27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
P.S.01.06.2010

Интересный вопрос о том, как устанавливаются в Твери тарифы и нормативы на тепло

В начале года совет общественности при губернаторе поручил комиссии по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления организовать экспертизу экономической обоснованности установленных тарифов и нормативов на коммунальные услуги в Твери

В начале года совет общественности при губернаторе поручил комиссии по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления организовать экспертизу экономической обоснованности установленных тарифов и нормативов на коммунальные услуги в Твери. Акцент был сделан на тепловую энергию, поскольку в городе платежи за тепло и горячее водоснабжение составляют примерно 60% от общей суммы оплаты услуг ЖКХ.

После детального изучения ситуации заключение комиссии было представлено совету общественности с участием губернатора, представителей администраций области и города Твери, Региональной энергетической комиссии и ОАО «Тверские коммунальные системы».

О нормативах

Жилищный фонд в Твери, как правило, не оборудован соответствующими приборами учета. Бытовые потребители оплачивают отпускаемую им тепловую энергию не по факту потребления, а исходя из установленного органами местного самоуправления норматива в расчете на 1 кв. м отапливаемой площади. Этот норматив был определен решением Тверской городской думы по представлению администрации города на основании экспертизы нормативов и тарифов на услуги теплоснабжения, выполненной Институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства. Экспертиза затрат ОАО «Тверские коммунальные системы» была выполнена по заказу самих ТКС.

Члены комиссии отметили грубые нарушения нормативных документов по проведению экспертиз и недостоверность исходных данных, предоставленных ТКС. Эти данные, например, занижали этажность жилых домов города, в результате чего их отопительные характеристики были увеличены на 23%. Температура наружного воздуха оказалась ниже фактической более чем в два раза. В расчет взяли погоду… 107-летней давности, а не за последние 5 лет, как это определяется соответствующими документами. Кроме того, по письму от имени института, но без номера и даты, был введен странный коэффициент «продуваемости» 1,1, который увеличил отопительную характеристику еще на 10%.

Данные этой экспертизы были безоговорочно приняты в администрации города и положены в основу проекта решения, внесенного в Тверскую городскую думу. В итоге решением № 56 от 29 июня 2004 года норматив потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда г. Твери увеличен с 0,18 Гкал до 0,22 Гкал с 1 кв. м отапливаемой площади в год, то есть на 22,2%.

После обращения в Институт экономики ЖКХ ряда депутатов ТГД и представителей общественности, указавших на недостоверность расчетов, из института пришел ответ, суть которого сводится к тому, что если исходные данные неверны, то нормативы расхода тепла должны быть пересмотрены.

О тарифах

Согласно постановлению Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 г., утвердившего Основы ценообразования и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электро- и тепловую энергию, при установлении тарифов учитывается заключение независимой экономической и технологической экспертизы, подтверждающей обоснованность затрат организаций, которые оказывают соответствующие услуги. Самое главное - все экономически необоснованные расходы при этом должны быть из расчетов исключены, а сами расчеты должны осуществляться в соответствии с методическими указаниями Федеральной службы по тарифам.

В Твери же при утверждении тарифа на тепловую энергию за основу были приняты результаты экспертизы, проведенной независимой экспертной организацией «Новгородаудит» по заказу ТКС за 1 млн. 30 тыс. рублей. О «качестве» ряда исходных данных, в том числе и по затратам, мы уже говорили. Хотя экспертиза и РЭК частично исключили или снизили их размер, комиссия на совете общественности отметила, что утвержденный тариф значительно завышен и не отражает экономической обоснованности всех расходов.

Таким образом, нормативы и тарифы на теплопотребление в городе Твери приняты без должного обоснования. В результате только увеличения нормативов потребления на 22,2% и тарифов на 24% рост оплаты за отопление в 2005 году по сравнению с первым полугодием 2004 года возрос на 46,2%. Учитывая, что с этого года уровень оплаты населения за данные услуги составляет 100%, то фактическая плата за отопление жилого фонда в городе Твери за последние 2,5 года увеличилась в 4,5 раза (с 3,69 рубля до 16 рублей в месяц за кв. м общей площади). Неудивительно, что, согласно статистическим данным, жители Твери платят за отопление гораздо больше, чем население других российских городов.

Независимая экспертиза

В соответствии с постановлением Правительства РФ (№ 89 от 17.02.2004 г.) «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» независимая экспертиза проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Они могут наделяться полномочиями на государственное регулирование теплоэнергетических тарифов региональным законом в рамках федерального о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию. А поскольку соответствующего закона Тверской области не имеется, то не случайно в решении ТГД (№ 65 от 27.07.2004 г.) «Об утверждении порядка проведения независимой экспертизы для изменения или пересмотра цен на содержание и ремонт жилья и тарифов на оказание коммунальных услуг в городе Твери» установлено, что «настоящий порядок не применяется для пересмотра тарифов на оказание коммунальных услуг (теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение), регулирование тарифов на которые осуществляется Региональной энергетической комиссией Тверской области».

То есть единого порядка нет. Это ведет к тому, что хотя действующим постановлением Госстроя РФ № 39 от 21.05.1999 г. и устанавливается возможность проведения независимой экспертизы за счет бюджетных средств, но на практике заказчиком выступают сами хозяйствующие субъекты, представляющие нужные им исходные данные. И мы убедились, что их искаженность повлекла за собой недостоверные расчеты и, как следствие, необоснованное завышение нормативов и тарифов. При этом экспертные организации отвечают только за свое заключение и не несут никакой ответственности за исходные данные.

Поэтому нужно принять за правило: заказчиком независимой экспертизы должны выступать только регулирующие органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления), которые не только должны быть ответственны за представляемые исходные данные, но и отвечать за проводимую ими нормативно-тарифную политику в целом. И конечно, средства на проведение независимых экспертиз должны быть заложены в соответствующих бюджетах, что необходимо учитывать при их формировании.

Нормативно-тарифная политика

Для предотвращения фактов необоснованного повышения оплаты услуг ЖКХ необходима согласованная региональная нормативно-тарифная политика. Согласно постановлению Правительства РФ (№441 от 26.08.2004 г.), органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги следует исходить из стандартов их качества. В Твери оно достаточно низкое. Это подтверждается многочисленными жалобами: «горячая линия» принимает их более полусотни в день. Однако, когда принимаются решения по увеличению тарифов, оценка качества жилищно-коммунальных услуг практически не производится, хотя их повышение следовало бы осуществлять только при 100-процентном качестве, исходя из того, что потери не превышают нормативных показателей. Сейчас все происходит наоборот: за услуги ненадлежащего качества граждане платят по цене качественных услуг. Например, согласно требованиям (ГОСТ Р 51617-2000) в точках водоразбора у потребителей температура горячей воды должна быть от 50 до 75 градусов! А многие ли могут подтвердить, что данные требования выполняются?

Таким образом, сложившаяся система регулирования тарифов не выполняет основной функции - защита интересов граждан-потребителей от низкого качества коммунальных услуг и высокого уровня цен. Ведь это же аксиома - коммунальные услуги должны быть качественными и одновременно доступными большинству населения. Доступность и защита прав потребителей являются одними из главных принципов установления цен и тарифов.

Да, изношенность основных фондов в ЖКХ, морально и технологически устаревшее оборудование, недостаток бюджетных средств - проблемы острые и застаревшие. Степень износа теплотрасс, находящихся на обслуживании ТКС, составляет более 60%. Это на одной чаше весов. Но на другой - граждане Тверской области, у абсолютного большинства которых доходы не позволяют оплатить коммунальные услуги по необоснованно завышенным тарифам и нормативам. И это огромная социальная проблема.

В апрельском опросе газеты «Экономика и жизнь» о наиболее тяжелых реформах 76% респондентов отметили, что самой разорительной для них стала жилищно-коммунальная, повлекшая значительное повышение квартплаты. Поэтому можно только приветствовать позицию администрации области, высказанную заместителем губернатора Ю.В. Серковским, что в процессе ценообразования в сфере ЖКХ необходимо учитывать и результаты экспертизы, и уровень платежеспособности населения. И, как следствие, корректировать производственные программы, уровень рентабельности и зарплату персонала коммунальных предприятий таким образом, чтобы их услуги в конечном итоге могли быть доступны большинству. В ежегодном Послании губернатора Законодательному собранию области отмечается, что оптимизация расходов в ЖКХ, разработка и внедрение четких стандартов по всем видам оказываемых услуг обеспечат сбалансированность их стоимости. Уповать на институт жилищных субсидий вряд ли стоит, так как при увеличении тарифов в наиболее тяжелой ситуации окажутся даже не самые малоимущие, а большинство населения, находящееся у этой опасной черты и не имеющее права на помощь со стороны государства.

Сейчас ситуация складывается таким образом, что при 100-процентной оплате населением услуг ЖКХ, когда уже нет необходимости закладывать в бюджеты и компенсировать так называемые выпадающие доходы хозяйствующих субъектов, регулирующие органы не заинтересованы в снижении затрат предприятий, оказывающих коммунальные услуги.

Поэтому и необходима взвешенная, согласованная нормативно-тарифная политика, ориентированная прежде всего на человека - конечного потребителя жилищно-коммунальных услуг. Этому мог бы способствовать областной закон о порядке регулирования тарифов, который бы установил единые принципы реализации нормативно-тарифной политики.

Валерий МИНЕВИЧ,

председатель комиссии по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления совета общественности при губернаторе области, председатель президиума общественной организации «Союз тверских народных депутатов 21-го созыва (1990-1993 годы)»

65

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию