08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

На зарядку становись!

Есть ли альтернатива взбесившимся ценам на бензин?

Есть ли альтернатива взбесившимся ценам на бензин?

Белорусский опыт

В октябре 1984 года на Минской кольцевой автодороге была введена в эксплуатацию первая белорусская автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС). Транспорт столицы получил возможность заправки альтернативным и экологически чистым видом топлива - компримированным природным газом (КПГ). Итальянское оборудование позволило заправлять до полутысячи автомашин в сутки. Оценив преимущества, которые давал переход на новый вид топлива, в республике приступили к строительству аналогичных станций.

Одновременно шла масштабная работа по переводу автомобильного парка на «голубое» топливо. Уже через два года в народном хозяйстве Беларуси находилось порядка 10 тысяч газобаллонных автомобилей. Конечно, не обходилось и без проблем. Автоперевозчики к переоборудованию своей техники с нефтяного топлива на газ на первых порах относились без энтузиазма. Бензин и солярка в то время стоили копейки, а установка газового оборудования обходилась недешево. Кроме того, вес газовых баллонов, каждый из которых тянул под центнер, снижал общую грузоподъемность автомобиля. Существовал и чисто психологический аспект, когда ставилась под сомнение безопасность такого вида транспорта. В пику оппонентам демонстрировали документальный канадский фильм с испытаний газовых баллонов, где автомобиль роняли с 50-метровой высоты: кузов - в лепешку, а у баллонов даже окраска не повреждалась. Да и в случае нарушения герметичности ЧП бы не произошло. Метан легче воздуха, то есть он попросту улетучивается. С точки зрения пожароопасности природный газ также дает фору бензину и солярке. Температура его воспламенения много выше, чем у последних. Как бы то ни было, но номенклатура автомашин, работающих на компримированном газе, постоянно расширяется. В целом за 20 минувших лет в Беларуси заправлено 16,7 миллиона автомобилей. Это позволило заместить свыше 636 тысяч тонн условного нефтяного топлива.

О том, насколько перевод автомобилей на газобаллонное топливо выгоден для предприятий, убедительнее всего говорят наглядные примеры. В Гродненском автопарке № 1 насчитывается 151 транспортная единица, работающая на КПГ. В среднем за месяц автомобили потребляют 90 тысяч кубов газа вместо использования бензина А-76. Таким образом, каждая газифицированная машина приносит автопарку экономию в 1,5 тыс. долларов.

Еще пример. Шесть маршрутных такси частного предприятия «Албикус» работают на метане. Благодаря дешевому топливу и минимальному экологическому сбору стоимость проезда пассажиров снизилась. Тем не менее предприятие далеко не в убытке. За год один микроавтобус экономит более 3 тыс. долларов.

Используется газ и для заправки машин в сельхозпредприятиях. В Гродненском СПК имени Черняховского на КПГ работают 58 автомобилей. Есть два передвижных автогазозаправщика. Экономическая выгода от использования КПГ только за счет разницы цен ежегодно составляет миллионы рублей, на которые можно приобрести три трактора «Беларусь» или 900 тонн калийных удобрений.

Проблем, связанных с переоборудованием автотранспорта на газ, нет. По мере приобретения машин их газифицируют на базе управления «Минскавтогаза». Там же в зависимости проводят переосвидетельствование баллонов.

Особенно выгодно переводить на природный газ коммунальную технику, в первую очередь автовышки, мусоровозы, поливочные машины, а также любой другой транспорт, грузоподъемность которого полностью не задействована. Хорошо работается на экологически чистом моторном топливе хлебным фургонам.

Существует еще один момент, который необходимо учитывать. Если сегодня не взяться за газификацию транспорта и не наладить под него собственное производство газовых баллонов, то завтра мы будем вынуждены втридорога закупать аналогичное оборудование за рубежом. А растущая мировая потребность в экологически чистой технике и газомоторном топливе очевидна.

Тверской вариант

В Твери в свое время тоже вдохновились девизом: «Даешь чистый воздух!» и горячим был призыв переоборудовать автомобили на газовое топливо. Тогда этот переход обосновывался экологическими соображениями, а сейчас к нему подтолкнули и скачки цен на бензин. Эта ситуация послужила отправной точки для нашего разговора с Владимиром Федулиным, первым заместителем начальника департамента жилищно-коммунального и газового хозяйства области.

- Владимир Александрович, газовые автозаправки - это миф или реальность для нашего региона?

- В Твери, на Борихином поле, на базе автоматической газораспределительной станции (АГРС), оборудованной «Лентрансгазом», 30 лет идет заправка автомобилей на компримированном газе. К тому же существует еще два вида автозаправочных станций, но уже для автомобилей, работающих на природном сжиженном газе. В 1990-х годах в области пытались сделать целую программу по созданию сети из 10-15 заправок - это действительно представлялось выгодным. Наиболее заметно тенденция перевода на газ ощущалась в Твери. Сжиженным газом машины заправляли на газонаполнительной станции в Перемерках. В городе также были оборудованы три АГРС для автомобилей, работающих на компримированном газе, а по области их было более полусотни.

Особенность этих станций в том, что они должны быть привязаны к магистралям, где идет газ под высоким давлением. Смысл делать газозаправки есть в крупных городах и в направлении автодорог. Поэтому вначале планировалось их строить в Торжке, Вышнем Волочке, Бологое, Бежецке, Конакове, где была подача газа и где были АГРС. Наиболее эффективным в этой программе был перевод на сжиженный газ коммунальной техники.

Газпром хотел было заняться широкомасштабным решением этой проблемы, но никто не выказал желания вкладывать в нее средства: строить эти станции, даже при условии софинансирования, удовольствие дорогое, хотя выгода налицо на трассах Москва-Санкт-Петербург, Москва-Рига, где большой транспортный поток.

Куда проще станции на сжиженном газе, и они у нас стали появляться. Для их оборудования ничего особенного не нужно: для заправки может стоять обычная емкость или автомашина-перевозчик, которая возит газовые баллоны.

Но сегодняшняя тенденция - это КриоГаз. Переход на этот вид сжиженного природного топлива помогает избежать опасности, заложенной в применении компримированного газа, где используются специальные баллоны. Они как бомба, потому что газ в них накачивается под высоким давлением до 150-250 атмосфер, а это далеко не безопасно. Поэтому лентрансгазовцы сейчас пошли впереди всей планеты: они сжижают природный газ и по заказу правительства Петербурга переводят на него город. Уже переоборудуются котельные. КриоГаз можно перевозить, разливая в баллоны, куда угодно и как угодно, не опасаясь. К тому же отпадает необходимость строить трубопроводы - они в данном случае для транспортировки не нужны. А это перспектива газификации самых труднодоступных мест. Нужно лишь построить станции сжижения природного газа.

Перспективным и целесообразным было бы «присмотреть» такой вариант и для нашей области: например, довести природный газ до Кувшинова, поставить там АГРС - автоматическую газораспределительную станцию и дальше возить сжиженный газ в Осташков. Сегодня схема газификации области представляет собой два пересекающихся в Торжке магистральных трубопровода, один в направлении Калязин - Старица - Ржев - Зубцов, другой - с юга на север. От них идут отводы на города. Но зона газификации все равно мала, и поэтому газ еще не пришел в северо-восточные районы и на северо-запад тоже: мы имеем только 16 газифицированных районов из 36 в регионе - строить отводы очень дорого. А при лентрансгазовском варианте отпадет необходимость тащить трубу на многие сотни километров.

***

Повод для размышления есть. В том числе и для развития нового направления в бизнесе - функционирования газозаправочных станций. К тому же сжиженный газ в баллонах можно продавать на обычной бензозаправке или близко к ней, за границей так и делается. Жаль только, что тарифная политика на энергоресурсы у нас в государстве такая непостоянная.

Публикации подготовила Маргарита СИВАКОВА

59

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию