17 Августа 2017
$59.65
70
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

«Увольте нашего директора!»

При первом прочтении это письмо - сигнал SOS, посланный в редакцию работниками небольшого предприятия из Конаковского района, - казалось этаким посланием из нашего не столь далекого «раннеперестроечного» прошлого

При первом прочтении это письмо - сигнал SOS, посланный в редакцию работниками небольшого предприятия из Конаковского района, - казалось этаким посланием из нашего не столь далекого «раннеперестроечного» прошлого. «На базе нашей фабрики, которая прежде очень хорошо работала, теперь образовалось новое предприятие, возглавил которое новый директор. Он по три месяца не платит рабочим зарплату, о производстве, коллективе не заботится. В здании фабрики - грязь и беспорядок, используется тяжелый ручной труд, а у директора все заботы о собственном кармане. Надо срочно его уволить!».

Ну что тут сказать? Снисходительно подивиться дремучести бедных поселковых жителей в вопросах рыночных отношений - мол, как это на десятом-то году после ваучерной приватизации можно не знать, что «уволить» директора частной компании отнюдь не в компетенции редакции газеты или «больших начальников» из структур исполнительной власти? Ограничиться ликбезовским комментарием с объяснениями насчет полномочий общего собрания акционеров и преимуществ кумулятивного способа голосования при избрании в совет директоров компании представителя, способного защитить их интересы, и т.д.? Так ведь грешно свысока взирать на отчаяние ближнего своего, а письмо это, безусловно, продиктовано отчаянием людей, у которых так «несовременно» болит душа за предприятие, когда-то процветающее их стараниями.

Стоп! По зрелом размышлении оказывается, что на самом деле письмо это - отнюдь не привет из вчера, а повод к наболевшему разговору на одну из самых актуальных ныне для нашей экономики тем - развития корпоративной культуры и напрямую «завязанной» на эту проблему экономической безопасности местных компаний и региона в целом. Значимость корпоративной культуры для успешного развития бизнеса давно осознали в развитых странах. В одной из недавних публикаций журнала «Коммерсантъ. Власть» упоминается о том, что менеджеры высокотехнологичных компаний вроде Xerox или IBM уже давно культивируют на своих предприятиях «коллективный дух» и «преданность фирме», демонстрируя трогательную отеческую заботу о сотрудниках и требуя взамен строгого соблюдения корпоративных правил поведения и усвоения «философии качества» или какой-либо иной корпоративной идеологии. На коллективистское начало, исконно присущее русскому народу и сохраненное им и в советские времена, делали ставку и наиболее мудрые представители отечественного директорского корпуса, когда проводили свои предприятия по слаломной «перестроечной», переходящей в рыночную трассе. Подтверждением тому и опыт предприятий нашей области, возглавляемых руководителями, имеющими кредит доверия у трудовых коллективов. Именно благодаря этому доверию директорам в самые трудные годы удалось осуществить ряд непопулярных, но спасительных мер, позволивших нашим ведущим компаниям, пережив и многомесячные простои производства, и столь же длительные задержки зарплаты, все же сохранить и бизнес, и костяк трудового коллектива, и в конечном итоге перейти от выживания к развитию. И именно этой основы корпоративной культуры, как оказалось, не достало, к примеру, одной из крупных тверских торговых компаний, изначально заявлявшей о своих претензиях на европейский уровень обслуживания покупателей в своих торговых точках. Этот уровень, по замыслу хозяина компании, должен был обеспечиваться в числе прочего вышколенными продавцами-консультантами, компетентными и улыбчивыми. Да, по первости эти облаченные в униформу юноши и девушки действительно приветливо улыбались всякому входящему в магазин и ненавязчиво предлагали помощь при выборе товара. Но уже вскоре им стало не до улыбок: за малейший промах, за пятиминутное опоздание с обеда их нещадно штрафовали, урезая и без того не очень-то высокую зарплату, а то и увольняли. Однако столь жесткая требовательность к персоналу эффективно работает лишь в сочетании с заботой о нем, о его профессиональном росте и комфортной для него рабочей атмосфере. Но как раз-таки этой управленческой аксиомой «европейски ориентированное» руководство компании пренебрегло. Итог - постоянная текучка кадров в ее торговых точках, продавцы-консультанты нынешнего «призыва», своим высокомерным безразличием куда больше напоминающие приснопамятный «совок», нежели своих коллег из супермаркетов Европы.

К слову, сегодня отечественный крупный и средний бизнес все больше осознает свою социальную роль. Почитайте имиджевые публикации в СМИ о крупных компаниях и убедитесь - их заказчики не меньше чем показателями роста производства и стоимости их акций на фондовом рынке гордятся выкупленным компанией отелем на морском побережье или горнолыжном курорте, собственным роскошным спорткомплексом, лечебно-профилактическим центром и т.д. Подобные тенденции понемногу обозначаются и на предприятиях нашей губернии. Конечно, до собственных отелей в Альпах пока дело не дошло, но вот строительство рядом предприятий на долевых началах благоустроенного общежития для работников уже предметно обсуждается их руководителями и администрацией области. Изучаются в тверских компаниях и различные варианты ипотечного кредитования с участием средств предприятий. Наконец, многие предприятия сегодня снова начали обрастать социальной базой - возвращать бывшие свои детские ясли и сады, оздоровительные лагеря, профилактории, спортивные базы, возобновлять шефские связи со школами и профессиональными лицеями… Вот она, кадровая политика, забота о своем будущем!

Так что, возвращаясь к приведенному в начале нашего разговора письму, логично сделать вывод о том, что в этом смысле несовременен как раз упоминаемый в нем, казалось бы, всесильный директор, забывший о нуждах работников своего предприятия. Потому как в сложившейся ситуации ему не приходится рассчитывать на поддержку коллективом своих начинаний, если таковые им планируются. Более того, ему даже стоит опасаться, что работники, они же акционеры-миноритарии, продадут свои ценные бумаги покупателю со стороны и компания может оказаться поглощенной более крупной структурой. Автору этих строк, должно быть, могут возразить: мол скорее всего директор (он же, судя по всему, основной акционер компании) уже просчитал все возможные варианты и решил сам избавиться от своего бизнеса, что и подтверждается его безучастным отношением к проблемам фабрики. Что ж, и в этом случае он действует в ущерб самому себе, сбивая таким образом цену своей компании в глазах потенциальных покупателей. Ну кто, в самом деле, польстится на допотопное производство, на котором к тому же при таком отношении к людям скоро будет некому работать? Если и купят, то за копейки. Но, может быть, для работников этого предприятия возможная смена собственника несет спасительный шанс?

Светлана БАКАРДЖИЕВА

14

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость