28 Февраля 2017
$57.94
61.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Экономика01.06.2010

Прозрачный бюджет дает возможность зарабатывать

Как сообщалось, в начале ноября Тверь посетила делегация Международного банка реконструкции и развития. Группа экспертов МБРР во главе с ведущим экономистом банка Лоуренсом Ханной встретились с руководством региона и ознакомились с работой различных подразделений администрации области

Как сообщалось, в начале ноября Тверь посетила делегация Международного банка реконструкции и развития. Группа экспертов МБРР во главе с ведущим экономистом банка Лоуренсом Ханной встретились с руководством региона и ознакомились с работой различных подразделений администрации области: департаментов финансов, государственного заказа, социальной защиты. Зарубежные эксперты дали высокую оценку системе взаимодействия структур в эффективном использовании и координации бюджетных потоков. Эта тема интересовала их не случайно. По итогам конкурса по реформированию бюджетной системы регионов, объявленного Министерством финансов России под эгидой Международного банка реконструкции и развития, нашей области присужден международный грант в размере 138 млн. рублей.

О том, на какие цели пойдут эти средства, и о работе над столь масштабным проектом рассказывает начальник областного департамента финансов Василий ТОЛОКО.

- Совместный проект Минфина и Международного банка реконструкции и развития реализуется уже пять лет. В декабре 1999 г. совет директоров МБРР принял решение о предоставлении Российской Федерации займа на финансирование технического и правового содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне. С 2000 года Министерство финансов Российской Федерации объявляет конкурсы на получение средств Фонда реформирования региональных финансов, сформированного в структуре федерального бюджета за счет средств займа МБРР.

Благодаря реализации в нашей стране проекта Международного банка реконструкции и развития в России фактически впервые была создана возможность официального получения регионами дополнительных средств, идущих на реформы. А цели программы обширны и включают в себя условия по совершенствованию бюджетного процесса и межбюджетных отношений, тарифной политики, методов управления государственным имуществом, а также повышение эффективности расходования бюджетных денег и обеспечение достоверной информации в сфере общественных финансов.

Тверская область подала заявку на участие в проекте в 2002 году, но после реализации первого этапа программы в конце 2003 года у нас возник перерыв, связанный с выборами губернатора области. Поэтому у новой команды оставалось не так много времени, чтобы подключиться к дальнейшему участию. Тем не менее мы не только выполнили формальную часть, но и пошли дальше. Так, принятие в августе концепции реформирования бюджетного процесса на 2004-2006 гг. не было предусмотрено программой реформирования. И в этом мы были первыми среди субъектов Федерации. По результатам оценки представленной заявки Тверская область была допущена к участию в третьем конкурсе по распределению средств ФРРФ. В результате наша область вошла в пятерку лучших - из 13 регионов, изъявивших желание участвовать в конкурсе, что дало право на получение гранта.

По результатам проверки, проведенной экспертами МБРР, обязательства региона по работе над проектом на сегодняшний день признаны выполненными в полном объеме.

- Условия участия в конкурсе были достаточно жесткими, но все же нашему региону удалось выполнить все необходимые условия. Каковы основные этапы этой деятельности?

- Была разработана детальная и многоуровневая программа реформирования государственных и муниципальных финансов Тверской области. В 2003 году Тверская область выполнила первый этап программы, который предусматривал совершенствование нормативно-законодательной базы в области управления региональными финансами.

Понятно, что существующая система управления государственными и муниципальными финансами как в Тверской области, так и в большинстве субъектов Российской Федерации в силу ряда объективных причин, безусловно, требует совершенствования. Она не обеспечивала должной эффективности взаимодействия между различными уровнями власти; должной прозрачности регионального и местных бюджетов, не было и стандартов качества и эффективности оказываемых населению бюджетных услуг.

Поэтому начиная с октября 2002 года осуществлялся поэтапный переход на казначейскую систему исполнения бюджета, и с 1 января 2004 года областной бюджет в полном объеме исполняется по казначейской системе, что стало важнейшим шагом в реформировании региональных финансов. Внедрение такой системы обеспечивает введение механизма жесткого бюджетного контроля и санкционирования расходов, позволяющего избежать нецелевого использования бюджетных средств. Значительно сократилось время «пробега» денежных средств до конечного получателя.

Также необходимо выделить ряд других позитивных для самочувствия областной экономики моментов, как, скажем, совершенствование процедуры государственного и муниципального заказа и проведение конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области или ведение единого баланса активов и пассивов Тверской области. Позитивные сдвиги произошли и в части процедуры утверждения областного бюджета.

- Одной из проблем, которые должны быть решены в рамках программы реформирования, является недостаточная прозрачность регионального и местных бюджетов. Какие мероприятия были направлены на решение этой проблемы?

- Согласитесь, когда видно, насколько эффективно тратится каждый рубль в любых масштабах - страны, региона или отдельной семьи, можно быстро найти пути решения финансовых проблем. Поэтому мы целенаправленно работаем, чтобы сделать финансовую систему в Тверской области соответствующей разработанной программе: прозрачной, рациональной и эффективной.

Так, с целью обеспечения информационной открытости бюджета и бюджетного процесса, повышения качества бюджетного планирования, использования положительного опыта других субъектов Российской Федерации принято постановление администрации Тверской области «Об обеспечении информационной открытости бюджета и бюджетного процесса в Тверской области». В постановлении утвержден перечень показателей, характеризующих исполнение бюджета области и подлежащих публикации в средствах массовой информации. Тут и аналитическая информация о непосредственном исполнении бюджета, и межрегиональное сравнение показателей, и оценка кредитоспособности Тверской области.

Информация об исполнении бюджета области и государственном долге регулярно публикуется в областных средствах массовой информации, размещается на официальном интернет-сайте органов администрации Тверской области.

- Прозрачность в данном случае - синоним эффективности?

- Конечно, кроме обеспечения целевого использования бюджетных средств большое значение имеет их эффективное расходование. Можно привести много примеров, когда средства тратились по назначению, но отдача от их вложения была абсолютно неадекватной расходам.

Поэтому новая администрация области, или, как ее любят называть в газетах, команда Зеленина, целенаправленно работает над повышением эффективности каждого вложенного бюджетного рубля. И это приносит свои плоды.

Во-первых, - в системе закупок. Разработан и принят областной закон о государственных закупках для нужд региона. Если раньше все структурные подразделения проводили эти процедуры самостоятельно, то сейчас эта обязанность возложена на один орган исполнительной власти - департамент государственного заказа. Эффективность нового подхода доказана практикой. Например, в ходе конкурса на закупку мазута удалось добиться снижения закупочной цены с 4800 до 2400 рублей за тонну топлива.

Подобные подходы мы считаем принципиальными и при привлечении дополнительных ресурсов. Это позволило нам обеспечить успешное участие Тверской области в совместной с Пенсионным фондом России экспериментальной программе по оказанию адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам. Благодаря этому в Тверской территориальный фонд обязательного медстрахования на 1 ноября поступило уже 56 миллионов рублей. Эти дополнительные деньги позволили улучшить совсем уж безрадостную в начале 2004 года ситуацию в здравоохранении.

- Какая роль в программе реформирования финансов отводилась органам местного самоуправления и как в ней затрагиваются взаимоотношения с муниципальными образованиями?

- Я хочу напомнить одну характерную деталь. Ведущая роль в проекте реформирования региональных финансов МБРР отводится не центру, а регионам, то есть новые веяния идут с периферии.

Мы хотим пойти дальше и опробовать главный принцип бюджетной реформы и на муниципальном уровне. Как уже сообщалось в СМИ, администрация области в рамках повышения эффективности межбюджетных отношений, в следующем году намерена ввести четкие ограничения расходных полномочий между областью и муниципальными образованиями, установить единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов для всех городов и районов области. Причем эти нормативы будут максимально приближены к тем, которые будут установлены для местных бюджетов на федеральном уровне с 2006 года.

Такое реформирование - не самоцель. Новая система межбюджетных отношений позволит уменьшить социальные последствия монетизации федеральных и региональных льгот, обеспечить сохранение социальной стабильности и социальной защищенности жителей области.

В составе областного бюджета будет образована система фондов финансовой помощи бюджетам муниципальных образований. С 2005 года это будут три фонда: фонд финансовой поддержки муниципальных образований, фонд софинансирования социальных расходов и фонд муниципального развития. А вот средства из фонда реформирования муниципальных финансов, утвержденного уже в этом году, будут направляться на оздоровление и реформирование муниципальной финансовой системы, обслуживание и погашение долговых обязательств и кредиторской задолженности, развитие социальной инфраструктуры городов и районов.

Но что очень важно - субсидии из этого фонда будут предоставляться муниципальным образованиям на конкурсной основе.

Для проведения конкурса среди муниципальных образований уже создана необходимая нормативно-правовая и методическая база. В июне был объявлен конкурс, конкурсная документация была направлена во все муниципальные образования области.

Главы более 20 городов и районов области подтвердили свое согласие на участие в конкурсе. В октябре и ноябре в департаменте финансов были проведены практические семинары по вопросам подготовки программ реформирования муниципальных финансов. В настоящее время в муниципальных образованиях завершена практическая подготовка к оформлению заявок на участие в конкурсе. В декабре мы проведем экспертизу заявок и объявим победителей.

- Василий Борисович, а на какие конкретные цели пойдут средства выигранного гранта? В каких отраслях будут использованы?

Эти средства выделяются нашему региону на стимулирование бюджетных реформ, а именно - на повышение качества управления общественными финансами в наиболее проблемных, требующих дополнительного внимания отраслях.

Например, сегодня есть насущная необходимость совершенствования технического и программного обеспечения структур, отвечающих за распределение денежных средств по таким важнейшим отраслям, как «Здравоохранение» и «Социальная политика».

Сейчас в области продолжается работа по созданию системы персонифицированного учета граждан, получателей ежемесячных денежных выплат, субсидий и иных видов социальной помощи. Внедрение новой системы позволит перейти от автоматизации отдельных функций к комплексной автоматизации профильной деятельности органов социальной защиты населения. Чтобы специалисты органов социальной защиты имели возможность своевременного учета граждан и членов их семей, оказать им различных видов социальной помощи и услуг, и составлением отчетов.

И это только один пример конкретной отдачи от средств, вложенных в совершенствование и реформирование бюджетной системы. В целом же, по моему мнению, лучше всего суть программы реформирования региональных финансов отражает народная мудрость «копейка рубль бережет».

Необходимо отметить и общественную значимость участия нашего региона края в подобных международных проектах. Выигранный грант демонстрирует способность области за счет совершенствования системы управления зарабатывать средства на решение задач, от успеха в решении которых зависит здоровье тверской экономики в будущем.

И эти 138 миллионов, нет никаких сомнений, станут в будущем новым эффективным инструментом содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулированию экономических реформ на региональном уровне.

Беседовал Сергей МАМАЕВ

27

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию