом эрудиция ведущего «Серебряного шара» фантастическая, факты редчайшие, а смелость суждений удивительна даже в наши времена. Вот лишь некоторые свидетельства этого.

«…Михаил Булгаков был великолепным прозаиком, но очень плохим драматургом. О многом заставляет задуматься и тот факт, что свою самую слабую пьесу «Батум», посвященную Сталину, он написал по своей воле, без каких-то указаний сверху…Режиссер Андрей Житинкин собирается ставить в театре на Малой Бронной «Анну Каренину» с …Аленом Делоном в роли Вронского - это туфта. А то, что он, отыскав в романе крик тяжело больной Анны «Морфию!», хочет сделать ее наркоманкой - страшно…Клара Лучко в своих воспоминаниях о съемках фильма «Кубанские казаки» ни разу не упоминает о Марине Ладыниной - так за лидерство на экране бороться нельзя…Для съемок картины «Дикий мед» красавицу Аллу Ларионову так загримировали, что ехавший с ней в одном лифте Николай Рыбников не узнал свою супругу… Татьяна Окуневская неизменно подчеркивала, что Валентина Серова мешала ей играть Роксану в спектакле «Сирано де Бержерак». Но, во-первых, Окуневская была очень плохой актрисой, известность которой принесли разве что связь с Берией и тюрьма. А во-вторых, в той роли она была дублершей не только Серовой, но и Фадеевой…Недавно вышла мхатовская энциклопедия, в которой о многих грандах МХАТа ни слова, о Ливанове и Андровской несколько строк, а Михаилу Ефремову посвящена целая статья. Разве так можно относиться к истории такого театра?!»...

Наверное, достаточно, чтобы еще раз убедиться в уникальности этого человека и в редком везении телеканала «Культура», куда Вульф вынужден был перенести свой «Серебряный шар». Явно непростой для него момент, а с учетом пошатнувшегося здоровья даже тяжелый. Однако в Твери, а затем и в Бернове обо всем этом не прозвучало ни слова - Виталий Яковлевич явно из тех русских интеллигентов, которые просто не умеют опускаться до каких-то обид.

И тогда получается, что само его появление на экране или перед залами - это урок высочайшей культуры и нравственности. Он даже на лестное «Серебряный шар» ценен еще и тем, что в нем нет безвкусицы, а тем более модных сейчас сплетен» ответил не самодовольной улыбкой, а тихим «Надеюсь, что это так». И даже без буквы «эр» эта фраза воспринялась, как только вульфовская, тем самым все-таки заставив усомниться в его «непричастности» к знаменитым Вульфам - родство-то бывает не только кровным…

Владимир НЕУГОДОВ

22

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию